Автор: Бажина Ирина Георгиевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Микки–Маус"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО – Югра, Тюменская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Вместе с мамой"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Вместе с мамой»
(Направлен на успешную адаптацию детей к условиям детского сада
с привлечением родителей в целенаправленный процесс воспитания,
способствующий тесному взаимодействию взрослых и детей)
г. Сургут
Содержание
Паспорт проекта........................................................................................................... …………....... .3
Пояснительная записка………………….…………………………………………………………....5
Этапы и сроки проведения проекта………………………………………………………………….....6
Перспективный план работы……………………………………………………………………………7
Приложения
Структура системы взаимодействия……………………………………………………………………8
Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского
сада …………………………………………………………………………………………………….....9
Взаимодействие со специалистами МБДОУ………………………………………………………....10
Модель организации адаптационного периода детей 3 – го года жизни……………………………11
Алгоритм взаимосвязи семьи и дошкольного образовательного учреждения
в период адаптации ребенка к условиям ДОУ………………………………………………………12
Модель взаимодействия с семьей……………………………………………………………………..13
Модель организации адаптационного периода в детском саду
через режимные процессы……………………………………………………………………………..13
Консультация для педагогов «Несколько советов для молодых специалистов»………………......14
Консультация для родителей «Значение режима дня в жизни ребенка»………………………..14-17
Консультация для родителей «Что должны знать и уметь родители»………………………… …..18
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»……………………………………….19- 21
Консультация для родителей «Ребенок не хочет ходить в детский сад»…………..……………21-22
Консультация для родителей «Бабушка и дедушка балуют ребенка»…………………………..22- 24
Анкета по сопровождению детей «Что нужно знать о ребенке»…………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………………………26
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта
« Вместе с мамой»
Сроки реализации
Краткосрочный
Составители
проекта
И.Г. Бажина, педагог – психолог
Цель:
Оптимизация
процесса
адаптации
детей
к
ДОУ, создание
благоприятных,
комфортных
условий,
способствующих
благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ с помощью
современных
психолого-педагогических
технологии,
с
привлечением и объединением родителей к сотрудничеству по
организации в совместной работе по решению воспитательных
задач.
Задачи и
направления
работы:
- Обеспечить эмоционально – комфортную среду пребывания
ребенка в детском саду;
- развивать педагогическую компетентность родителей;
- создать предметно – развивающую пространственную среду,
обеспечивающую психологическую безопасность ребенка,
способствующую активизации двигательной активности и
познавательному развитию;
- способствовать тесному взаимодействию взрослых и детей;
- соблюдать преемственность в работе детского сада и семьи;
- побуждать родителей к активному участию в жизни ребенка в
детском саду;
- обеспечить психолого - педагогическое сопровождение развития
детей младшего дошкольного возраста.
Исполнители
основных
мероприятий:
- Педагоги
- родители
- специалисты дошкольного образовательного учреждения
Условия реализации
проекта
- Консультирование педагогов и родителей по общим
закономерностям процесса адаптации детей к условиям ДОУ
психологические возможности его оптимизации;
-проведение индивидуальных бесед, анкетирование, изучение
интересов и потребности семей;
-вовлечение родителей в проектную деятельность с целью
выявления затруднения взаимодействия с ребенком;
- диагностика детей, поступивших в ДОУ, в целях определения
факторов риска, протекания адаптации в тяжелой форме и
разработка рекомендации по оптимизации психолого-медико-
педагогического сопровождения адаптационного периода;
- проведение коррекционно-развивающих занятий,
способствующих созданию благоприятного психологического
климата в группе.
Ожидаемые
результаты
реализации проекта:
Создание
и
соблюдение
психологич е ск их
у с л о в и й ,
обеспечивающих
полноценное
психическое
и
личностное
развитие
каждого
ребенка.
Вовлечение
родителей
в
целенаправленный процесс воспитания, способствующий тесному
взаимодействию взрослых и детей.
Механизм
реализации проекта
Возникновение идеи создания проекта.
Оформление наглядной информации в уголке для родителей.
Индивидуальные беседы с родителями.
Организация работы с детьми.
Родительское собрание "Будем знакомы".
Анкетирование с целью изучения мнения об эффективном
сотрудничестве с образовательным учреждением.
Анализ анкетирования родителей.
Стимулирование
родителей
через
создание
таблицы
"участия
каждой семьи в жизни группы и детского сада".
Нормативные
документы
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят
государственной Думой 21.12.2013;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. №
1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
д о ш ко л ь н ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
о р г а н и з а ц и я х
(Постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13»);
"Конвенция о правах ребенка";
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998
№124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Пояснительная записка
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание
детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем
возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма,
низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно
сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно
создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение вызывает, как правило, серьёзную тревогу у
взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления,
укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к
ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым
и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском
саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и
родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители
объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения
адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной
адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В.
Мудрик, и др. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной
адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно
методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье
к детскому саду.
Рассматривая особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому
саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его
психического развития в дошкольном возраста, пришли к выводу, что важная роль в период
адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Необходимость активизации работы по воспитанию разносторонне развитого,
благополучного и здорового ребёнка очевидна и не требует доказательств. Формирование позиции
осознанного родительства – одно из основных направлений в обновлении процесса воспитания в
обществе. Активность всех звеньев системы образования может принести положительные
ожидаемые от процесса воспитания результаты
С психолого – педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до
трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот
возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее
психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он
непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка:
прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа
воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. Сухомлинский
Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из
актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной
политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт
рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям
окружающей среды.
Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ,
она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
• Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
• Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым
условиям?
Этапы и сроки проведения проекта:
Реализация проекта « Вместе с мамой» предполагает три этапа.
Организационный этап
Определена тема проекта, цели, задачи и пути ее решения.
Анкетирование родителей.
Подготовка консультаций для родителей.
Составление оптимального расписания занятий для адаптационной группы.
Пополнение дидактического материала.
Разработка диагностического инструментария для сопровождения детей в период
адаптации к ДОУ.
Практический этап
(Анализ результатов организационного этапа по реализации проекта:
«Вместе с мамой»).
Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Результаты диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста в ДОУ.
Показатели адаптации вновь прибывших детей.
Заключительный этап
Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ.
Перспективный план работы
Педагоги
Родители
Дети
Апрель-
май
Консультация: «Несколько советов
молодым специалистам»
Собеседование
«Психологиче ские
особенности детей 2-го и 3-го года жизни»
Встреча с медсестрой, заполнение мед.карты.
В с т р е ч а
с
п с и х о л о г о м
“ Д а в а й т е
познакомимся” - заполнение анкет.
С о в м е с т н о е
с
р о д и т е л я м и
посещение участков и групп д/сада
июнь
П е д а г о г и ч е с к и й
п р а к т и к у м
«Взаимодействие со специалистами ДОУ».
Ведение листов адаптации.
Консультация: «Значение режима дня для
детей второго года жизни»
Родительский клуб «Молодая семья»
Тема: «Влияние семьи на развитие ребенка»
Наблюдение за детьми в группе.
Проведение
адаптационных
игр
и
упражнений.
июль
Консультация «Игры в период адаптации»
Индивидуальные
консульт ации
п о
запросам педагогов.
Консультация: «Как помочь ребенку в период
адаптации?»
Наблюдение за детьми.
Проведение адаптационных игр и
упражнений.
август
С еминар-практикум
« Д и а г н о с т и к а
психического развития детей 2-го и 3-го
года жизни»
Консультации по запросам педагогов.
Тренинг «Кризис трех лет», тест «Какой вы
родитель?»
Индивидуальные консультации по запросам
родителей.
Наблюдение за детьми в группе.
Проведение
адаптационных
игр
и
упражнений
сентябрь
К р у г л ы й
с т о л
с
у ч а с т и е м
в с е х
специалистов «Итоги адаптации»
Индивидуальные консультации по запросам
родителей.
Родительский клуб «Молодая семья»
Тема «Расту вместе со своим ребенком»
Диагностика психического развития
детей 2-го, 3-го года жизни.
Приложение 1
Структура системы взаимодействия
Семья
Микросоциум
Ребенок
Детский сад
Школа
Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка
к условиям детского сада
Приложение 2
-
оформление
наглядной
информации
в
уголке для родителей
- индивидуальные беседы
- родительское собрание на тему:
«Давайте познакомимся»
- анкетирование с целью изучения мнения
об
эффективном
сотрудничестве
с
образовательным учреждением
- анализ анкетирования родителей
- стимулирование родителей через создание
таблицы
«участия каждой семьи в жизни
группы и детского сада»
- систематическое оформление выставки
детских
работ
по
изобразительному
искусству
Приложение 3
Взаимодействие со специалистами МБДОУ
Семья
Школа
Социум
Наблюдает
Анализирует
Приглашает на
индивидуальную консультацию
Выступает на родительском собрании с темой
«Особенности звукопроизношения детей 2-3
лет»
Предоставляет результаты наблюдений за
детьми и анализа их речи
Наблюдает
Анализирует
Разрабатывает анкету для родителей
Выступает
на
родительском
собрании
с
темой «Особенности адаптации детей
группы к детскому саду»
О р г а н и з у е т
с о в м е с т н у ю
р а б о т у
с
родителями: «Школа для родителей»
Учитель - логопед
Учитель - логопед
Педагог - психолог
Педагог - психолог
Воспитатель
Воспитатель
Оптимальный уровень адаптации детей
Позитивное
развитие
отношений
в
детском
коллективе
Активное
участие
родителей
в
проектной
творческой деятельности детей и родителей:
«Вместе с мамой»
Повышение
компетентности
педагогов
и
родителей по вопросам адаптации, воспитания
и развития детей
Вовлечение
родителей
в
жизнедеятельность
ДОУ и установление партнерских отношений
с семьями воспитанников
Приложение 4
Модель организации адаптационного периода детей 3 – го года жизни
Мама:
Мухиева Земфира
Раисовна - учитель
английского языка
сош №4
Папа:
Мухиев Ильдар
Фенусович
-автослесарь УТТ-1
Учет домашних
привычек
Использование
пестового фольклора
Учет и использование в
период адаптации привычек
и стереотипов поведения
ребенка
Индивидуальный
подход к ребенку
Гибкий режим
посещения
Использование игрушек –
забав, игрушек - сюрпризов
Создание условий для
общения со знакомыми
вещами и игрушками
Игры с
воспитателем
Элементы закаливающих
мероприятий
Контроль за физическим
состоянием ребенка
Игры ребенка
рядом со
сверстниками
Элементы
театрализованно
й деятельности
Использование
фольклора
Ситуация,
общения
Приучение к
объединению в
игре с другим
ребенком
Создание предметно –
развивающей среды
(использование
нетрадиционных форм)
Игры – занятия, игры
– упражнения, игры -
инсценировки
Организация
адаптационного
периода
Побуждение
ребенка к
общению со
сверстниками
Приложение 5
Алгоритм взаимосвязи семьи и дошкольного образовательного учреждения
в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Знакомство с
Знакомство с историей развития
Наблюдение за ребенком
мед. заключением
и социальным окружением ребенка
в период адаптации
к условиям группы
Анкетирование родителей
Сбор информации о возрастных
и сбор информации об истории
и индивидуальных особенностях
Учет органических
развития ребенка
ребенка, заполнение карты
потребностей ребенка
первичного приема
в период адаптации
Направление ребенка на
консультацию к специалистам
Рекомендации родителям по
Приучение ребенка
детской поликлиники
воспитанию ребенка в период адаптации
к режиму дня в ДОУ
Работа с семьей в период адаптации
Привлечение ребенка к
Направление ребенка
ребенка к условиям ДОУ
активному участию в
к психологу ДОУ
режимных моментах
Организация приема ребенка в группу
Рекомендации воспитателям
Формирование
по наблюдению за детьми Наблюдение за ребенком в условиях
культурно -
в период адаптации группового взаимодействия
гигиенических
навыков и навыков
Отслеживание ребенка Рекомендации воспитателям
самостоятельности
в группе по ведению адаптационных бланков
Ведение листов
Ведение карт нервно - психического
наблюдения за
развития детей
ребенком в период
Врач, мед.сестра
Психолог
Воспитатель группы
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Модель
организации адаптационного периода в детском саду
через режимные процессы.
(использование гибкого режима в организации адаптационного периода)
Утро
Утренний прием
Зарядка
Игры с элементами фольклора
Развивающие игры
Формирование культурно – гигиенических навыков
(приема пищи, одевание, гигиенические процедуры)
Завтрак
Игры – занятия, игры – упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка
Игры с элементами фольклора
Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные,
развивающие
Игры с водой и песком
Наблюдения, развлечения, беседы
Опыты и эксперименты
Закаливание: воздушные, солнечные ванны
Формирование культурно – гигиенических навыков
После сна
Разминка после сна. Закаливающие процедуры
Полдник
Элементы театрализованной деятельности
Художественно – творческая деятельность
Игры – драматизации, игры - инсценировки
Прогулка
Вечер
Формирование культурно – гигиенических навыков
Ужин
Игры – драматизации, игры - инсценировки
Элементы театрализованной деятельности
Общение детей
Уход домой
Приложение 6
Консультации для педагогов
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
1.
Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.
2.
Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство
приходит не сразу.
3.
Пополняйте свой «багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами
из жизни животного мира, природы и т.д.
4.
Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть
плохого настроения. В данном случае под «настроением»
нужно понимать настрой на
работу.
5.
Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если придется изменить ход
начатого
занятия
или
понадобится
провести
его
вне
плана.
Готовьтесь
к
занятию
с
«запасом». Лучше пусть останется неиспользованным материал, чем его не хватит.
6.
Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят.
7.
Старайтесь соблюдать «кодекс» справедливости. У маленьких детей обостренное чувство
несправедливости.
8.
Учите наизусть детские стихи, особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в
которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.
9.
Можно завести себе «помощника» в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы
будете советоваться, как поступить.
Консультация для родителей
ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или
детский
сад.
Надо
сказать,
что
сегодня
это
решение
далеко
не
всегда
продиктовано
необходимостью. Многие семьи, которые имеют возможность не водить своего ребенка в садик, у
которых есть няни и помощники по хозяйству, являются сторонниками дошкольного воспитания. В
то же время приверженцы «семейной педагогики» выдвигают множество аргументов не в пользу
детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка и
психологическая травма - следствие вероломного разрыва с мамой.
Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в
поведении малыша. «Плохие слова», обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это
считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители,
которые
предпочитают
воспитанию
в
домашних
стенах
детский
сад,
в
первую
очередь
аргументируют свою точку зрения тем, что сад - это первая школа общения, которую ребенок
обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что,
столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в
нем, а сумеет отыскать свое место.
Кроме того, детский сад, как организационная система, учит маленького человека волевому
поведению,
умению
соотносить
свои
желания
с
желаниями
других
детей
и
требованиями
взрослых. У ребенка формируется произвольное поведение и саморегуляция, в уровне развития
которых (а вовсе не в умении читать и считать) залог успешности будущего первоклассника.
Важно
и
то,
что
в
детском
саду,
вопреки
мнению
сторонников
семейного
воспитания,
все
вышеперечисленные качества формируются и воспитываются не в процессе армейской муштры, а
в игровой деятельности. Игра для дошкольника - это не просто возрастная потребность, к которой
стоит
относиться
снисходительно.
Это
ведущий
вид
деятельности
ребенка,
в
ходе
которого
формируются важнейшие качества личности маленького человека.
Кроха учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для
ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным
причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
Что касается частых болезней, то некоторые дети, поступая в детский сад, действительно
начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к
новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что
воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их
продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда
период адаптации завершается.
Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого социального
опыта. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать
свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. У него формируется не только система
представлений об окружающем его мире, но и о самом себе: о своих истинных способностях и
возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего,
сверстники.
С какого возраста?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения - это
трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее
желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В три года ребенок начинает испытывать
потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого момента дети обращают мало
внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими
членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются и
ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Постепенно он переходит в настоятельную
потребность
детской
психики,
неудовлетворение
которой
влечет
за
собой
затормаживание
развития.
Исключительно важно уловить этот момент. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще
не проснулся, если чадо очень сильно привязано к матери и не испытывает потребности в том,
чтобы
расширить
свой
мир,
ему
будет
очень
сложно
адаптироваться
в
детском
саду.
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной
возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все эти неприятности, как правило,
являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как
показывают
наблюдения,
дети,
поступающие
в
дошкольное
учреждение
«по
собственному
желанию»,
адаптируются
в
детском
саду
гораздо
быстрее,
чем
те,
которые
не
испытывали
потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Сложно и долго адаптируются в детском саду дети, которые:
являются единственными в семье;
находятся под чрезмерной опекой родителей или бабушек;
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
неуверенные в себе;
страдающие ночными страхами;
эмоционально неустойчивые;
пережившие психологическую травму;
имеют ярко выраженные дефекты (в более старшем возрасте).
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период
адаптации в детском саду.
Определенные психологические проблемы, возникающие у маленького человека в период
адаптации к детскому учреждению, - явление вполне нормальное и естественное. Более того, в
определенной
степени
их
возникновение
свидетельствует
и
о
высоком
интеллектуальном
и
психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем
адаптации
в
детских
учреждениях,
как
правило,
полностью
избегают
только
умственно
неполноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все
же
следует
различать
нормальные
эмоциональные
переживания
и
невроз,
который
может
развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем
старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен
превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет, - две-три недели,
в старшем дошкольном возрасте - один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции -
беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости
от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.
Отдельная группа детей, которые плохо адаптируются к саду, представляет собой малышей,
чьи родители слишком сильно переживают в связи с необходимостью отдавать их в дошкольное
учреждение. Как быть? Во-первых, помнить, что проблемы и переживания, связанные с выходом в
сад,
не
исчезнут
сами
собой.
Скорее
всего,
с
возрастом
ребенка
они
только
усугубятся.
И
столкнуться с ними малышу придется не в садике, когда он мал, а коллектив детей, окружающих
его, не имеет перед ним преимуществ в умении общаться, а в первом классе. Тогда, помимо очень
сложной социальной адаптации к новому коллективу детей, большинство из которых, как правило,
детсадовские, ребенку будет нужно решать и образовательные задачи.
Во-вторых, переживающим и сочувствующим родителям следует неукоснительно соблюдать
несколько
правил
поступления
ребенка
в
садик,
изложенных
ниже.
Это
поможет
избежать
серьезных проблем и психологических нарушений у крохи.
Правило № 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность. Как правило, мальчики
проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с
половиной. Это наиболее благоприятный момент для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное
учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило № 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Садик - это не тюрьма и не
клетка, в которую помещают кроху от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость
творчества,
радость
познания
окружающего
мира.
Только
с
этой
позиции
родители
должны
рассматривать детский сад и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило № 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание
(нежелание) посещать детский сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом.
Для того чтобы сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в
детстве его посещали. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет
бояться, что его ждет что-то плохое, а станет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.
Если же ваш собственный опыт был неудачным - не проецируйте его на вашего кроху.
Правило № 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения
группы детского сада.
Лучше
уберечь
ребенка
от
неожиданностей.
К
примеру,
за
несколько
недель
до
первого
посещения
начните
гулять
с
ним
возле
детского
сада
или,
если
есть
такая
возможность,
непосредственно на его детской площадке. На знакомой территории кроха будет чувствовать себя
более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем коллективе у ребенка
наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и станет общаться в первые несколько дней
- до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один
ребенок, с которым бы дружил ваш малыш, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят.
Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде, чем отвести чадо в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые
несколько дней не оставляйте его там на полный день, даже если, по мнению педагога, ребенок не
выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Правило
№
5.
Избавьте
ребенка
от
трудностей
адаптации
к
новому
режиму.
Дети,
не
посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано,
кто-то - поздно; в разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол... В детском
коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому
лучше приучить кроху заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в
детском саду. Его вы легко сможете узнать у воспитателя или заведующей.
Правило № 6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В детском саду ребенку, конечно,
помогут
есть,
но
не
будут
уговаривать
«скушать
ложечку
за
маму,
за
папу»
или
включать
мультфильмы. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте
ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не
сразу. Однако в привычной домашней обстановке малышу будет гораздо проще научиться надевать
колготки, застегивать пуговицы...
Самостоятельному ребенку будет проще, чем неприспособленному к самообслуживанию.
Правило № 7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь
им,
старайтесь
не
спровоцировать
возникновения
в
его
сознании
мысли
о
собственной
исключительности. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его
желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а
только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично
настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило
№
8.
Предоставьте
ребенку
возможность
эмоциональной
разрядки.
В
первые
несколько дней малыш чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций
может
привести
к
нервному
срыву,
поэтому
в
период
адаптации
крохе
просто
необходимо
«выпускать пар» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не
ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему нужно.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает
допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.
«Не садовские дети»
Особенности привыкания ребенка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа
нервной
системы
и
состояния
здоровья,
личностных
черт,
семейной
атмосферы,
условий
пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным
здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днем, имеющие плохой аппетит.
Тяжело
привыкают
к
детскому
саду
единственные
в
семье
и
поздние
дети,
чрезмерно
опекаемые, малыши, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью, привыкшие к
исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе,
беззащитные, тревожные. В детском саду такие крохи чувствуют себя несчастными, находятся в
состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и ребенок
начинает часто болеть. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже
появиться нервные тики - заикание, грызение ногтей...
Влияет на то, как ребенок будет посещать сад, и тип темперамента. Замечено, что быстро и
легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам
приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не
могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют,
подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим
собой.
Следует
отметить,
что
многие
дети
так
и
не
могут
привыкнуть
к
детскому
саду.
Тревожными сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребенка, о
том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью,
служат устойчивое нежелание посещать его, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой
аппетит, беспокойный сон. Но важно отметить и то, что «виноват» в этом необязательно детский
сад, а глубокие психологические проблемы вашего малыша или особенности общения в вашей
семье. И отодвинуть их решение к школе - вовсе не значит их решить.
Консультация для родителей
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ РОДИТЕЛИ
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой
площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет
перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный
рассказ
о
садике,
причём
рассказ
должен
быть
очень
красочный
и,
несомненно,
позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим
детям в детском саду.
Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального
подхода,
то
принимать
детей
следует
постепенно,
по
1-2
ребенка,
с
небольшими
перерывами (2-3 дня).
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет
быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять
эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в
присутствии близкого человека.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении
в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в
детском учреждении.
Консультация для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки.
Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что
игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения
малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из
важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его
психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний
мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к
другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым
действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт
поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся
более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых
ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты,
непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов,
которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда
умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют
фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи,
включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе.
Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою
тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись.
Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют
потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и
преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать
нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре
или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об
умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим
играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом,
сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий,
утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть
самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего
применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре
формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с
ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь
ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить
развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка,
является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора.
Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней,
обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают
воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной
игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат,
кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно
необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети
мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет
игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие
людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки,
коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические
(разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность,
стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку,
неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто
девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в
которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами
играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет
предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно
играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с
девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на
«мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика,
малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность
заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим
привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если
взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки
оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими
детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его
партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным
материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные
способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие
детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как
использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать
удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы
рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила.
Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах
игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их
смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны
своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям
самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать
сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и
он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но
скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь
старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой
материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим
планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку
уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему
следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки,
где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия,
сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает
бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем
больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем
Консультация для родителей
РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД.
Нередко родители задают вопрос о том, имеет ли смысл отдавать ребенка в садик или
предпочесть, чтобы он оставался дома с мамой или с бабушкой, или с няней... Серьезную задачу
для
некоторых
родителей
представляет
необходимость
'"оторвать"
от
себя
ребенка,
который
сопротивляется и не переставая рыдает, оставаясь без матери.
Найдем обоснованные ответы на эти вопросы.
Для оптимального психологического развития ребенка (а это для нас главное) необходимо,
чтобы первые три года он воспитывался матерью, не разлучаясь с ней надолго. Поэтому речь о
дошкольном учреждении или о бабушке, о няне желательно вести не раньше, чем ребенок дорастет
до трех лет. Пока он младше, детский сад бывает необходим не ему, а МАМЕ для того, чтобы она
могла работать или заняться младшим ребенком, или продолжить учебу...
Чтобы сделать
разумный выбор пути воспитания ребенка старше трех лет, попробуем "оценить" и сравнить
возможности бабушки, няни и детского сада.
Малыш, окруженный родителями, взрослыми родственниками и взрослыми друзьями
родителей, привыкает к ситуации, когда он в центре внимания; когда взрослые, умиляясь,
повторяют все его смешные словечки; им восхищаются; ему всегда и во всем уступают;
когда ему одному достается и красивая игрушка, и самое большое яблоко. Взрослым,
особенно если ребенок в семье единственный, трудно вести себя иначе. Как сложно будет
такому баловню, когда он придет в школу и внимание значимого взрослого - учительницы,
будет принадлежать не только ему, а еще двум десяткам детей. Да и вряд ли сумеет он по-
дружиться с детьми, если до сих пор видел их только издали.
Согласитесь, что ритм городской жизни, небезопасные дворы, отсутствие детских площадок во
многих
из
них,
"привязанность"
взрослых
к
телевизорам,
быстро
усваиваемая
детьми,
с
неимоверной скоростью распространяющаяся зараза компьютерных игр, нетерпимость многих
взрослых к детской возне и шуму - все это не позволяет дошкольникам общаться ни дома, ни на
улице. А общению, как и всему другому, нужно учиться, и чем раньше - тем легче и лучше
усваивается эта наука. Обсуждая возможность оставлять ребенка на время рабочего дня бабушке,
следует учитывать, что может она предложить малышу. А если бабушка весьма преклонных лет
или не совсем здорова?. То, что необходимо малышам: шум и беготня, громкий смех, крики -
утомляет бабушек.
Няню
в
последние
годы
довольно
успешно
заменяют
гувернантки,
имеющие
специальное
образование.
Но
даже
самая
высококвалифицированная
особа
не
сможет
научить
ребенка
общению со сверстниками "заочно", хотя и сможет дать ему возможность преуспеть в каких-то
"науках".
Главное, что дает ребенку садик, - это возможность общаться со сверстниками. И это очень важно,
потому что в семье ребенок такой возможности лишен.
Посещая детский сад, малыш постепенно привыкает к тому, что он не единственный, а
один из многих, проявить инициативу;
быстрее овладевает навыками совместной дея -
тельности
научается считаться с желаниями других детей (например, играть с той же игрушкой);
свободнее
и
адекватнее
выражает
свои
эмоции
и
реализует
свои
потребности
в
игре
(обратите внимание, как различаются игры детей друг с другом и со взрослыми);
Если вы решили, что ваш малыш будет посещать детский сад его следует подготовить к
новому для него образу жизни. Главное - чтобы у ребенка не сложилось представление о садике
как о вынужденной необходимости - "Потому что маме нужно на работу, потому что тебе нужно
готовиться к школе". Постарайтесь, чтобы он сам захотел туда пойти: "Там много детей, много
красивых игрушек, можно играть в разные интересные игры, учиться петь и танцевать... Совсем
маленьких туда не принимают, только тех, кто уже подрос, кто многое умеет сам, как ты!"
Не забывайте, воспитывает ребенка семья. Не надейтесь, что детский сад сделает это за вас.
Большие
трудности
возникают
у
малыша,
если
его
отправили
в
детское
дошкольное
учреждение, чтобы там он научился убирать после игры игрушки, или самостоятельно есть,
одеваться
(чему
его
не
смогли
научить
родители).
У
каждой
семьи
индивидуальные
обстоятельства, различные возможности. Но даже когда мама не работает и есть возможность
платить гувернантке, следует помнить о необходимом для малыша общении со сверстниками.
Если у вас с ребенком эмоционально теплые доверительные отношения, если он уверен в
вашей любви и поддержке, он обязательно расскажет, что ему не нравится в садике. Нужно только
не ругать его за то, что он не хочет туда идти, а спокойно во всем разобраться, понять ребенка.
БАБУШКА И ДЕДУШКА БАЛУЮТ РЕБЕНКА.
Бабушки и дедушки, имея большой жизненный опыт, как правило, имеют и несколько другую
шкалу ценностей, чем их взрослые дети, а потому в большей степени, чем молодые родители,
способны принимать ребенка, как чудо, которое невозможно не любить.
к зрелому возрасту бабушек и дедушек их супружеская любовь не столь увлекательна и
всепоглощающа;
многие бабушки ко времени появления внуков долгие годы находятся в ситуации жесткой
любовной диеты или даже любовного голода;
бабушки и дедушки более свободны в проявлениях своей любви к ребенку, так как не несут
ответственности за результаты его воспитания.
По этим и, наверное, еще по разным другим причинам, весь пыл нерастраченной любви они
щедро обрушивают на внуков. Чем более активную жизнь ведут родители, бабушки и дедушки,
чем в большей степени они реализуют собственные потребности, тем спокойнее и разумнее любят
они своих детей и внуков.
Проблема взаимоотношений поколений - извечна и сложна. Но, несмотря на сложность, она, как и
любая другая, может быть разрешена, если отнестись к ней разумно и быть последовательным в
своих желаниях. На что обычно жалуются родители, когда бывают недовольны отношением
бабушки к ребенку? Они считают, что бабушка позволяет ребенку то, чего не следует позволять,
говорит с ним о том, чего ему не следует знать, кормит его тем, что ему вредно и т.п.
В каких случаях это происходит? Когда молодые родители живут с ребенком у своих родителей
или когда они привлекают бабушку к уходу за малышом.
Да, в нашем обществе, к сожалению, далеко не всегда молодые супруги имеют возможность жить
отдельно от родителей в связи с пресловутой жилищной проблемой. Но не менее часто они
продолжают жить с родителями исключительно в силу своих психологических проблем.
Есть ситуации, очевидные постороннему глазу, но не осознаваемые самими ее участниками. Так,
молодая семья, в которой сын-школьник, имея свою двухкомнатную квартиру, продолжает- жить
вместе с мамой-тещей в ее двухкомнатной квартире. Супруги постоянно находят объяснение
такому положению вещей:
сделаем ремонт спокойно, зачем ребенку дышать пылью и красками?..
отключили горячую воду, ни помыться, ни постирать...
в нашей квартире невыносимый холод, а мальчик недавно болел...
у мальчика скоро день рождения, а все его друзья живут рядом с бабушкой...
на дачу удобнее ездить всем вместе.
Когда нет никаких причин, супруги ссорятся, и муж один, обиженный уезжает в свою квартиру,
чтобы через пару дней приехать к жене и теще для примирения и совместного проживания.
Неосознаваемые (или не желаемые для осознания) мотивы такого поведения заключаются в
нежелании (неспособности) взять на себя всю полноту ответственности за благополучие своего
ребенка, своей семьи.
Ведь так удобнее: бабушка и квартиру приберет, и обед приготовит, и мальчика в школу - из школы
приведет, и уроки ему сделать поможет, и английским с ним позанимается (жаль, на коньках
бабуля не катается!). И в кино - в гости в любое время можно пойти, и последние деньги на какую-
нибудь тряпку потратить (у бабушки в доме не останешься голодным).
Думаю,
вам
понятно,
что
конфликты
между
людьми
-
это
чаще
всего
отражение
внутриличностных
конфликтов,
в
данном
случае
-
конфликт
между
осознаваемыми
и
неосознаваемыми мотивами совместного проживания с мамой (с тещей).
Если семьи живут врозь, а бабушка видится с внуком не очень часто, таких проблем не возникает.
Бабушка ассоциируется у ребенка с праздником, когда он получает подарки, когда его угощают
чем-то вкусненьким, от него не отмахиваются, а наоборот - рассказывают сказки, катают на
качелях, говорят всякие приятные слова, целуют и ласкают.
Такие праздничные общения с
бабушками-дедушками никак не могут повредить ребенку. Напротив, он утверждается в своей
значимости, в том, что он любим, что он хороший.
Некоторые молодые мамы видят в таких
отношениях бабушек с внуками (особенно если эта бабушка - свекровь) угрозу своим отношениям
с ребенком. Что сказать? Опять то же: воспитание ребенка сле дует начинать с самовоспитания;
пытаясь понять бабушек и дедушек, их отношения с вашим ребенком, научитесь понимать себя.
Анкета «Что нужно знать о ребенке?»
Имя _____________________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
Перенесенные заболевания ________________________________________________________
Любимые игры ___________________________________________________________________
Любимые игрушки _______________________________________________________________
Радуется, когда __________________________________________________________________
Боится, когда __________________________________________________________________
Поведение:
Почти всегда бывает послушным_____________________________________________________
В равной мере бывает послушным и непослушным_______________________________________
Чаще бывает непослушным__________________________________________________________
Аппетит:
Ест хорошо, быстро, с аппетитом____________________________________________________
Иногда ест хорошо, иногда плохо______________________________________________________
Ест плохо, без аппетита_____________________________________________________________
Сон:
Быстро засыпает___________________________________________________________________
Долго лежит, не засыпая_____________________________________________________________
Сон длительный, спокойный__________________________________________________________
Сон кратковременный, беспокойный___________________________________________________
Агрессивность:
Часто обижает других детей, дерется________________________________________________
Иногда бывает агрессивным__________________________________________________________
Спокойный, совсем не дерется________________________________________________________
Обидчивость:
Обидчивый_________________________________________________________________________
Совсем не обидччивый_______________________________________________________________
Самостоятельность:
Сам одевается и раздевается________________________________________________________
Делает что-то одно________________________________________________________________
Просит, чтобы ему помогли________________________________________________________
Не умеет одеваться,раздеваться_____________________________________________________
Настроение:
Чаще радуется, смеется, не плачет___________________________________________________
Часто смеется и часто плачет ______________________________________________________
Плаксивый, часто испытывает недовольство___________________________________________
Список используемой литературы:
1. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду.- Москва, 2001г.
2.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. – Дошкольное воспитание //1998г.
3. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья. –
Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.