"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Автор: Петрова Ольга Германовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко" Населённый пункт: с. Моргауши, Чувашская Республика Наименование материала: доклад Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных
авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия
«здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно
рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как
совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие
«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается
задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их
родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как
сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,
методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические
технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе
культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с
медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V
группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в
соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период,
витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и
укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе
культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,
«Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как
правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками»,
«Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по
разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение
рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-
педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение
ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо
рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов
семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают
рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений
для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для
развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях
ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели
здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде
всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного
образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние
здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать
нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье
ребенка - это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный
ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально
адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной
работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из
приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в
условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит
результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и
родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий,
в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на
статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в
интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к
каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и
родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это
залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам
здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и
взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для
разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по
сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по
“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,
“топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на
свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность
детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр,
прогулки) и инновационные технологии оздоровления и
профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры,
тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья
педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ.
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды
совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-
образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и
родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня
физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием
здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
1.
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и
родителей ДОУ.
2.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной
работы с дошкольниками специализированных групп.
3.
Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих
технологий в педагогический процесс ДОУ.
4.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников.
5.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению
здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства
в ДОУ и семье;
6.
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Литература:
1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических
работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного
возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7
лет. – Москва, 2006г.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва
Мозаика – Синтез, 2002г.
5. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения
для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28.
7. Чаклин А.В. и Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду – Москва
«Педагогика» 1987г.
8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. - Москва
АПКиПРО, 2003г.