Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"


Автор: Петрова Ольга Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Моргауши, Чувашская Республика
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад Петровой Ольги Германовны

на тему

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Здороеьесберегающие технологии
в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым
- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
 медико-профилактические;  физкультурно-оздоровительные;  технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;  валеологического просвещения родителей;  здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.  технологии профилактики заболеваний,  углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,  коррекция возникающих функциональных отклонений,  отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья),  реабилитация соматического состояния здоровья,  противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,  витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),  санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии
- направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:  закаливание КГН;  беседы по вылеологии;  спортивны праздники;  спортивные развлечения и досуги;  недели здоровья;  соревнования;  прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
 Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
 Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;  Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;  Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико- педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей
- это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
 Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;  Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;  Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);  Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:  приобщение детей к физической культуре  использование развивающих форм оздоровительной работы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально
адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
 Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.  Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.  Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.  Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.  Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.  Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
 различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);  комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);  физкультурные занятия всех типов;
 оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);  организация рационального питания;  медико-профилактическая работа с детьми и родителями;  соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;  комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ.
 Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;  Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ;  Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;  Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;  Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;  Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;  Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. 2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп. 3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ. 4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье; 6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
 Соблюдайте режим дня!  Обращайте больше внимания на питание!  Больше двигайтесь!  Спите в прохладной комнате!  Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!  Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!  Гоните прочь уныние и хандру!  Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!  Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!  Желайте себе и окружающим только добра!
Литература:
1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г. 2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г. 3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г. 4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г. 5. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г. 6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28. 7. Чаклин А.В. и Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду – Москва «Педагогика» 1987г. 8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.


В раздел образования




Яндекс.Метрика