Автор: Курапова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: В гости к Хозяйке Медной горы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 6” города Ярославля
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
«В гости к Хозяйке Медной горы ».
Воспитатель: Курапова С.Б.
г. Ярославль
2017г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально -
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,
художественно – творческая.
Цель: систематизация знаний и умений детей по теме проекта «Эти удивительные
камни».
Задачи:
Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить
самостоятельно, находить признаки сходства и отличия камней, устанавливать связи
между явлениями природы; познакомить с профессией ювелира; познакомить с
элементами техники скань, развивать умение скручивать проволоку и украшать
завитками изделия.
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь
воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-
творческие способности;
Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской
деятельности, любовь к природе»; совершенствовать умения работать в команде сообща.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, мультимедийная презентация, старый,
поросший мхом камень, шкатулка с разнообразными камнями ( в том числе агат,
амазонит, яшма, аметист, фиониты), клип – карты и материалы для опытов с камнями,
ювелирные изделия, пинцеты, ножницы, медная проволока, бинокулярная линза,
конфеты- самоцветы для угощения детей.
Предварительная работа: по проекту «Эти удивительные камни» .
Беседа с детьми о
горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.
Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и
нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа: твёрдый, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня утром войдя в группу, я обнаружила под нашим
старым камнем очередное послание. Как вы думаете, от кого оно? Что нужно сделать,
чтобы узнать?
Комментарии детей (его надо прочитать и мы узнаем от кого).
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дети!
Я - Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательны,
наблюдательны, цените красоту природы и исследуете окружающий мир. Я живу
среди Уральских гор и камней. Приглашаю вас к себе в гости. Возьмите свой
волшебный камень, который подскажет вам, как попасть в мои владения. До
встречи!»
Воспитатель: Ну, что ребята хотите отправиться в гости к Хозяйке медной горы?
Дети: Да.
Воспитатель: Перед тем как отправиться в путешествие, давайте вспомним, что мы с
вами знаем о свойствах камня. Помогут нам в этом карточки – схемы.
1задание: Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе
ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень?
Вывод: Значит камень твердый, а пластилин мягкий.
2 задание: Возьмите обычный камень и мел. Опустите каждый в сосуд с водой.
Помешайте трубочкой. Что произошло с камнями, с водой? Полученные результаты
сравните, и сделайте вывод.
Вывод: Камни тяжелые, поэтому в воде они тонут. Обычный камень в воде не
растворяется, а мел растворяется.
3 задание: Рассмотрите камни. Найдите камень, похожий на квадрат. На овал. На
треугольник. Сравните и сделайте вывод.
Вывод: Камни бывают разной формы.
4 задание: Рассмотрите камни. Найдите самый большой камень, поменьше, самый
маленький. Выложите их в ряд по размеру. Сделайте вывод.
Вывод: Камни бывают разными по величине.
Воспитатель: Молодцы, вы многое знаете о камнях и готовы отправляться в путь с
нашим волшебным камнем.
Дети заходят в зал, с удивлением смотрят по сторонам. Описать зал(в зале
полумрак, горят зелёные лампочки ,на проекционном экране малахитовый
камень )
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красота, а это что? (слайд№ 1,
малахитовый камень)
Как вы думаете кто тут живет? (ответы детей, слайд № 2, с ХМг)
Под музыку…. Входит ХМг.
ХМг:
Здравствуйте дорогие дети, Я Хозяйка Медной горы. А владения мои это
Уральские горы с камнями, со мхами и деревьями. Вы пришли ко мне в гости,
сегодня я расскажу о несметных богатствах моих кладовых.
Воспитатель: Правда ли говорят, что одежда твоя из малахита?
ХМг: Правда, только я сегодня в малахитовых украшениях. Вот посмотрите. Ребята,
а ещё у меня есть малахитовая шкатулка. Как вы думаете, что в ней лежит?
( Ответы детей) А лежат там мои украшения с камнями самоцветами. Вот они
какие (слайды № 3,4) Посмотрите ребята, а вот ещё шкатулка, сделанная из камня,
амазонит. Он голубовато-зеленого цвета и выглядит так ( слайд № 5), а после
полировки его внешний вид становиться очень красивым (слайд№ 6 ) А какие из
этого камня украшения бусы, кольца, ожерелья ( слайд№ 7 )
Ребята посмотрите, а вот ларец из аметиста
(слайд № 8)
Камень аметист –
роскошный минерал, известный человечеству с давних времен. Он относится к
общепринятому разряду, категории драгоценных камней второго порядка, благодаря
своему благородному цвету, прозрачности и разнообразию оттенков ( слайд № 9) За
красоту, роскошь и редкость фиолетовый аметист вообще признан драгоценным
камнем первого порядка. Посмотрите на эти украшения с этим благородным камнем
(слайд № 10)
А это шкатулка из камня, который называется яшма ( слайд № 11 ) Яшма – плотный
кварцевый кристалл кремневого состава, после полировки приобретает глянцевый
блеск (слайд № 12 )
Из него изготавливают ювелирные украшения, амулеты,
талисманы и просто поделки (слайд № 13) Вот ещё одно изделие из камня, которое
своей красотой радует нас (слайд № 14) Агат - полудрагоценный камень. Его
отличительной чертой является полосатость (слайд № 15) Разные по цветовой гамме
волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть
целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. Благодаря оригинальности рисунка, а
также широкой распространенности, агат начал одним из первых среди самоцветов
использоваться для изготовления ювелирных украшений и декоративных изделий (
слайд № 16 ) Ребята , скажите вам понравились мои камни самоцветы? А украшения
из них? Скажите, а знаете ли вы, кто их изготавливает? (Ответы детей) Это человек
по профессии ювелир. Послушайте стихотворение:
Он проводит день-деньской
В ювелирной мастерской.
Драгоценностей – начальник;
Рядом – лупа и паяльник…
А в уме – летят стрижи –
Ожерелий чертежи!
Серьги и колечки –
Ходят как овечки.
Броши и кулоны
Бьют ему поклоны!
Потому что их кумир –
Чудо мастер – ЮВЕЛИР!
Он из камешков – драже,
Как великий Фаберже,
Создаёт в который раз
Красоту для наших глаз!
И сейчас я познакомлю вас с таким мастером - ювелиром, Надеждой Павловной
бабушкой нашего Артёма.
(Рассказ бабушки ювелира о своей профессии, показ инструментов, ювелирных
украшений, изготовленных собственноручно) слайды презентации № 17, № 18,
№ 19, № 20.
Воспитатель: вот бы и наш старый, поросший мхом камень, украсить такими же
паутинками – завитками, сканью.
Бабушка – ювелир: А вы хотите попробовать стать ювелирами? Но сначала
разомнём свои пальчики
Пальчиковая гимнастика «Каменные братья»
Нынче в группе непоседы
О камнях ведут беседу
Всех богатств не перечесть:
Есть гранит и яшма есть
Сколько тайн земля хранит?
Уголь, мрамор, малахит,
Изумруды и алмазы
Как же всё упомнить сразу?
(Во время работы нам необходимы будут следующие помощники – это глаза,
уши и руки .)
Описание работы : Берём медную проволоку и пинцет . Пробуем изогнуть её по
спирали с помощью инструмента.
ХМг: Какие у
Вас красивые завитки получились и все разные. Давайте украсим ими
наш камень.
По душе мне ваши работы, хочу поблагодарить вас за ваш труд. Тяжело было, ребята?
Что вы сегодня делали? Чему научились? (Ответы детей). Какие вы молодцы! А в
благодарность от меня принимайте подарок (ваза с конфетами-самоцветами).
Воспитатель:
Давайте
по
прощаемся
с
ХМг
и
бабушкой
ювелиром.
Нам
пора
возвращаться в детский сад. (Звучит волшебная музыка)
В группе проводится рефлексия образовательной деятельности.