"Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками с нарушением слуха в семье".
Автор: Левчук Алла Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад для детей с нарушениями слуха Населённый пункт: город Брянск Наименование материала: конспект Тема: "Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками с нарушением слуха в семье". Раздел: дошкольное образование
Основные требования к организации и содержанию работы
с дошкольниками с нарушением слуха в семье.
Основные
требования
к
организации
и
содержанию
работы
с
дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что
предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание
работы расширяется и углубляется по различным направлениям.
Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и
обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов
(гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.
Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых
колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды
работы, чередование которых делает их неутомительными для детей.
Так
же
как
и
при
организации
работы
с
детьми
раннего
возраста,
обязательным
условием
является
создание
слухоречевой
среды
в
семье,
предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.
Использование
слуховых
аппаратов
является
еще
одним
фактором
успешности проведения работы с ребенком.
В работах различных специалистов подчеркивается необходимость работы по
всестороннему развитию ребенка. Наиболее полно различные направления
работы
с
глухими
и
слабослышащими
дошкольниками
и
методика
их
проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И.
Леонгард; Б. Д. Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).
Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших
направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение
общеразвивающих
упражнений
с
предметами
и
без
предметов,
развитие
пространственной ориентировки и координации движений, формирование
правильной
осанки
—
таково
содержание
работы
по
физическому
воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая
упражнения
с
разнообразными
играми
детей
на
прогулках,
занятиях
в
спортивном уголке.
В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах
дошкольного
периода
она
включает
в
себя
воспитание
гигиенических
навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на
выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о
труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе
на
участке,
уходе
за
комнатными
растениями;
ручной
труд,
в
процессе
которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного
материала.
Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления
об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях
живой
природы
(растениях,
животных),
временные
представления.
Важнейшее
значение
следует
придавать
наблюдениям
за
деятельностью
людей,
условиями
их
жизни,
занятиям;
обучению
ориентированию
в
окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению
норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с
людьми.
Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования
речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия;
понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов,
побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и
детьми.
Этому
разделу
отводится
важная
роль
в
социальном
и
познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.
Познавательное
развитие
ребенка
также
связано
с проведением
игр
и
упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание,
запоминание,
формирование
целостного
образа
предмета,
развитие
восприятия
цвета,
формы,
величины,
пространственных
отношений,
развитию
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
элементов
логического мышления, развитию воображения).
Формирование
элементарных
математических
п р ед с т а вл е ни й
дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в
пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать
состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти;
понимать и решать простые задачи при условии наглядно представленного
условия.
Математические
знания
ребенка
используются
в
различных
бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда
возникает
потребность
использовать
различное
количество
предметов,
убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.
Игровая
деятельность
ребенка
направлена
на
формирование
сюжетно-
ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление
атрибутов
и
элементов
костюмов.
Важно
учить
детей
передавать
свои
впечатления
в
играх,
отражать
отношения
между
людьми
и
взрослыми,
использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в
других видах деятельности, важное значение придается игре как средству
развития
речи:
обозначению
атрибутов
игры,
называнию
ролей
и
определению сюжета, общению с другими детьми в процессе игры.
Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с
продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато
на предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на
умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы
сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства
предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим
элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка,
развитие
сюжетного
рисования,
лепки,
конструирования,
соотнесение
с
реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается
развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования.
Развитие
изобразительной
деятельности
тесно
связано
с
расширением
словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть
связан с обучением рассказыванию.
Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются
основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений
слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой
материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с
наблюдениями
за
предметами
и
явлениями,
играми
и
упражнениями,
различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Работа
по
речевому
развитию
глухих
и
слабослышащих
детей
в
семье
требует
также
и
организации
специальных
занятий,
где
проводится
планомерная работа по развитию устной и письменной речи детей.
Обучение
произношению
строится
на
основе
развивающегося
слухо-
зрительного
восприятия
ребенка
при
систематическом
использовании
фонетической
ритмики.
Рекомендуется
проведение
двух
5—10-минутных
занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа
по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах.
В процессе занятий по фонетической ритмике используются упражнения,
направленные
на
развитие
речевого
дыхания,
слитности,
ритма
речи,
интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи
некоторые нормы орфоэпии.
Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое
значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения,
которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом
ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для
формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности,
в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным
шрифтом
словами
и
фразами,
которые
вначале
ребенок
воспринимает
целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать
по
слогам.
Принципиально
важно
уточнять
правильность
понимания
прочитанных
слов
и
фраз.
С
этой
целью
после
чтения
слова
ребенок
указывает
на
предмет,
выполняет
действие,
отражает
свое
понимание
в
рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков
осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок,
отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала
взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-
самоделок и их неоднократное чтение поддерживает у ребенка интерес к
чтению. Постоянное чтение подписей к картинкам, материала различных
занятий, книжек-самоделок должно подвести к формированию навыка чтения
адаптированных и неадаптированных текстов, пониманию их содержания.
В
качестве
одного
из
важных
средств
развития
внимания,
воображения,
словесной
памяти
рассматривается
рассказывание,
в
процессе
которого
взрослый
рассказывает
ребенку
короткие
рассказы,
сказки.
Для
лучшего
понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки,
фигурки
действующих
лиц,
картинки.
Ребенка
учат
следить
за
эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и
тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к
тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты
рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших
дошкольников
может
развиваться
творческое
отношение:
придумывание
продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших
историй и сказок.
Для
закрепления
структуры
слова,
уточнения
звукобуквенного
состава
используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с
табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для
формирования интереса к письму используются разнообразные методические
приемы:
подписывание
рисунков,
письмо-поручение,
письмо-просьба,
слухозрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь
написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях
других
людей,
дать
описание
сюжетной
картинки,
написать
несколько
связных
предложений
о
выходных
днях.
Все
написанное
ребенком
обязательно должно уточняться в плане понимания значения написанных
слов и фраз.
Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно
связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках
окружающего мира.
В
дошкольный
период
продолжается
поэтапное
формирование
слухового
восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат
различать
и
опознавать
знакомый
(на
слух)
речевой
материал,
т.
е.
воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми
знакомого
речевого
материала
способствует
формированию
в
долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими
в процессе восприятия речи.
Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,
фраз,
которые
знакомы
ребенку
в
письменной
и
устной
формах.
В
соответствии
с
последовательностью
работы
по
развитию
слухового
восприятия
детям
постепенно
начинают
предъявляться
на
слух
и
новые
слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и
по звучанию слова. Накопление слухового словаря, которое происходит на
специальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится
условием
полноценного
усвоения
данного
материала,
обеспечивает
формирование
смысловой
и
произносительной
стороны
слов
и
фраз
различного типа. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с
работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал
ребенок воспроизводит устно и в процессе уточнения акустических образов
происходит
дифференциация
и
уточнение
звуко-слоговой
и
ритмико-
интонационной характеристики слов и фраз. В процессе развития слухового
восприятия
увеличивается
расстояние,
с
которого
дети
воспринимают
речевой
материал
с
аппаратом
и
без
него.
Глухих
дошкольников
учат
воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот.
Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут
разными у слабослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха,
сроков слуховой тренировки.
Развитие
слухового
восприятия
обеспечивается
также
в
ходе
восприятия
неречевых
звучаний:
дифференциации
различных
музыкальных
инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и
женского
голосов,
сольного
и
хорового
исполнения.
Одним
из
средств
развития
слухового
восприятия
является
восприятие
бытовых
звуков,
сигналов
транспорта,
природных
шумов.
Воспитание
и
обучение
неслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно больше
возможностей по сравнению с условиями детского сада.
Работа
по
формированию
речи,
развитию
слухового
восприятия
в
семье
включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может
быть связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.
Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным
слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка
со стороны сурдопедагогов, групп кратковременного пребывания, Центров
реабилитации
слуха
и
речи,
где
консультируют
родителей
по
вопросам
воспитания детей в семье.