Автор: Самава Лариса Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2115
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание толерантности у школьников в условиях интерната (из опыта работы)
Раздел: начальное образование
Самава Л.К.
Воспитание толерантности у школьников в условиях интерната (из
опыта работы)
Москва-
город
многих
культур
и
традиций,
где
в
каждой
школе,
в
каждом классе учатся и воспитываются дети разных национальностей, с
разными индивидуальными особенностями, из разных семей.
Жизненно важной потребностью становится сегодня воспитание детей в
духе бесконфликтности, учить жить в мире непохожих людей и идей.
Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом
особенностей
детей,
коллектива,
отношений
между
учащимися
и
их
проявлений
в
поведении.
При
организации
работы
по
воспитанию
толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
▪
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
особенности
воспитания в семье, семейной культуры;
▪ национальный состав коллектива учащихся;
▪ проблемы в отношениях между детьми, их причины;
Учителя и воспитатели школы-интерната,как и педагоги других школ,
осуществляют
поиск
эффективных
форм
воспитания
у
школьников
толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.
Мы
исходим
из
того,
что
основа
толерантности
–
формирование
гуманных отношений между людьми независимо от национальности. Это
возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему
отношений в коллективе класса, отношений разновозрастных групп школы-
интерната.
Воспитание
культуры
межнационального
общения
мы
начинаем
с
первых дней обучения детей в начальных классах с воспитания устойчивого
проявления
заботы
старших
о
младших,
дружелюбия
к
одноклассникам,
своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с
людьми,
сдержанности
в
проявлении
негативных
чувств,
нетерпимого
отношение к насилию, злу, лживости, лени.
На первой ступени обучения наши воспитанники помимо предметов
базисного учебного плана изучают предмет «Азбука нравственности».
Посредством
разнообразных
форм
и
методов
работы
(
беседы,рисунки,
мини-сочинения, ролевые игры), разъяснения понятий «хорошо», «плохо»,
доступных для понимания, восприятия и осознания младшими школьниками
мы стараемся формировать представления о добре и зле. Учим
детей
отвечать
на
вопросы:
как
мы
относимся
к
своим
родным,
друзьям
и
к
незнакомым людям? Какие поступки мы называем добрыми? И т.д.
Например, во втором классе на одном из уроков я предложила детям
игру « Добро и зло на чашах весов».
Как вы думаете,ребята,
чего на земле больше: добра или зла?
Может
быть,
нам
помогут
это
узнать
старинные
весы?
(
к
уроку
я
подготовила самодельные чашечные весы).
На
одну
чашу
весов
мы
будем
класть
«зло»
(
таблички
с
надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,
Жестокость.
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша
весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,
совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с
добром.
Дети подходили к весам, рассказывали о своём добром деле или о
добром деле другого человека и клали на чашу весов свою «капельку»-
мелкие игрушки ( помог девочке донести портфель; нарисовала для бабушки-
соседки рисунок «просто так»; подружился с мальчиком по имени Аслан,
помог
ему
выучить
стихотворение
А.С.Пушкина;
научилась
танцевать
индийский
танец;
уступила
место
в
троллейбусе
пожилой
женщине;
помирились с подружками; Россия оказала помощь жителям Турции после
землетрясения; арестовали пиратов,которые в океане захватывали корабли;
во всех странах готовятся праздновать годовщину Победы над фашистами и
т.д.) . Вскоре чаша весов «добра» перевесила чашу «зла».
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни:
капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки- в реку, реки- в
море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Подводя итог урока, я спросила ребят, какое чувство они испытывали, делая
добрые дела? И получила такие ответы: делать доброе дело очень приятно,
радостно, чувствуешь себя счастливым, настроение улучшается.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы должны
вырасти настоящими людьми: добрыми, трудолюбивыми, смелыми. И
обязательно помнить, что делать добро- это здорово!
На уроках чтения при изучении темы « Устное народное творчество» я знакомлю
детей с пословицами и поговорками о дружбе, об уважении к людям, о
любви к родине ( В каком народе живёшь, того обычая и держись; Верный
друг лучше сотни слуг; Встречай людей не с лестью,а с честью; Злой
человек не проживёт добрый век; Когда хочешь себе добра, никому не делай
зла; Миром и горы сдвинем и др.) Как ребёнок понимает
то или иное
высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет
нравственную
подоплёку
пословиц
и
поговорок
—
всё
это
даёт
мне
возможность активно использовать пословицы и поговорки
в учебной и
воспитательной работе.
В исследовании нравственных ценностей учащихся я использую и методику
мини- сочинений. В определённой степени мини-сочинения помогают мне
узнать
внутренний
мир
каждого
моего
ученика,
все
стороны
мировосприятия,
а
также
вносят
определённый
вклад
в
развитие
коммуникативной культуры учащихся. Стараюсь подбирать темы сочинений
в соответствии с теми нравственными проблемами, которые в дальнейшем
мы
обсуждаем
в
классе.
( Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями?;
Люди,которых я люблю...;Почему люди плачут?;Я, ты, он,она- вместе
целая страна...; Кем и каким я хочу быть? и др.)
В моём классе учатся дети восьми национальностей. Чтобы ребята смогли
получше узнать друг друга, учились с уважением относиться к людям разных
национальностей, я предложила детям подготовить вместе с родителями
национальные
костюмы,
блюдо
национальной
кухни,
рассказ
о
народе,
представителем
которого
они
являются.
На
одном
из
классных
часов
учащиеся вместе с родителями познакомились с традициями приема гостей
у
осетин,
якутов,
армян,
евреев,
индийцев,
украинцев,
русских,
татар;
попробовали
блюда
национальной
кухни;
послушали
песни
и
стихи
на
разных
языках;
отгадывали
загадки;
знакомились
с
пословицами
разных
народов.
Чтобы изучить привязанности учащихся в классе, определить приоритеты
во
взаимоотношениях
детей,
на
классных
часах
я
провожу
небольшие
исследования:
Предлагаю детям продолжить предложение
Наш класс- самый...
Нам нравится, когда...
Нам не нравится, когда...
Мы любим, когда....
Мы не любим, когда...
Если кому-то трудно, то мы...
Если у кого-то радость, то мы...
Мы считаем, что наш класс будет... потому что мы много...
Мы надеемся, что...
Предлагаю дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя.
Объясняю детям, что, характеризуя то или иное качество, они должны
«примерить» его на себя и оценивать его с точки зрения своих собственных
поступков.
1.Добрый человек - это тот, кто...
2.Честный человек — это тот, кто...
3.Злой человек — это тот, кто...
4.Отважный человек — это тот, кто...
5.Милосердный человек — это тот, кто...
6.Надёжный человек — это тот, кто...
7.Безжалостный человек — это тот, кто...
8.Человек-лгун — это тот, кто...
9.Человек трусливый — это тот, кто...
Вместе с ребятами мы анализируем
их
высказывания и
обсуждаем те из
них, которые были высказаны наиболее честно.
Исследования разного типа и назначения я использую с целью качественного
проведения и организации воспитательной работы в своём классе.
Во второй половине дня, занимаясь в кружках и студиях, воспитанники
школы-интерната
продолжают
знакомиться
с
культурой
разных
стран:
в
изостудии
расписывают
традиционных
русских
матрёшек,
изучают
индийские
орнаменты,
основные
символы
и
цветовые
гаммы
рисунка
разных
стран;
в
хоровой
студии
«
Земляниченка»
дети
поют
русские,
украинские, английские песни. В репертуаре школьного кукольного театра-
спектакли по
народным сказкам, сказкам Ш. Перо, Р.Киплинга и т. д.; в
танцевальных студиях «Лотос», «Ритм» наши воспитанники учатся танцевать
индийские народные танцы, танцы народов мира.
В
средней
школе
особое
внимание
мы
обращаем
на
формирование
товарищеской взаимопомощи, умения прощать, чуткости к горю и другим
нуждам чужих людей, милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся
в помощи, нетерпимости к национальному самовозвеличиванию, чванству.
Большое внимание наши педагоги уделяют воспитанию таких качеств, как
политическая
осведомленность,
способность
идти
на
компромисс
при
разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность
встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
В
общей
системе
общеобразовательной
подготовки
важное
место
принадлежит нравственному просвещению и воспитанию. На уроках ребята
не только знакомятся с основными нравственными понятиями: мужество,
подвиг,
традиции,отвага,
смелость,патриотизм,
чуткость,
доверие,
гуманизм и
др.,но
и
учатся
сопоставлять
и
анализировать
поступки
и
представления,
узнают
основные
требования
и
правила
человеческого
общежития.
Учителя
используют
как
традиционные
методы
работы
(
объяснение
и
закрепление
материала,устный
опрос,
использование
иллюстраций),
так
и
нетрадиционные
(
тренинги,
уроки-диспуты,
интегрированные занятия, инсценировки, брейн-ринги), творческие задания (
составление кроссвордов, коллажей). Формированию гражданских ценностей
старшеклассников, патриотических чувств способствуют классные часы по
темам « Доброта и милосердие в нашей жизни», «Летопись моей семьи»,
«Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Что такое Я
и что такое Мы?», « Современный герой- кто он?», «Я для Родины, или
Родина для меня?», «Мы и мир».
Одна из самых трудных педагогических задач — трансляция позитивного
опыта воспитания толерантности на семьи наших учащихся. Я апробирую
различные формы работы с родителями. Эта работа включает в себя три
основных направления:
психолого-педагогическое просвещение
вовлечение родителей в образовательный процесс ( открытые уроки,
создание проектов, экскурсионная деятельность)
участие семей в государственно- общественном управлении школой
(родительские комитеты, совет отцов).
Приглашая родителей к открытому сотрудничеству, я стремлюсь объединить
родителей, разрушить барьеры в общении родителей друг с другом. В какой-
то степени мне это удалось: все инициативы поддерживаются родителями,
возрос интерес родителей к делам класса, школы.
Социальные
и
гражданские
акции,
в
которых
принимают
участие
учащиеся, учителя, воспитатели и родители - « Подарок ветерану»,
«Напиши письмо солдату», «Чужих детей не бывает»,« Я, ты, он, она-
вместе целая страна...», « Георгиевская лента», «Творите добрые дела»,
песенный
фестиваль
на
Юго-Западе
—
являются
теми
самыми
ситуациями сотрудничества и взаимодействия, в которых формируются
гражданская
активность,
ответственность,
инициатива,
формируется
этика сотрудничества.