Напоминание

Воспитание толерантности у школьников в условиях интерната (из опыта работы)


Автор: Самава Лариса Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2115
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание толерантности у школьников в условиях интерната (из опыта работы)
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Самава Л.К.

Воспитание толерантности у школьников в условиях интерната (из

опыта работы)

Москва-

город

многих

культур

и

традиций,

где

в

каждой

школе,

в

каждом классе учатся и воспитываются дети разных национальностей, с

разными индивидуальными особенностями, из разных семей.

Жизненно важной потребностью становится сегодня воспитание детей в

духе бесконфликтности, учить жить в мире непохожих людей и идей.

Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом

особенностей

детей,

коллектива,

отношений

между

учащимися

и

их

проявлений

в

поведении.

При

организации

работы

по

воспитанию

толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка,

особенности

воспитания в семье, семейной культуры;

▪ национальный состав коллектива учащихся;

▪ проблемы в отношениях между детьми, их причины;

Учителя и воспитатели школы-интерната,как и педагоги других школ,

осуществляют

поиск

эффективных

форм

воспитания

у

школьников

толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

Мы

исходим

из

того,

что

основа

толерантности

формирование

гуманных отношений между людьми независимо от национальности. Это

возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему

отношений в коллективе класса, отношений разновозрастных групп школы-

интерната.

Воспитание

культуры

межнационального

общения

мы

начинаем

с

первых дней обучения детей в начальных классах с воспитания устойчивого

проявления

заботы

старших

о

младших,

дружелюбия

к

одноклассникам,

своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с

людьми,

сдержанности

в

проявлении

негативных

чувств,

нетерпимого

отношение к насилию, злу, лживости, лени.

На первой ступени обучения наши воспитанники помимо предметов

базисного учебного плана изучают предмет «Азбука нравственности».

Посредством

разнообразных

форм

и

методов

работы

(

беседы,рисунки,

мини-сочинения, ролевые игры), разъяснения понятий «хорошо», «плохо»,

доступных для понимания, восприятия и осознания младшими школьниками

мы стараемся формировать представления о добре и зле. Учим

детей

отвечать

на

вопросы:

как

мы

относимся

к

своим

родным,

друзьям

и

к

незнакомым людям? Какие поступки мы называем добрыми? И т.д.

Например, во втором классе на одном из уроков я предложила детям

игру « Добро и зло на чашах весов».

Как вы думаете,ребята,

чего на земле больше: добра или зла?

Может

быть,

нам

помогут

это

узнать

старинные

весы?

(

к

уроку

я

подготовила самодельные чашечные весы).

На

одну

чашу

весов

мы

будем

класть

«зло»

(

таблички

с

надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,

Жестокость.

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша

весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,

совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с

добром.

Дети подходили к весам, рассказывали о своём добром деле или о

добром деле другого человека и клали на чашу весов свою «капельку»-

мелкие игрушки ( помог девочке донести портфель; нарисовала для бабушки-

соседки рисунок «просто так»; подружился с мальчиком по имени Аслан,

помог

ему

выучить

стихотворение

А.С.Пушкина;

научилась

танцевать

индийский

танец;

уступила

место

в

троллейбусе

пожилой

женщине;

помирились с подружками; Россия оказала помощь жителям Турции после

землетрясения; арестовали пиратов,которые в океане захватывали корабли;

во всех странах готовятся праздновать годовщину Победы над фашистами и

т.д.) . Вскоре чаша весов «добра» перевесила чашу «зла».

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни:

капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки- в реку, реки- в

море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Подводя итог урока, я спросила ребят, какое чувство они испытывали, делая

добрые дела? И получила такие ответы: делать доброе дело очень приятно,

радостно, чувствуешь себя счастливым, настроение улучшается.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы должны

вырасти настоящими людьми: добрыми, трудолюбивыми, смелыми. И

обязательно помнить, что делать добро- это здорово!

На уроках чтения при изучении темы « Устное народное творчество» я знакомлю

детей с пословицами и поговорками о дружбе, об уважении к людям, о

любви к родине ( В каком народе живёшь, того обычая и держись; Верный

друг лучше сотни слуг; Встречай людей не с лестью,а с честью; Злой

человек не проживёт добрый век; Когда хочешь себе добра, никому не делай

зла; Миром и горы сдвинем и др.) Как ребёнок понимает

то или иное

высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет

нравственную

подоплёку

пословиц

и

поговорок

всё

это

даёт

мне

возможность активно использовать пословицы и поговорки

в учебной и

воспитательной работе.

В исследовании нравственных ценностей учащихся я использую и методику

мини- сочинений. В определённой степени мини-сочинения помогают мне

узнать

внутренний

мир

каждого

моего

ученика,

все

стороны

мировосприятия,

а

также

вносят

определённый

вклад

в

развитие

коммуникативной культуры учащихся. Стараюсь подбирать темы сочинений

в соответствии с теми нравственными проблемами, которые в дальнейшем

мы

обсуждаем

в

классе.

( Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями?;

Люди,которых я люблю...;Почему люди плачут?;Я, ты, он,она- вместе

целая страна...; Кем и каким я хочу быть? и др.)

В моём классе учатся дети восьми национальностей. Чтобы ребята смогли

получше узнать друг друга, учились с уважением относиться к людям разных

национальностей, я предложила детям подготовить вместе с родителями

национальные

костюмы,

блюдо

национальной

кухни,

рассказ

о

народе,

представителем

которого

они

являются.

На

одном

из

классных

часов

учащиеся вместе с родителями познакомились с традициями приема гостей

у

осетин,

якутов,

армян,

евреев,

индийцев,

украинцев,

русских,

татар;

попробовали

блюда

национальной

кухни;

послушали

песни

и

стихи

на

разных

языках;

отгадывали

загадки;

знакомились

с

пословицами

разных

народов.

Чтобы изучить привязанности учащихся в классе, определить приоритеты

во

взаимоотношениях

детей,

на

классных

часах

я

провожу

небольшие

исследования:

Предлагаю детям продолжить предложение

Наш класс- самый...

Нам нравится, когда...

Нам не нравится, когда...

Мы любим, когда....

Мы не любим, когда...

Если кому-то трудно, то мы...

Если у кого-то радость, то мы...

Мы считаем, что наш класс будет... потому что мы много...

Мы надеемся, что...

Предлагаю дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя.

Объясняю детям, что, характеризуя то или иное качество, они должны

«примерить» его на себя и оценивать его с точки зрения своих собственных

поступков.

1.Добрый человек - это тот, кто...

2.Честный человек — это тот, кто...

3.Злой человек — это тот, кто...

4.Отважный человек — это тот, кто...

5.Милосердный человек — это тот, кто...

6.Надёжный человек — это тот, кто...

7.Безжалостный человек — это тот, кто...

8.Человек-лгун — это тот, кто...

9.Человек трусливый — это тот, кто...

Вместе с ребятами мы анализируем

их

высказывания и

обсуждаем те из

них, которые были высказаны наиболее честно.

Исследования разного типа и назначения я использую с целью качественного

проведения и организации воспитательной работы в своём классе.

Во второй половине дня, занимаясь в кружках и студиях, воспитанники

школы-интерната

продолжают

знакомиться

с

культурой

разных

стран:

в

изостудии

расписывают

традиционных

русских

матрёшек,

изучают

индийские

орнаменты,

основные

символы

и

цветовые

гаммы

рисунка

разных

стран;

в

хоровой

студии

«

Земляниченка»

дети

поют

русские,

украинские, английские песни. В репертуаре школьного кукольного театра-

спектакли по

народным сказкам, сказкам Ш. Перо, Р.Киплинга и т. д.; в

танцевальных студиях «Лотос», «Ритм» наши воспитанники учатся танцевать

индийские народные танцы, танцы народов мира.

В

средней

школе

особое

внимание

мы

обращаем

на

формирование

товарищеской взаимопомощи, умения прощать, чуткости к горю и другим

нуждам чужих людей, милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся

в помощи, нетерпимости к национальному самовозвеличиванию, чванству.

Большое внимание наши педагоги уделяют воспитанию таких качеств, как

политическая

осведомленность,

способность

идти

на

компромисс

при

разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность

встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

В

общей

системе

общеобразовательной

подготовки

важное

место

принадлежит нравственному просвещению и воспитанию. На уроках ребята

не только знакомятся с основными нравственными понятиями: мужество,

подвиг,

традиции,отвага,

смелость,патриотизм,

чуткость,

доверие,

гуманизм и

др.,но

и

учатся

сопоставлять

и

анализировать

поступки

и

представления,

узнают

основные

требования

и

правила

человеческого

общежития.

Учителя

используют

как

традиционные

методы

работы

(

объяснение

и

закрепление

материала,устный

опрос,

использование

иллюстраций),

так

и

нетрадиционные

(

тренинги,

уроки-диспуты,

интегрированные занятия, инсценировки, брейн-ринги), творческие задания (

составление кроссвордов, коллажей). Формированию гражданских ценностей

старшеклассников, патриотических чувств способствуют классные часы по

темам « Доброта и милосердие в нашей жизни», «Летопись моей семьи»,

«Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Что такое Я

и что такое Мы?», « Современный герой- кто он?», «Я для Родины, или

Родина для меня?», «Мы и мир».

Одна из самых трудных педагогических задач — трансляция позитивного

опыта воспитания толерантности на семьи наших учащихся. Я апробирую

различные формы работы с родителями. Эта работа включает в себя три

основных направления:

психолого-педагогическое просвещение

вовлечение родителей в образовательный процесс ( открытые уроки,

создание проектов, экскурсионная деятельность)

участие семей в государственно- общественном управлении школой

(родительские комитеты, совет отцов).

Приглашая родителей к открытому сотрудничеству, я стремлюсь объединить

родителей, разрушить барьеры в общении родителей друг с другом. В какой-

то степени мне это удалось: все инициативы поддерживаются родителями,

возрос интерес родителей к делам класса, школы.

Социальные

и

гражданские

акции,

в

которых

принимают

участие

учащиеся, учителя, воспитатели и родители - « Подарок ветерану»,

«Напиши письмо солдату», «Чужих детей не бывает»,« Я, ты, он, она-

вместе целая страна...», « Георгиевская лента», «Творите добрые дела»,

песенный

фестиваль

на

Юго-Западе

являются

теми

самыми

ситуациями сотрудничества и взаимодействия, в которых формируются

гражданская

активность,

ответственность,

инициатива,

формируется

этика сотрудничества.



В раздел образования




Яндекс.Метрика