Автор: Харитонов Андрей Александрович
Должность: Учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" №34
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Программа
Тема: "Здоровый и безопасный образ жизни"
Раздел: полное образование
Программа развития «Школа – детям» на 2017--2018 гг.
Подпрограмма
«Здоровый и безопасный образ жизни»
Харитонов А.А.
Учитель физкультуры МБОУ СОШ №34
Кемерово, 2018
Программа
«Здоровый и безопасный образ жизни»
В составе Всемирной Организации Здравоохранения указано, что «здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов». Основными показателями здоровья
являются:
иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
уровень и гармоничность физического развития;
функциональное состояние организма и его резервные возможности;
уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Практически во всех регионах России (включая Кузбасс с его техносферной
специализацией) более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют
хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении.
Концепция школы здоровья объединяет и согласовывает работу педагогического
коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и
учителей. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его
родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
На наш взгляд, предотвращение негативных последствий здоровья в школьной
среде
наиболее
эффективно
только
через
организацию
здоровьесберегающего
образовательного
процесса,
инструктивно-методической,
во спитательно-
образовательной
и
оздоровительно-профилактической
работы
с
учащимися,
их
родителями
и
учителями
на
основе
медико-физиологического
и
психолого-
педагогического
мониторинга
с
использованием
автоматизированных
систем
диагностики.
Не менее
актуальной
в современных условиях
является
и
проблема
обеспечения безопасности образовательного учреждения, направленная на защиту и
сохранение жизни учащихся,
в том числе и от
возможных случаев терроризма и
экстремизма, травматизма.
Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства школы, условий
для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Задачи:
пропагандировать основы здорового образа жизни через цикл учебных
дисциплин и внеурочных форм деятельности, осуществляя контроль за
соблюдением законодательных и нормативных актов, регламентирующих
деятельность гимназии в вопросах сохранения здоровья воспитанников;
содействовать
внедрению
современных
инновационных
методов
мониторинга здоровья и технологий по здоровьесбережению;
разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний,
связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих
влияние, стрессообразующих факторов образования;
продолжить работу по привитию учащимся знаний, умений и навыков,
необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного
здоровья и обеспечения безопасности жизни.
осуществлять поиск и апробацию форм, направленных на организацию
образовательного
процесса
в
гимназии
с
учетом
результатов
медико-
психологического
обследования
учащихся,
способствуя
пополнению
электронного
банка
о
состоянии
здоровья
субъектов
образовательного
процесса;
способствовать
снижению риска
возникновения
террористических и
экстремистских угроз, снижение травматизма учащихся;
способствовать
улучшению
материально-технической
базы
гимназии,
являющейся
основой
для
формирования,
сохранения
и
укрепления
здоровья участников образовательного процесса;
достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и
родителей в организации здорового и безопасного
образа жизни через
многообразие форм совместной деятельности, повышая компетентность
всех субъектов образовательного процесса по сохранению и укреплению
здоровья детей.
Основные направления деятельности
1.
Организация
здоровьесберегающего
образовательного
процесса
с
использованием современных диагностических программ.
2.
Инструктивно-методическая
работа
с
учащимися,
их
родителями
и
учителями.
3.
Оздоровительно-профилактическая работа.
4.
Обеспечение безопасности в случаях террористических и экстремистских
угроз.
5.
Профилактика случаев детского травматизма.
1.
Организация
здоровьесберегающего
образовательного
процесса
с
использованием современных диагностических программ
Формирование
устойчивости
мотивационно-ценностной
установки
на
развитие
здорового
образа
жизни
является
неотъемлемой
частью
организации
здоровьесберегающего образовательного процесса, который включает:
обеспечение соблюдения санитарно-гигиеническиих норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;
организацию рациональной системы питания школьников;
обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
совершенствование
мониторинга
по
выявлению
уровня
физического
и
психологиче ского
здоровья
обучающихся
с
и с п о л ь з о ва н и е м
диагностических программ ( «Status», «ORTO-expert»);
создание
банка
данных
на
основе
мониторинга
физического
и
психологического развития учащихся;
анализ физического и психологического развития учащихся;
и с п о л ь з о в а н и е
н а
у р о к а х
и
в о
в н еу р оч н о й
д е я т е л ь н о с т и
здоровьесберегающих технологий.
2.
Инструктивно-методическая
работа
с
учащимися,
их
родителями
и
учителями
Важнейшим
направлением
программы
является
инструктивно-
методическая
работа,
направленная
на
сотрудничество
всех
субъектов
образовательного
процесса,
повышения
уровня
компетентности
в
вопросах
здоровьесбережения:
организация
теоретических
и
практических
семинаров
для
учителей:
«Формирование
здоровьесберегающего
пространства
школы»,
«Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе»;
организация семинаров для классных руководителей «Создание условий для
самореализации личности ребенка»;
проведение
инструктажей
по
технике
безопасности,
охране
труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок;
организация
практических
занятий,
направленных
на
преодоление
профессионального
выгорания
педагогов
(психологические
тренинги,
упражнения на релаксацию, преодоление стрессов);
организация родительского лектория «Если хочешь быть здоров…», серия
мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни.
3.
Оздоровительно-профилактическая работа
Профилактика и коррекция ведущих форм патологии, увеличение режима
двигательной активности, обеспечение благоприятного психологического климата
в
воспитательно-образовательном
процессе,
укрепление
материальной
базы
гимназиста – вот целый комплекс задач, обеспечивающих создание условий для
благоприятного роста и развития детей в школе. Реализация их осуществляется
через:
профилактику и коррекцию здоровья (утренняя зарядка, физкультминутки,
динамические паузы, витаминотерапия, йодная профилактика, зарядка для
глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела организма человека);
разработку комплексов упражнений лечебной гимнастики (специалистами)
для разных групп учащихся по результатам медицинского осмотра;
проведение
в
школе
«Дней
здоровья
и
отдыха»,
организацию
работы
спортивных секций и клубов валеологической направленности, спортивно-
массовых мероприятий, коллективных - творческих дел;
деятельность волонтерского отряда, направленную на пропаганду здорового
образа жизни, профилактику наркомании и наркозависимости.
4.
Обеспечение
безопасности
в
случаях
террористических
и
экстремистских угроз.
В
данном
направлении
реализуется
задача
подготовки
учащихся
к
правильным действиям и обеспечению безопасности. В том числе
развитие и
формирование у них способностей и подготовленности к действиям в ситуациях,
связанных с терроризмом и экстремизмом. Данная задача решается с учетом
подготовки и общего развития учащихся и реализуется через следующие формы
работы:
Тренинги
(изучение
в
реальной
обстановке
возможных
опасных
ситуаций);
Беседы;
Встречи с представителями ГО, МЧС России и МВД, медицинскими
работниками.
Координация
деятельности
в
данном
направлении
осуществляется
педагогом- организатором ОБЖ.
5.
Профилактика случаев детского травматизма
Содержание деятельности в данном направлении исходит из
современных
условий обеспечения безопасности и базируется на следующих принципах:
систематичности и последовательности;
сочетания знаний теории с практикой;
личная ответственность каждого перед собой и перед обществом;
здорового образа жизни.
Основные задачи, которые решаются в данном направлении:
совершенствовать
формы и методы деятельности по предупреждению детского
травматизма;
обеспечить координацию деятельности гимназии с родителями, соответствующими
структурами
по
предупреждению
травматизма:
ГИБДД,
медицинскими
учреждениями.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит достичь следующих результатов:
снижения
острых
респираторных
заболеваний
обучающихся
и
педагогов,
количество обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;
увеличение
выявляемости
функциональных
расстройств,
хронических
заболеваний и своевременная их коррекция;
улучшение условий обучения, питания;
улучшение качества профилактических мероприятий;
повышение
эффективно сти
использования
ре сурсов
школы
д л я
здоровьесбережения детей;
роста
удовлетворенности
участников
образовательного
процесса
санитарным
состоянием, комфортностью обучения и работы школы;
повышения уровня безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников школы;
снижение
рисков
возникновения
террористических
и
экстремистских
угроз,
предупреждение случаев травматизма;
достижение
тесного
сотрудничества
педагогического
коллектива,
учащихся,
родителей в организации здорового образа жизни детей;
снижение фактора риска для здоровья учащихся.
Школьная служба сопровождения
В
школе разработана модель сопровождения, сформирована инфраструктура
«Школьная служба сопровождения ». В неё входят:
куратор;
педагог-психолог;
координатор по валеологическому сопровождению;
медицинский работник;
учитель физического воспитания;
классные руководители.
Реальной
действенной
опорой
в
работе
сопровождения
являются
классные
руководители.
Деятельность службы сопровождения направлена на формирование и развитие
единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее нормальное развитие
ребенка.
Работа службы сопровождения осуществляется на основе реализации функций:
активное участие педагога-психолога в разработке и сопровождении программ
воспитания;
осуществление
поиска
и
апробации
форм
эффективного
взаимодействия
классных руководителей и педагога-психолога, куратора и координаторов по
здоровьесбережению,
учителей-предметников,
педагогов
дополнительного
образования;
эффективное
использование
современных
диагностических
программ
и
здоровьесберегающих
технологий
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
школьников;
применение в воспитательном процессе
инновационных методов работы с
ценностно-смысловыми ориентациями учащихся;
выявление и поддержка одаренных детей.
Принципы реализации программы:
1.
Комплексность
2.
Системность
3.
Прогностичность
П р и н ц и п комплексности
предполагает
вовлечение
всех
участников
образовательного
процесса
в
сферу
подготовки
учащихся
по
вопросам
культуры
здоровья.
Только при условии рассмотрения
проблемы сохранения здоровья ребенка и
обеспечения
его
безопасности,
как
проблемы
комплексной,
предполагающей
взаимосвязь
мероприятий
по
укреплению:
физического
и
психического
здоровья
школьников
с
широкой
программой
просвещения
и
воспитания,
можно
добиться
положительных результатов.
Принцип комплексности реализуется через совместную работу:
Областного психолого-валеологического центра
Городского Центра здоровья
МЧС России
ГО ЧС
ГИБДД
Педагогического коллектива школы
Родителей.
Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую
работу всего педагогического коллектива и центров здоровья в режиме учебного года
по реализации выдвигаемых задач.
Пропаганда культуры здоровья среди учителей через систематично проводимые
педагогические советы, научно-методические семинары, лекции позволит более полно
реализовать поставленные задачи.
Принцип прогностичности предполагает изменение программы в зависимости
от
меняющихся
условий,
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся
и
учителей.
Своевременное
обнаружение
отклонения
реального
положения
дел
от
предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией
функциональных обязанностей специалистов Центра здоровья.
Наибольшую эффективность в реализации модуля могут показать следующие
методы:
Оптимальный
двигательный
режим,
утренняя
зарядка,
физкультминутки,
подвижная перемена, хореография;
Дни Здоровья, туристские слеты, посещение спортивных секций, спортивные
праздники;
Витаминопрофилактика;
Профилактика близорукости;
Стимуляция иммунной системы путем воздействия различного рода адаптагенов,
аэроионопрофилактика;
Лечебная физкультура (оздоровительная и по показаниям);
Фитопрофилактика настоями трав и плодов;
Профилактика психоэмоциональных стрессов;
Продуманная,
научно-обоснованная
система
мониторинга
психофизического
состояния обучающегося.
Тренинги, предусматривающие
изучение
в реальной обстановке возможных
опасных ситуаций.
Встречи,
круглые
столы
с
представителями
соответствующих
структур,
обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
Органом,
координирующим
реализацию
данной
программы,
должна
стать
«Школьная
служба
сопровождения».
Цель
работы
службы
-
обеспечение
нормального
развития
ребенка,
предупреждение
проблем
в
развитии,
помощь
в
решении актуальных задач учебной деятельности, профильной и профессиональной
направленности, в развитии психологической культуры.
Важнейшими
направлениями
психолого-педагогического
сопровождения
являются:
сохранение и улучшение здоровья, «формирование установок на здоровый
образ жизни», развитие навыков управления стрессом;
решение
проблемных
ситуаций,
связанных
с
отношениями
ребенка
с
сообществом сверстников;
психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение;
диагностика
физического,
психического
развития
учащихся
с
помощью
электронных диагностических программ: «АРМ-психолог», «Status», «ORTO-
expert».
Решение
задач
психолого-педагогического
сопровождения
требует
активного
участия всех субъектов образовательного процесса. Для этого создаются:
Школьный
консилиум
(администрация,
педагоги,
психолог,
валеолог,
медицинский работник, родители);
Методическое
объединение
классных
руководителей
( с
ц е л ь ю
педагогической поддержки учащихся).