Напоминание

"Здоровый и безопасный образ жизни"


Автор: Харитонов Андрей Александрович
Должность: Учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" №34
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Программа
Тема: "Здоровый и безопасный образ жизни"
Раздел: полное образование





Назад




Программа развития «Школа – детям» на 2017--2018 гг.

Подпрограмма

«Здоровый и безопасный образ жизни»

Харитонов А.А.

Учитель физкультуры МБОУ СОШ №34

Кемерово, 2018

Программа

«Здоровый и безопасный образ жизни»

В составе Всемирной Организации Здравоохранения указано, что «здоровье – это

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней или физических дефектов». Основными показателями здоровья

являются:

иммунная защита и неспецифическая устойчивость;

уровень и гармоничность физического развития;

функциональное состояние организма и его резервные возможности;

уровень, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Практически во всех регионах России (включая Кузбасс с его техносферной

специализацией) более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют

хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении.

Концепция школы здоровья объединяет и согласовывает работу педагогического

коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и

учителей. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его

родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

На наш взгляд, предотвращение негативных последствий здоровья в школьной

среде

наиболее

эффективно

только

через

организацию

здоровьесберегающего

образовательного

процесса,

инструктивно-методической,

во спитательно-

образовательной

и

оздоровительно-профилактической

работы

с

учащимися,

их

родителями

и

учителями

на

основе

медико-физиологического

и

психолого-

педагогического

мониторинга

с

использованием

автоматизированных

систем

диагностики.

Не менее

актуальной

в современных условиях

является

и

проблема

обеспечения безопасности образовательного учреждения, направленная на защиту и

сохранение жизни учащихся,

в том числе и от

возможных случаев терроризма и

экстремизма, травматизма.

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства школы, условий

для формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Задачи:

пропагандировать основы здорового образа жизни через цикл учебных

дисциплин и внеурочных форм деятельности, осуществляя контроль за

соблюдением законодательных и нормативных актов, регламентирующих

деятельность гимназии в вопросах сохранения здоровья воспитанников;

содействовать

внедрению

современных

инновационных

методов

мониторинга здоровья и технологий по здоровьесбережению;

разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний,

связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих

влияние, стрессообразующих факторов образования;

продолжить работу по привитию учащимся знаний, умений и навыков,

необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного

здоровья и обеспечения безопасности жизни.

осуществлять поиск и апробацию форм, направленных на организацию

образовательного

процесса

в

гимназии

с

учетом

результатов

медико-

психологического

обследования

учащихся,

способствуя

пополнению

электронного

банка

о

состоянии

здоровья

субъектов

образовательного

процесса;

способствовать

снижению риска

возникновения

террористических и

экстремистских угроз, снижение травматизма учащихся;

способствовать

улучшению

материально-технической

базы

гимназии,

являющейся

основой

для

формирования,

сохранения

и

укрепления

здоровья участников образовательного процесса;

достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и

родителей в организации здорового и безопасного

образа жизни через

многообразие форм совместной деятельности, повышая компетентность

всех субъектов образовательного процесса по сохранению и укреплению

здоровья детей.

Основные направления деятельности

1.

Организация

здоровьесберегающего

образовательного

процесса

с

использованием современных диагностических программ.

2.

Инструктивно-методическая

работа

с

учащимися,

их

родителями

и

учителями.

3.

Оздоровительно-профилактическая работа.

4.

Обеспечение безопасности в случаях террористических и экстремистских

угроз.

5.

Профилактика случаев детского травматизма.

1.

Организация

здоровьесберегающего

образовательного

процесса

с

использованием современных диагностических программ

Формирование

устойчивости

мотивационно-ценностной

установки

на

развитие

здорового

образа

жизни

является

неотъемлемой

частью

организации

здоровьесберегающего образовательного процесса, который включает:

обеспечение соблюдения санитарно-гигиеническиих норм при организации

образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;

организацию рациональной системы питания школьников;

обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

совершенствование

мониторинга

по

выявлению

уровня

физического

и

психологиче ского

здоровья

обучающихся

с

и с п о л ь з о ва н и е м

диагностических программ ( «Status», «ORTO-expert»);

создание

банка

данных

на

основе

мониторинга

физического

и

психологического развития учащихся;

анализ физического и психологического развития учащихся;

и с п о л ь з о в а н и е

н а

у р о к а х

и

в о

в н еу р оч н о й

д е я т е л ь н о с т и

здоровьесберегающих технологий.

2.

Инструктивно-методическая

работа

с

учащимися,

их

родителями

и

учителями

Важнейшим

направлением

программы

является

инструктивно-

методическая

работа,

направленная

на

сотрудничество

всех

субъектов

образовательного

процесса,

повышения

уровня

компетентности

в

вопросах

здоровьесбережения:

организация

теоретических

и

практических

семинаров

для

учителей:

«Формирование

здоровьесберегающего

пространства

школы»,

«Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательном

процессе»;

организация семинаров для классных руководителей «Создание условий для

самореализации личности ребенка»;

проведение

инструктажей

по

технике

безопасности,

охране

труда,

противопожарной безопасности и учебных тренировок;

организация

практических

занятий,

направленных

на

преодоление

профессионального

выгорания

педагогов

(психологические

тренинги,

упражнения на релаксацию, преодоление стрессов);

организация родительского лектория «Если хочешь быть здоров…», серия

мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни.

3.

Оздоровительно-профилактическая работа

Профилактика и коррекция ведущих форм патологии, увеличение режима

двигательной активности, обеспечение благоприятного психологического климата

в

воспитательно-образовательном

процессе,

укрепление

материальной

базы

гимназиста – вот целый комплекс задач, обеспечивающих создание условий для

благоприятного роста и развития детей в школе. Реализация их осуществляется

через:

профилактику и коррекцию здоровья (утренняя зарядка, физкультминутки,

динамические паузы, витаминотерапия, йодная профилактика, зарядка для

глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела организма человека);

разработку комплексов упражнений лечебной гимнастики (специалистами)

для разных групп учащихся по результатам медицинского осмотра;

проведение

в

школе

«Дней

здоровья

и

отдыха»,

организацию

работы

спортивных секций и клубов валеологической направленности, спортивно-

массовых мероприятий, коллективных - творческих дел;

деятельность волонтерского отряда, направленную на пропаганду здорового

образа жизни, профилактику наркомании и наркозависимости.

4.

Обеспечение

безопасности

в

случаях

террористических

и

экстремистских угроз.

В

данном

направлении

реализуется

задача

подготовки

учащихся

к

правильным действиям и обеспечению безопасности. В том числе

развитие и

формирование у них способностей и подготовленности к действиям в ситуациях,

связанных с терроризмом и экстремизмом. Данная задача решается с учетом

подготовки и общего развития учащихся и реализуется через следующие формы

работы:

Тренинги

(изучение

в

реальной

обстановке

возможных

опасных

ситуаций);

Беседы;

Встречи с представителями ГО, МЧС России и МВД, медицинскими

работниками.

Координация

деятельности

в

данном

направлении

осуществляется

педагогом- организатором ОБЖ.

5.

Профилактика случаев детского травматизма

Содержание деятельности в данном направлении исходит из

современных

условий обеспечения безопасности и базируется на следующих принципах:

систематичности и последовательности;

сочетания знаний теории с практикой;

личная ответственность каждого перед собой и перед обществом;

здорового образа жизни.

Основные задачи, которые решаются в данном направлении:

совершенствовать

формы и методы деятельности по предупреждению детского

травматизма;

обеспечить координацию деятельности гимназии с родителями, соответствующими

структурами

по

предупреждению

травматизма:

ГИБДД,

медицинскими

учреждениями.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий программы позволит достичь следующих результатов:

снижения

острых

респираторных

заболеваний

обучающихся

и

педагогов,

количество обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;

увеличение

выявляемости

функциональных

расстройств,

хронических

заболеваний и своевременная их коррекция;

улучшение условий обучения, питания;

улучшение качества профилактических мероприятий;

повышение

эффективно сти

использования

ре сурсов

школы

д л я

здоровьесбережения детей;

роста

удовлетворенности

участников

образовательного

процесса

санитарным

состоянием, комфортностью обучения и работы школы;

повышения уровня безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников школы;

снижение

рисков

возникновения

террористических

и

экстремистских

угроз,

предупреждение случаев травматизма;

достижение

тесного

сотрудничества

педагогического

коллектива,

учащихся,

родителей в организации здорового образа жизни детей;

снижение фактора риска для здоровья учащихся.

Школьная служба сопровождения

В

школе разработана модель сопровождения, сформирована инфраструктура

«Школьная служба сопровождения ». В неё входят:

куратор;

педагог-психолог;

координатор по валеологическому сопровождению;

медицинский работник;

учитель физического воспитания;

классные руководители.

Реальной

действенной

опорой

в

работе

сопровождения

являются

классные

руководители.

Деятельность службы сопровождения направлена на формирование и развитие

единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее нормальное развитие

ребенка.

Работа службы сопровождения осуществляется на основе реализации функций:

активное участие педагога-психолога в разработке и сопровождении программ

воспитания;

осуществление

поиска

и

апробации

форм

эффективного

взаимодействия

классных руководителей и педагога-психолога, куратора и координаторов по

здоровьесбережению,

учителей-предметников,

педагогов

дополнительного

образования;

эффективное

использование

современных

диагностических

программ

и

здоровьесберегающих

технологий

для

сохранения

и

укрепления

здоровья

школьников;

применение в воспитательном процессе

инновационных методов работы с

ценностно-смысловыми ориентациями учащихся;

выявление и поддержка одаренных детей.

Принципы реализации программы:

1.

Комплексность

2.

Системность

3.

Прогностичность

П р и н ц и п комплексности

предполагает

вовлечение

всех

участников

образовательного

процесса

в

сферу

подготовки

учащихся

по

вопросам

культуры

здоровья.

Только при условии рассмотрения

проблемы сохранения здоровья ребенка и

обеспечения

его

безопасности,

как

проблемы

комплексной,

предполагающей

взаимосвязь

мероприятий

по

укреплению:

физического

и

психического

здоровья

школьников

с

широкой

программой

просвещения

и

воспитания,

можно

добиться

положительных результатов.

Принцип комплексности реализуется через совместную работу:

Областного психолого-валеологического центра

Городского Центра здоровья

МЧС России

ГО ЧС

ГИБДД

Педагогического коллектива школы

Родителей.

Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую

работу всего педагогического коллектива и центров здоровья в режиме учебного года

по реализации выдвигаемых задач.

Пропаганда культуры здоровья среди учителей через систематично проводимые

педагогические советы, научно-методические семинары, лекции позволит более полно

реализовать поставленные задачи.

Принцип прогностичности предполагает изменение программы в зависимости

от

меняющихся

условий,

мониторинга

состояния

здоровья

учащихся

и

учителей.

Своевременное

обнаружение

отклонения

реального

положения

дел

от

предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией

функциональных обязанностей специалистов Центра здоровья.

Наибольшую эффективность в реализации модуля могут показать следующие

методы:

Оптимальный

двигательный

режим,

утренняя

зарядка,

физкультминутки,

подвижная перемена, хореография;

Дни Здоровья, туристские слеты, посещение спортивных секций, спортивные

праздники;

Витаминопрофилактика;

Профилактика близорукости;

Стимуляция иммунной системы путем воздействия различного рода адаптагенов,

аэроионопрофилактика;

Лечебная физкультура (оздоровительная и по показаниям);

Фитопрофилактика настоями трав и плодов;

Профилактика психоэмоциональных стрессов;

Продуманная,

научно-обоснованная

система

мониторинга

психофизического

состояния обучающегося.

Тренинги, предусматривающие

изучение

в реальной обстановке возможных

опасных ситуаций.

Встречи,

круглые

столы

с

представителями

соответствующих

структур,

обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

Органом,

координирующим

реализацию

данной

программы,

должна

стать

«Школьная

служба

сопровождения».

Цель

работы

службы

-

обеспечение

нормального

развития

ребенка,

предупреждение

проблем

в

развитии,

помощь

в

решении актуальных задач учебной деятельности, профильной и профессиональной

направленности, в развитии психологической культуры.

Важнейшими

направлениями

психолого-педагогического

сопровождения

являются:

сохранение и улучшение здоровья, «формирование установок на здоровый

образ жизни», развитие навыков управления стрессом;

решение

проблемных

ситуаций,

связанных

с

отношениями

ребенка

с

сообществом сверстников;

психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение;

диагностика

физического,

психического

развития

учащихся

с

помощью

электронных диагностических программ: «АРМ-психолог», «Status», «ORTO-

expert».

Решение

задач

психолого-педагогического

сопровождения

требует

активного

участия всех субъектов образовательного процесса. Для этого создаются:

Школьный

консилиум

(администрация,

педагоги,

психолог,

валеолог,

медицинский работник, родители);

Методическое

объединение

классных

руководителей

( с

ц е л ь ю

педагогической поддержки учащихся).



В раздел образования




Яндекс.Метрика