Автор: Местников Михаил Петрович
Должность: преподаватель художественного класса
Учебное заведение: МБУ ДО «Сунтарская детская школа искусств»
Населённый пункт: с.Сунтар, Сунтарский улус (район)
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа «Академический рисунок»
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная общеразвивающая программа «Академический рисунок»
Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания
мира
и
самовыражения.
Взрослые
должны
лишь
создать
условия
для
творческой
деятельности ребенка.
Главными
целями
создания
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Академический
рисунок»
детской
школы
искусств
–
создание
максимально
благоприятных
условий
для
интеллектуального,
нравственного,
физического,
эмоционального, эстетического развития личности ребенка, всемерного раскрытия его
художественных способностей.
Основная цель – создание условий для развития художественно–творческих способностей
детей в области изобразительного искусства, для профессионального самоопределения и
самореализации в изобразительном искусстве.
Учебные:
формирование
знаний,
умений
и
навыков
графической
грамоты.
Усвоение
основных
правил
линейной
и
воздушной
перспективы.
Умение
анализировать
конструктивные особенности предметов и раскрывать их пространственную взаимосвязь.
Умение передавать материальность предметов и светотеневую моделировку формы через
распределение тональной разницы пятен. Целостное видение натуры.
В процессе работы над натурной постановкой участвуют и взаимодействуют друг с другом
восприятие
предмета
и
восприятие
рисунка,
то
есть
восприятие
объемной
формы
и
проекционной.
Существует
проблема
переключения
с
одной
формы
восприятия
на
другую.
В
начале
работы
педагог
должен
направить
внимание
обучающихся
на
восприятие натуры, ее реальных объемов, анализ формы; восприятие рисунка на этом
этапе – мимолетно. К концу работы основное внимание обучающегося должно быть
направлено на восприятие рисунка. Педагог должен научить смотреть на натуру общно, то
есть проекционно. Для этого используют следующие приемы:
- смотреть на натуру прищуренными глазами, чтобы видеть силуэт предмета;
- чаще переводить взгляд с натуры на рисунок и обратно.
Учебно-тематический план по рисунку предусматривает сочетание двух видов учебной
работы: длительных рисунков и коротких набросков и зарисовок. В длительном рисунке
обучающийся
имеет
возможность
основательно
изучить
закономерности
построения
изображения на плоскости и закономерности строения натуры:
- сосредоточить свое внимание на отдельных этапах построения изображения. Его цель –
познание
законов
строения
натуры
и
законов
ее
изображения
на
плоскости
листа.
Набросок же закрепляет знания и навыки, способствует целостному восприятию формы,
развивает остроту и точность глазомера. Основная его цель: развитие наблюдательности,
умение быстро улавливать пластическую характеристику модели.
В процессе обучения изобразительному искусству центральное место занимает рисование
натюрморта,
так
как
натюрморт
можно
считать
малой
моделью
большого
мира
и
отрабатывать на нем все те задачи, с которыми художник встретится при изображении
интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной композиции. Учебные постановки натюрморта
помогают обучающимся понять и усвоить практически понятие перспективы, линейно –
конструктивное
построение
формы
на
плоскости,
позволяет
изучить
светосиловые
отношения натуры.
Поскольку в учебном процессе ценится не только правильность изображения форм, но и
выразительность,
художественность,
педагог
должен
организовать
эмоциональное
восприятие
натуры
обучающимися,
чтобы
активизировать
их
познавательный
и
творческий процесс. Этого можно достигнуть с помощью привлечения иллюстративного
материала (репродукции и материалы методического фонда), но, главным образом, за счет
компоновки натюрмортов с помощью интересного сочетания предметов, необычного их
сопоставления и освещения.
В целом деятельности преподавателя направлена на решение задач:
а) Обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
б) Адаптация обучающихся к жизни в обществе;
в) Воспитание обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважение к
правам и к свободам человека; любви к окружающей природе, семье.
г) Проявление эстетического идеала и художественного вкуса, любованию, переживанию,
чувствование к совершенству.