Напоминание

"Актуальность развития творчества"


Автор: Моисеева Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №3 "Журавушка"
Населённый пункт: город Бердск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность

и развитие творческих способностей у дошкольников.

"Влияние

музыки

на

детей благодатно, и чем

р а н е е

о н и

н а ч н у т

испытывать его на себе,

тем лучше для них"

В.Г.Белинский

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится

справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что

ребенок,

овладев

основными

мыслительными

операциями

по

созданию

творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.

Среди

самых

интере сных

и

загадочных

явлений детское

творчество занимает

важное

место.

Проблемы

ее

развития

волнуют

педагогов

и

психологов

на

протяжении

многих

лет.

Интерес

к

данному

феномену

достаточно

высок

и

в

настоящее

время.

Это

объясняется:

во-

первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-

вторых,

возросшей

потребностью

общества

в

людях,

обладающих

нестандартным

мышлением,

умеющих

творчески

подходить

к

решению

любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

Самым

сензитивным

периодом

для

развития

творче ских

способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок

от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных

условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать

больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна

усиленная

познавательная

активность,

повышенная

впечатлительность,

потребность

в

умственной

нагрузке.

У

него

развита

интуиция,

яркость,

конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.

Творческая

деятельность

основывается

на

способности

мозга

к

созданию

новых

образов

на

базе

ранее

сформированных

представлений.

Стремление к сочинительству – это творческое переработка накопленных

впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности.

Творческое

начало рождает

в

ребенке

живую

фантазию,

живое

воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-

то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя

существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в

человеке

-

это

всегда

стремление

вперед,

к

лучшему,

к

прогрессу,

к

совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле

этого

понятия.

Вот

такое

творческое

начало

искусство

и

воспитывает

в

человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По

своей

удивительной

способности

вызывать

в

человеке творческую

фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов,

составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой

фантазии не

сдвинуться

с

места

ни

в

одной

области

человеческой

деятельности.

Нередко

от

родителей

и

даже

от

педагогов-воспитателей

можно

услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение

стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из

него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять

какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое

во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо

обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы

наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже

самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые

рифмы

соответствуют

корявостям

ритмов

и

метра;

рисует

картинки,

на

которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной

ногой…

Только

не

нужно

смеяться

над

этими

проявлениями

детского

творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой

большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном

случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями

кроются

искренние

и

потому

самые

истинные творческие

устремления

ребенка,

самые

подлинные

проявления

его

хрупких

чувств

и

несформировавшихся

еще

мыслей.

Ребенок

может

быть,

не

станет

ни

художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень

трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом,

учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе

знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется

его

творческая

фантазия,

его

стремление

создавать

что-то

новое,

свое,

лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании

личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса,

творческой

активности

и

нравственных

качеств. Развитие

творческих

способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит

через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через

активность

ребенка,

которая

проявляется

в

разных

видах

музыкальной

деятельности.

Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и

радости,

которое

доставляют

человеку

работа

и

творчество.

Интерес

и

радость

познания

необходимы,

чтобы

дети

были

счастливы.

Развитию

познавательного интереса способствует такая организация обучения, при

которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного

поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого

характера.

Только

при

активном

отношении

детей

к

делу,

их

непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к

искусству.

Огромную

роль

в

реализации

этих

задач

играет

наличие

в

музыкальном

зале

различных

музыкальных

инструментов

и

их

использование в процессе работы с учетом возможностей детей. Дети в

процессе

обучения,

непринужденно

учатся

чувствовать

красоту

музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия

словами,

танцами,

игрой

на

детских

музыкальных

инструментах

или

изобразительным творчеством.

Такое

направление

в

области

музыкального

воспитания

является

приоритетным,

так

как

размышления

и

анализ

способствуют

развитию

логического

и

ассоциативного

мышления,

формированию

навыков

самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая

личность,

способная

творить

и

созидать. Практическая

музыкальная

деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более

эффективным.

В

ходе

музыкальных

занятий

происходит

естественное

развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами

эмоциональные

восприятия

и

ощущения,

так

как

основой

музыкальной

культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.

Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у

ребёнка

переживание,

эмоциональный

отклик,

помогает

найти

дорогу

к

сердцу

и

уму,

чем

слова,

которые

ребёнок

воспринимает

в

силу

своего

диагноза.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки -

одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом

активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне

восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом,

возникает

двойная

связь:

восприятие

музыки

все

виды

музыкальной

деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей

музыкальной

деятельности

детей.

Бессмысленно

говорить

о

каком

либо

воздействии музыки на духовный мир детей если они не научились слышать

музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли

человека,

образы.

Её

уникальность

в

тех

развивающих

возможностях,

которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего

психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка

развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и

выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной

деятельности, он становится более свободным и творческим.



В раздел образования




Яндекс.Метрика