Автор: Моисеева Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №3 "Журавушка"
Населённый пункт: город Бердск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития творчества"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность
и развитие творческих способностей у дошкольников.
"Влияние
музыки
на
детей благодатно, и чем
р а н е е
о н и
н а ч н у т
испытывать его на себе,
тем лучше для них"
В.Г.Белинский
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится
справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что
ребенок,
овладев
основными
мыслительными
операциями
по
созданию
творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.
Среди
самых
интере сных
и
загадочных
явлений детское
творчество занимает
важное
место.
Проблемы
ее
развития
волнуют
педагогов
и
психологов
на
протяжении
многих
лет.
Интерес
к
данному
феномену
достаточно
высок
и
в
настоящее
время.
Это
объясняется:
во-
первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-
вторых,
возросшей
потребностью
общества
в
людях,
обладающих
нестандартным
мышлением,
умеющих
творчески
подходить
к
решению
любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.
Самым
сензитивным
периодом
для
развития
творче ских
способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок
от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных
условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать
больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна
усиленная
познавательная
активность,
повышенная
впечатлительность,
потребность
в
умственной
нагрузке.
У
него
развита
интуиция,
яркость,
конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.
Творческая
деятельность
основывается
на
способности
мозга
к
созданию
новых
образов
на
базе
ранее
сформированных
представлений.
Стремление к сочинительству – это творческое переработка накопленных
впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности.
Творческое
начало рождает
в
ребенке
живую
фантазию,
живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-
то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя
существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в
человеке
-
это
всегда
стремление
вперед,
к
лучшему,
к
прогрессу,
к
совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле
этого
понятия.
Вот
такое
творческое
начало
искусство
и
воспитывает
в
человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По
своей
удивительной
способности
вызывать
в
человеке творческую
фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов,
составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой
фантазии не
сдвинуться
с
места
ни
в
одной
области
человеческой
деятельности.
Нередко
от
родителей
и
даже
от
педагогов-воспитателей
можно
услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение
стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из
него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять
какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." Какое
во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо
обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы
наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже
самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые
рифмы
соответствуют
корявостям
ритмов
и
метра;
рисует
картинки,
на
которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной
ногой…
Только
не
нужно
смеяться
над
этими
проявлениями
детского
творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой
большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном
случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями
кроются
искренние
и
потому
самые
истинные творческие
устремления
ребенка,
самые
подлинные
проявления
его
хрупких
чувств
и
несформировавшихся
еще
мыслей.
Ребенок
может
быть,
не
станет
ни
художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень
трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом,
учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе
знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется
его
творческая
фантазия,
его
стремление
создавать
что-то
новое,
свое,
лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании
личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса,
творческой
активности
и
нравственных
качеств. Развитие
творческих
способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит
через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через
активность
ребенка,
которая
проявляется
в
разных
видах
музыкальной
деятельности.
Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и
радости,
которое
доставляют
человеку
работа
и
творчество.
Интерес
и
радость
познания
необходимы,
чтобы
дети
были
счастливы.
Развитию
познавательного интереса способствует такая организация обучения, при
которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного
поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого
характера.
Только
при
активном
отношении
детей
к
делу,
их
непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к
искусству.
Огромную
роль
в
реализации
этих
задач
играет
наличие
в
музыкальном
зале
различных
музыкальных
инструментов
и
их
использование в процессе работы с учетом возможностей детей. Дети в
процессе
обучения,
непринужденно
учатся
чувствовать
красоту
музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия
словами,
танцами,
игрой
на
детских
музыкальных
инструментах
или
изобразительным творчеством.
Такое
направление
в
области
музыкального
воспитания
является
приоритетным,
так
как
размышления
и
анализ
способствуют
развитию
логического
и
ассоциативного
мышления,
формированию
навыков
самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая
личность,
способная
творить
и
созидать. Практическая
музыкальная
деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более
эффективным.
В
ходе
музыкальных
занятий
происходит
естественное
развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами
эмоциональные
восприятия
и
ощущения,
так
как
основой
музыкальной
культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.
Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у
ребёнка
переживание,
эмоциональный
отклик,
помогает
найти
дорогу
к
сердцу
и
уму,
чем
слова,
которые
ребёнок
воспринимает
в
силу
своего
диагноза.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки -
одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом
активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне
восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом,
возникает
двойная
связь:
восприятие
музыки
–
все
виды
музыкальной
деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей
музыкальной
деятельности
детей.
Бессмысленно
говорить
о
каком
либо
воздействии музыки на духовный мир детей если они не научились слышать
музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли
человека,
образы.
Её
уникальность
в
тех
развивающих
возможностях,
которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего
психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка
развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и
выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной
деятельности, он становится более свободным и творческим.