Автор: Щербакова Надежда Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Детской школы искусств Мотовилихинского района
Населённый пункт: г.Перми
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы и методы работы с гитарным ансамблем"
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы работы с гитарным ансамблем.
Начиная
работать
с
ансамблем,
педагог
должен
самостоятельно
проанализировать
музыкальное
произведение.
Ознакомиться
с
разными
редакциями
разучиваемого
произведения,
тщательно
проработать
и
определить
верные
штрихи,
подобрать
удобную
аппликатуру
во
всех
партиях , осмыслить фразировку и динамику произведения.
Также необходимо рассказать об исполняемом произведении учащимся,
дать общее представление о характере его музыкального содержания, форме,
о значении и функции партии, познакомить с автором.
Перед
совместными
репетициями
необходимо
проучить
с
каждым
исполнителем ансамбля его партию.
В ансамбле обычно используются три формы работы – это общая,
о суще ствляется
под
руководством
педагога;
с а м о с тоя т е л ь н а я
(индивидуальная) работа учащихся; групповая.
Общая – это основная форма работы. Её применяют при чтении с листа
и черновом знакомстве с материалом; при работе над звуком, обязательна для
всех исполнителей; при решении динамических задач и постановке штрихов,
нюансов и темповых обозначений; при изучении пьесы большими фразами и
игре
наизусть
также
для
определения
правильного
темпа
ансамблевого
произведения,
для
проработки
всех
указанных
в
тексте
замедлений
и
ускорений темпа. Обычно все отклонения темпа показывает ученик, который
исполняет сольную партию.
Индивидуальная форма работы предусматривает работу с отдельными
исполнителями ответственных мест, технических пассажей и фразировки на
репетициях
всего
коллектива.
Но
индивидуальная
форма
на
репетициях
применяется очень редко, скорее как исключение. В основном её лучше
заменять внерепетиционной, т. е. домашней работой.
Групповая форма работы – наиболее частая в репетиционном процессе
для ансамбля. Она даёт возможность установить большое разнообразие в
штрихах, аппликатуре, динамике, умение слышать как свою партию, так и
сочетание нескольких инструментов.
Репетиция – основная форма учебно-творческой работы ансамбля. Цель
–
реализация
учебно-воспитательных
и
исполнительских
задач,
развитие
интереса учащихся к музыкальному творчеству.
Существует
несколько
видов
репетиций:
ознакомительная,
корректирующая,
рабочая,
«прогонная»,
генеральная.
Содержание
ознакомительной
репетиции
включает
в
себя
прослушивание
домашних
заданий,
знакомство
с
новым
теоретическим,
а
также
практическим
материалом,
выполнение
учебных
упражнений
на
закрепление
нового
материала, коллективное музицирование, обсуждение домашних заданий. На
первых репетициях следует охватить произведение в целом, и лишь затем
кропотливо
работать
над
деталями,
их
шлифовкой.
По
мере
освоения
отдельных частей – соединять, «монтировать» их, с тем, чтобы в конечном
итоге попытаться сыграть произведение от начала до конца. Проигрывание
пьесы целиком много раз подряд на начальном этапе не целесообразно. Это
приносит
больше
вреда,
чем
пользы.
Проигрывая
произведение,
следует
каждый
раз
ставить
определенную
задачу,
например:
закрепление
пройденного,
улучшение
связи
между
частями,
отработка
трудных
мест,
цезур, фермат, увеличение темпа и т.д. Нужно стремиться к тому, чтобы
каждое следующее повторение было лучше предыдущего. Корректирующая
репетиция
проводится
с
целью
уточнения
инструментовки
произведения,
соответствия её характеру пьесы. Она также служит средством выявления
недостатков, ошибок партитуре и партиях. Рабочая репетиция служит для
подготовки
произведения
к
выступлению.
Количество
таких
репетиций
зависит от сложности пьесы.
Желательно, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения,
ставящие различные задачи, например: произведения для общего знакомства
(в основе – чтение с листа); произведения на первой стадии работы (разбор);
произведения
на
стадии
художественной
отработки;
произведения
на
завершающем
этапе
работы
(окончательная
шлифовка
деталей);
произведения для повторения. Спланированная подобным образом репетиция
вызовет больший интерес и не будет утомительной. К тому же это даст
возможность
проверить
различные
стороны
самостоятельной
работы
учеников.
Руководитель
должен
иметь
план
каждой
репетиции,
зависящей
от
задач,
решаемых
на
каждой
из
них
конкретно.
Эти
репетиции
могут
проводиться с полным составом ансамбля, по группам или индивидуально.
Прогонные
репетиции
служат
для
улучшения
качества
исполнения
всего произведения для уточнения темпов, динамики. Генеральная репетиция
предваряет концертное выступление и проводится для уточнения готовности
произведения Она проводится в том случае, когда произведение детально
проработано.
Ну
и,
конечно
же,
любая
репетиция
начинается
с
настройки
инструмента.
Учащиеся
должны
с
самого
начала
привыкать
к
хорошо
настроенным
инструментам,
что
воспитывает
у
них
слуховые
навыки
и
привычку играть в рамках чистого строя.
Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика.
Она
направлена
на
развитие
артистичности,
творческого
внимания,
понимания чувства ответственности, а также служит благородной цели –
популяризации инструментов.
Работа с ансамблем в младших классах имеет свою специфику. Она
связана со сложностью освоения инструмента и музыкальной грамоты.
Самая доступная форма участия в ансамбле начинающих музыкантов –
выполнение метроритмического рисунка стихов к детским пьесам-песенкам
на открытых струнах щипком. Первые ритмические партии ансамбля могут
быть
записаны
крупными
длительностями.
Самым
маленьким
ученикам
можно поручить исполнять эти партии на ударных инструментах таких как:
треугольник, бубен и другие.
Также
интересными
и
доступными
формами
работы
могут
быть
различные музыкальные игры типа «Угадай звук», где по слуху ученики
повторяют на инструменте звуки, мотивы, ритмы, заданные педагогом или
другими учениками.
Таким образом, все вышеизложенные формы и методы работы дают
возможность
с
первых
шагов
обучения
участвовать
в
ансамбле
всем
ученикам класса.