Напоминание

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»


Автор: Степанова Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель доо
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №4
Населённый пункт: Тверская обл. п. Максатиха
Наименование материала: Педагогические чтения
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Педагогические чтения

«Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Воспитатель: Степанова Галина Фёдоровна

Март 2018 год

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно

важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В

соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой

образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию

подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно

будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

дальнейшего обучения.

Актуальность

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика-

царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,

терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей

математике в дошкольном возрасте способствует формированию и

совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли,

рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и

сообразительности, развитию творческого мышления.

В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И.

Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3

до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева,

В.А. Позина «ФЭМП» и др.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных

математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является

ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального

эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры,

занимательные упражнения, задачи .

Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую

диагностику формирования элементарных математических представлений у

детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить

возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в

образовательной деятельности формировании элементарных математических

представлений у дошкольников.

Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно

низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений.

Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал,

нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что

основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к

выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать

большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках

работы по самообразованию углубленно изучила тему «Формирование

элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр».

Система работы.

Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим

видом их деятельности является игра. В. А. Сухомлинский в своих работах

отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии

познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются

дидактическая игра.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей

дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая

деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают

явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют

расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве,

величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во

времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему

развитию ребенка».

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти,

внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр

математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.

Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения,

логического мышления средствами дидактических игр математического

содержания.

2.

Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в

образовательной деятельности и режимных моментах.

3.

Сделать подборку дидактических игр для развития математических

представлений у дошкольников.

Одним из условий успешной реализации программы по формированию

элементарных математических представлений является организация предметно

– пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был

оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и

занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены

дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша,

полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и

систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки,

лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с

математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического

содержания на все возрастные группы.

Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей,

что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание

играть.

Большое значение в процессе формирования элементарных математических

представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем,

что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала

перспективный план по формированию элементарных математических

представлений с использованием дидактических игр. (приложение 1)

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных

математических способностей

выстраиваю

с учётом следующихпринципов:

1.

Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного

материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2.

Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано

сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному

пополнению своего интеллектуального багажа.

3.

Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о

математике.

4.

Научность.

5.

Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования представлений ребёнка о математике в различных видах

деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у

дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для

этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в

определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги

желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие

упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в

котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и

величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически,

сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.(приложение 2)

сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю

покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы,

большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек,

делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с

заданием. (приложение 3)

решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение

пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий.

Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое

мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование

предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или

найти пропущенный элемент. (приложение 4)

воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие

воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и

дорисовать ее. (приложение 5)

здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы,

психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической

тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова»,

«Мы катались» и д.р) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,) математического

содержания. (приложение 6)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,

образовательную деятельность с воспитанниками провожу вразличных

формах:

организованная образовательная деятельность (фантазийные

путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная

образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7»,

«Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».

обучение в повседневных бытовых ситуациях;( « Найди такой же формы

как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы ( «

Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);

самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям

игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию

математических представлений разделила их на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного

и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и

организационных отношений.

1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном

порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей

с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп

предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в

домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы

наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи

дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы

предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной

линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное

представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а

меньшее на - нижней.

Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего

не стало? «Бабочки и цветы» и многие другие использую в свободное время, с

целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях

и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

2. Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями

недели, названиями месяцев, их последовательностью( дидактическая игра

«Когда это бывает»).

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя

задача - научить детей ориентироваться в специально созданных

пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением

определять словом положение того или иного предмета по отношению к

другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю

узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно

тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» (приложение 7)

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни

предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе

решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную

деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое

мышление.

Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе

дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены

дидактические задачи, какими способами они решаются и какова в этом роль

воспитателя.

Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные

требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры,

включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная

несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие

самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно

оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой

состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек,

картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в

продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила

игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете

ее воспитательного воздействия.

Работая с детьми младшего возраста, сама включаюсь в игру. Вначале

привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками).

Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к

дидактическому материалу, желание играть с ним.

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь

всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами

товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети

должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических

игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений,

уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета,

величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,

сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам,

производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-

своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они

создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные

детьми в детском саду - родители закрепляли дома. Использую разные формы

работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации, например, «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и

интересные игры»;

- изготовление дидактических игр совместно с родителями;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в

регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают

математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных

занятий.

В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических

игр в формировании элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и

познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших

вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того,

насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные

способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это

получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым

положительным образом скажется на его умственном развитии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика