Автор: Степанова Галина Фёдоровна
Должность: воспитатель доо
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №4
Населённый пункт: Тверская обл. п. Максатиха
Наименование материала: Педагогические чтения
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Педагогические чтения
«Формирование элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Воспитатель: Степанова Галина Фёдоровна
Март 2018 год
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно
важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В
соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой
образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию
подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно
будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика-
царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует
развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей
математике в дошкольном возрасте способствует формированию и
совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли,
рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И.
Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3
до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева,
В.А. Позина «ФЭМП» и др.
Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных
математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является
ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального
эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры,
занимательные упражнения, задачи .
Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую
диагностику формирования элементарных математических представлений у
детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить
возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в
образовательной деятельности формировании элементарных математических
представлений у дошкольников.
Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно
низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений.
Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал,
нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что
основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к
выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать
большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках
работы по самообразованию углубленно изучила тему «Формирование
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
посредством дидактических игр».
Система работы.
Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра. В. А. Сухомлинский в своих работах
отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии
познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются
дидактическая игра.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают
явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют
расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве,
величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во
времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам
необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой
усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребенка».
Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти,
внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр
математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.
Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения,
логического мышления средствами дидактических игр математического
содержания.
2.
Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в
образовательной деятельности и режимных моментах.
3.
Сделать подборку дидактических игр для развития математических
представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию
элементарных математических представлений является организация предметно
– пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был
оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и
занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены
дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша,
полочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т.д. Собрала и
систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки,
лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с
математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического
содержания на все возрастные группы.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей,
что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание
играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических
представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем,
что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала
перспективный план по формированию элементарных математических
представлений с использованием дидактических игр. (приложение 1)
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных
математических способностей
выстраиваю
с учётом следующихпринципов:
1.
Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного
материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.
Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному
пополнению своего интеллектуального багажа.
3.
Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о
математике.
4.
Научность.
5.
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребёнка о математике в различных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у
дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для
этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в
определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги
желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие
упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в
котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и
величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически,
сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.(приложение 2)
сравнение; (например в упражнении «Покормим белочек» предлагаю
покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы,
большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек,
делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с
заданием. (приложение 3)
решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение
пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий.
Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое
мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование
предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или
найти пропущенный элемент. (приложение 4)
воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие
воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и
дорисовать ее. (приложение 5)
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы,
психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической
тематикой). Создала картотеку физминуток( «Мыши», «Раз,два –выше голова»,
«Мы катались» и д.р) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,) математического
содержания. (приложение 6)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,
образовательную деятельность с воспитанниками провожу вразличных
формах:
организованная образовательная деятельность (фантазийные
путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная
образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 7»,
«Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
обучение в повседневных бытовых ситуациях;( « Найди такой же формы
как у меня, предметы в группе», « Соберем бусы для куклы Маши»); беседы ( «
Какое сейчас время года, какое время года будет после..»);
самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям
игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.
Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию
математических представлений разделила их на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного
и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном
порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей
с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп
предметов(дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в
домики»); «широкий –узкий», « короткий –длинный», используя приемы
наложения и сравнения двух групп предметов(дидактические игры « Покажи
дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы
предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной
линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное
представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а
меньшее на - нижней.
Дидактические игры, такие как «Составь табличку», «Кто первый назовет, чего
не стало? «Бабочки и цветы» и многие другие использую в свободное время, с
целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях
и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
2. Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями
недели, названиями месяцев, их последовательностью( дидактическая игра
«Когда это бывает»).
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя
задача - научить детей ориентироваться в специально созданных
пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением
определять словом положение того или иного предмета по отношению к
другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю
узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно
тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» (приложение 7)
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни
предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе
решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную
деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое
мышление.
Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе
дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены
дидактические задачи, какими способами они решаются и какова в этом роль
воспитателя.
Дидактическая игра подвластна воспитателю. Зная общие программные
требования, своеобразие дидактической игры, творчески создаю новые игры,
включаемые в фонд педагогических средств. Каждая игра, повторенная
несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно. Такие
самостоятельно организуемые и проводимые игры поощряю, незаметно
оказывая детям помощь. Следовательно, руководство дидактической игрой
состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек,
картинок, игрового материала, в определение содержание игры и ее задач, в
продумывание игрового замысла, в объяснении игровых действий, правила
игры, в налаживании взаимоотношение детей, в руководстве хода игры, в учете
ее воспитательного воздействия.
Работая с детьми младшего возраста, сама включаюсь в игру. Вначале
привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками).
Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к
дидактическому материалу, желание играть с ним.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь
всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами
товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети
должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических
игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений,
уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета,
величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,
сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам,
производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они
создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные
детьми в детском саду - родители закрепляли дома. Использую разные формы
работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации, например, «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и
интересные игры»;
- изготовление дидактических игр совместно с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в
регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают
математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных
занятий.
В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических
игр в формировании элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и
познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших
вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того,
насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это
получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым
положительным образом скажется на его умственном развитии.