Автор: Герасимова Татьяна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ №488
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Деление на 2" УМК "Школа России"
Раздел: начальное образование
Герасимова Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, ГБОУ лицей №488 Выборгского р-на
Предмет:
математика
Класс:
2 класс
Тема: «Деление на 2.»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель урока: Ввести таблицу и алгоритм деления на 2.
Сформировать умение выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи
умножения. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи умножением и делением; навыки устных и письменных
вычислений. Развивать внимание и логическое мышление.
Предметные: выполнять умножение и деление в пределах изученных табличных случаев умножения и деления; применять их при решении
задач; находить периметр многоугольников, выполнять чертежи.
-Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
-Познавательные: использовать приобретённые знания в практической деятельности, формулировать высказывания, используя
математические термины «множитель», «произведение», «делимое», «делитель», «частное»
-Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявлять положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики; познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам; применять элементарные навыки оценки и самооценки результатов; адекватно принимать и понимать причины
успешности / неуспешности учебной деятельности.
Применяемые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Математика»2 класс 2часть, М.И. Моро (с.83) УМК
« Школа России »; раздаточный материал: карточки с математическими заданиями для работы в парах.
Организация пространства: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа
Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык.
на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, задания на внимание);
• игровые;
• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое, исследовательские задания).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах,
самостоятельными выводами в конце урока.
Ход урока
Этапы
Цели этапа
Организация этапа:
Формирование
УУД
1.Мотивация
(самоопределе
ние) к учебной
деятельности
(2–3 мин)
Цель: мотивирование
(самоопределить)
учащихся к учебной
деятельности.
1)актуализируются
требования к ученику со
стороны учебной
деятельности («надо»);
2)устанавливаются
тематические рамки
(«могу»).
3) создаются условия
для возникновения у
ученика внутренней
потребности включения
в учебную деятельность
(«хочу»).
(На презентационном экране слайд №1: слова М.В. Ломоносова.)
Орг. момент.
Учитель. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь «С маленькой удачи
начинается большой успех!»
- Тихо сядут те ребята, у кого день рождения чётного числа месяца.
А теперь те, у кого — нечётного. Кому требуется помощь?
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны математики. Готовы? А какое
открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
Личностные,
регулятивные,
коммуникативны
е
К: высказывать
собственную
точку зрения.
Р: выполнять
устные действия
в устной речи и
во внутреннем
плане.
П: строить
сообщения в
устной форме.
2.Актуализац
ия и
фиксирование
Цель: 1) актуализация
изученных способов
действий, достаточных
У. Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб не случалось в мире,
Коммуникативн
ые
индивидуально
го
затруднения в
пробном
действии (5–7
мин
для построения нового
знания, фиксирование их
в речи и знаках
(эталоны) и обобщение;
2) актуализация
мыслительных
операций, достаточных
для построения нового
знания;
3) мотивирование к
пробному учебному
действию («надо» –
«могу» – «хочу»), и его
самостоятельное
осуществление;
4) фиксация
индивидуальных
затруднений в
выполнении учащимися
пробного учебного
действия или его
обосновании
- А всё же будет дважды два
По- прежнему четыре.
(Слайд №2. «табл. умн., апельсины»)
У. Внимание на экран. Давайте вспомним таблицу умножения.
Работа в тетрадях.
У. – Запишите ответы в тетради. (Дети записывают в тетради ответы в строчку,
через клетку)
(Проверка. Дети по цепочке читают выражения, указанные учителем, ответ
называют хором, учитель открывает ответ на экране)
У. - Кто справился без ошибок? Похвала. Кому нужно еще постараться?
– А как мы в жизни применяем таблицу умножения? (ответы детей)
РАБОТА В ПАРАХ.
У. Возьмите карточку (лист с исследовательским заданием) для работы в парах,
подпишите её, прежде договоритесь, в каком цвете (зеленом или синем) вы
будете выполнять задания, подпишите карточку.
Подумайте, какое у вас настроение и заполните кружок соответствующим
смайликом.
Выполните первое задание.
Д. Распределяют роли, выполняют задание, как указано в карточке.
У. - А теперь проверим ответы. Что помогло выполнить задание?
Д. – Правила, знания компонентов действия умножения и деления. (Слайд-
эталон.)
У. - Поиграем в «Лото». Заполняйте клеточки в паре поочередно. Подготовьте
ответ на вопрос.(под таблицей вопрос: Объясни, почему произведение
осуществлять
взаимоконтроль.
К: высказывать
собственную
точку зрения.
Р: выполнять
устные действия
в устной речи и
во внутреннем
плане.
П: строить
сообщения в
устной форме.
увеличилось? Исследовательское задание, повышенной сложности)
(Дети вставляют пропущенные числа, готовят ответ.)
- Проверим ответы. (Слайд-эталон.)
У. – Какое знание помогло выполнить задание? (-таблица умножения на 2,
правило, как найти неизвестный множитель) – Кто испытывал затруднения?
_Почему не справились?
Д. – Нужно разобраться, в чем затруднение.
3. Постановка
проблемы (2
мин)
Цель:
1) восстановить
выполненные операции
и зафиксировать
(вербально и знаково)
место – шаг, операцию,
где возникло
затруднение;
2) соотнести свои
действия с
используемым способом
действий (алгоритмом,
понятием и т.д.), и на
этой основе выявить и
зафиксировать во
внешней речи причину
затруднения – те
У. – Что вам нужно было сделать?
Д. – Найти неизвестный множитель.
У. – Какое правило нам помогло? (-Чтобы найти неизвестный множитель нужно
произведение разделить на известный множитель)
- Назовите действие, обратное умножению. (- Деление.)
_Почему же вы не справились? (-Не умеем делить на 2.)
- А зачем нужно уметь делить? Где это умение может пригодиться в жизни?
У. - Как вы думаете, чему мы будем учиться?
Д.- У нас нет таблицы деления на 2.
П:
общеучебные:
структурировать
, формулировать
проблему,
строить речевое
высказывание
конкретные знания,
умения или
способности, которых
недостает для решения
исходной задачи и задач
такого класса или типа
вообще.
4.
Построение
проекта
выхода из
затруднения
(цель и тема,
способ, план,
средство) (3–4
мин)
Цель:
построить проект
выхода из затруднения.
Организация этапа
На данном этапе
учащиеся в
коммуникативной
форме:
1) ставят цель (целью
всегда является
устранение возникшего
затруднения);
2) согласовывают тему
урока;
3) выбирают способ
(дополнение или
уточнение);
4) строят план
достижения цели;
У. – Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Д.- Составить таблицу деления на 2.
У. – Вспомните, что повторяли в начале урока?
Д.- Таблицу умножен. на 2. Названия и связь компонентов умножения и
деления.
У. – Мы будем составлять таблицу деления, пользуясь таблицей умножения,
(научимся решать примеры и задачи «:2»)
Вспомните алгоритм (Дети проговаривают, учитель вывешивает на доске: а*в=с
с:а=в
с:в=а
Р: Постановка и
формулирование
проблемы.
Р:
Самостоятельно
е выделение и
формулирование
познавательной
цели.
Р: умения
участвовать в
диалоге.
П: осуществлять
поиск
необходимой
информации.
5) определяют
средства – алгоритмы,
модели, учебник и т.д
5. Первичное
закрепление с
проговаривани
ем во внешней
речи (5–6 мин
Цель:
1) реализовать
построенный проект в
соответствии с планом;
2) зафиксировать новый
способ действия в речи
и знаках (с помощью
эталона);
3) организовать решение
исходного задания,
данного для пробного
действия;
4) уточнить общий
характер нового знания;
5) зафиксировать
преодоление
затруднения
Выполняют запись в тетради по плану, с устным комментированием (по
цепочке) Отвечают на вопросы учителя.
Д.- 2*2=4, значит 4:2=2
Первый множ. 3, второй множ.2, произведен.6. Если произведен (6) разделить
на второй множ(2), то мы получим первый множ.(3)
Физминутка:
Мы делили, умножали,
Очень, очень мы устали
А теперь все дружно встали!
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Сядем, глубоко вздохнем,
И опять считать начнем.
У. – Подведем итог -Табл. Деления на 2 составили? (-Да)
Проверим (Слайд)
У. – Что теперь нам нужно сделать?
Д.- Закрепить новое знание.
П: осуществлять
поиск
необходимой
информации,
применять
методы
информационног
о поиска.
Р: выполнять
устные действия
в устной речи и
во внутреннем
плане; речевое
моделирование.
а*в=с с:в=а
6. Включение
в систему
знаний и
повторение.
(5–8 мин)
Цель:
1) выявить границы
применимости нового
знания;
2) повторить учебное
содержание,
необходимое для
обеспечения
содержательной
непрерывности
-Что еще планировали? (-Решать задачи)
Работа в тетрадях.
-Запишем в тетради «Задача»
У. – Поработаем по учебнику с. 83 №6.
Прочитайте задачу целиком. Составьте план решения (-Измерить, решить)
Что заметили во время измерения?(-Звенья одинаковой длины)
Каким знанием воспользуемся для решения? (-Табл. Умн.) решите её.
С первым задание справились, выполним второе. Что заметили? (-Не хватает
данных, надо найти длину стороны.) обсудите в парах, резюмируйте. Запишите,
1 уч. у доски
У. Напомните формулу периметра прямоуг-ка.
У -…..запиши фомулу на доске.
П:
совершенствоват
ь умение решать
задачи
Р=а*4
8=а*4
8:4=
Д. P=2*a+2*b P=(a+d)*2
У.- Самостоятельно запишите решения.
У. - Прочитает ответ, чему равен периметр…..
У. –Какое знание применили в решении?
Д.- Использовали (таблицы) умножение и деление с числом «2».
7.
Самостоятель
ная работа с
самопроверкой
по эталону.
(5–6 мин)
Цель:
1) проверить на основе
сопоставления с
эталоном свое умение
применять новое
учебное содержание в
типовых ситуациях;
2) организовать
рефлексию усвоения
нового способа по
результатам выполнения
самостоятельной работы
(особое внимание
принципам минимакса и
психологической
комфортности).
Закрепление материала.
У. Организует игру.
Игра «Кто Быстрее?» Работаем в парах на время. Карточки(таблица)
(Слайд- секундомер)
Проверка (Слайд с верными ответами) Подведение итогов (по скорости и
правильности выполнения)
Самостоятельная работа. с.83 №1
У. Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.
У. – Решите самостоятельно по учебнику с. 83 №6.
Прочитайте задачу. Сделайте схематический рисунок, составьте план решения и
решите её.
Р:
контролировать
в форме
сличения,
оценивать
качество.
П:
совершенствовать
умение решать
задачи.
Самопроверка. Несколько учеников читают ответ, обосновывают решение.
(Слайд)
8 Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог
урока). (2–4
мин)
Цель:
1) зафиксировать новое
содержание, изученное
на уроке;
2) провести
рефлексивный анализ
учебной деятельности с
точки зрения
выполнения требований,
известных учащимся;
3) оценить собственную
деятельность на уроке;
4) зафиксировать
неразрешенные
У. Выполним тест и оценим себя слайды № 11-17
Регулятивные:
оценить,
выделить и
осознать, что
уже усвоено, что
подлежит
усвоению;
прогнозировать
затруднения как
направления будущей
учебной деятельности;
5) обсудить и записать
домашнее задание
(УМНИЦА)
Подведем итог урока. Продолжите фразу: слайд № 11
-Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке у меня получилось...
-Я умею…
-Эти знания нужны для…
-У кого есть вопросы, поднимите руку, запишите их на карточке.
Оцените себя «Доволен ли я своей работой?». (Слайд)
Закрасьте кружок в нужный вам цвет: зеленый- я доволен своей работой,
желтый – мне нужно еще постараться, красный – я не доволен своей работой.
Запишите домашнее задание.
Повторить таблицу деления, придумать и записать задачу, по теме деление на 2.
(Обсуждение)