Автор: Тимофеева Лидия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №15 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА"
Населённый пункт: город Заречный, Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД "В гостях у ёжика в лесу"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ
САД №15 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»
Конспект
по речевому развитию
на тему: «В гостях у ёжика в лесу»
лексическая тема «Осень – время года»
(младший дошкольный возраст)
Воспитатель: Тимофеева Л.А.
Тема: «В гостях у ёжика в лесу».
Задачи:
1.Образовательные:
формировать
представления
о
характерных
признаках
осени
(становится
холоднее,
листья
желтеют
и
опадают);
частях
дерева
(ствол, ветви, листья, иголки);
формировать
умение
образовывать
относительное
прилагательное
(берёзовый); умение различать и употреблять в речи предлоги
НА,
ПОД;
отвечать
на
вопросы
воспитателя
словосочетаниями
и
распространенными предложениями.
Закреплять названия основных цветов (красный, желтый, зеленый).
2. Развивающие:
развивать
зрительное
восприятие,
внимание,
мышление,
мелкую
моторику пальцев рук; умение складывать целое изображение из 4-6
частей по образцу; находить закономерность в чередовании элементов
узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести;
развивать координацию движений.
3. Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом с другими, проявляя отзывчивость.
Оборудование:
магнитно-маркерная
доска;
магниты;
плоскостные
изображения
берёзы
и
клёна
(формат
листа
А
4);
мягкая
игрушка
ёж;
разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы, клёна); мягкая проволока,
образцы
нитей
бус
из
6-ти
элементов
(по
числу
детей)
и
коробочки
с
бусинами, различными по цвету и величине; схемы-образцы графического
изображения
ёлочки
(для
выкладывания
из
счетных
палочек);
счетные
палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по
числу детей); дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки,
массажные коврики).
Ход НОД:
1.
Организационный момент.
Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.
Воспитатель привлекает внимание детей к себе.
- Дети! Как много листьев на ковре!
Какого они цвета?
(Желтого,
красного)
- Как они сюда попали?
- Дети, почему листья желтого, красного цветов? (потому что осень).
-
Что
еще
бывает
осенью?
(ответы
детей
об
осени
и
её
основных
признаках:
становится
холоднее;
желтеют,
краснеют
и
опадают
листья; начинается листопад и т.д.)
- Дети, выберете себе один лист, который вам понравился.
- Саша, какого цвета у тебя лист? (желтого).
- Илья, а у тебя какого цвета лист? (красного).
Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.
Воспитатель держит в руке контурное изображение листа берёзы и
обращается к детям:
- Такой листок, лети ко мне! (Дети соотносят свой лист с образцом
воспитателя)
Затем воспитатель берёт лист клёна, становится с другой стороны и
говорит те же слова:
- Такой листок, лети ко мне!
Происходит деление детей на подгруппы.
- Саша, с какого дерева твой лист? (Мой лист с берёзы).
Воспитатель опрашивает ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.
- Значит, он какой? (берёзовый).
Спрашиваю
остальных
детей,
а
затем
хором
проговариваем
это
прилагательное.
- От какого дерева эти листья? (от берёзы).
- Значит, они какие? (берёзовые).
- Найдём берёзу? Предлагаю детям найти дерево, с которого они опали.
На магнитно-маркерной доске нарисованы деревья берёзы и клёна.
-
Кто
первый
увидел
берёзу?
(словесное
одобрение
воспитателем
ребёнка).
- Почему это берёза? (У неё белый ствол с черными точками).
Если дети затрудняются ответить, помогаю им.
- Где лежат опавшие листья? (на земле).
- Лиза, где лежат опавшие листья? (на земле).
(Воспитатель спрашивает ещё детей индивидуально).
- Давайте положим ваши листочки под дерево, чтобы получился ковер из
листьев! (Дети
прикрепляют
свои
листья
с
помощью
магнитов
под
дерево – ковер из листьев).
- Куда мы положили листья? (Под дерево).
(Воспитатель задаёт индивидуальные вопросы 2-3 детям).
- Прислушаемся, кто это шуршит в листве?
Появление персонажа – ежа (мягкая игрушка).
- Здравствуйте, дети! Я хочу пригласить вас на прогулку в лес, в который
ведёт
узкая
тропинка.
(Дети
принимают
приглашение
сказочного
персонажа).
2. Основная часть
Цель:
получение
новых
знаний,
умений;
развитие
мелкой
моторики
и
осязания, связной речи, мышления, памяти, координации движений.
Ходьба «По узкой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между
2-х скакалок по массажным коврикам).
Цель: развитие
координации
движений
при
ходьбе
по
ограниченной
плоскости; чувство равновесия.
Пояснение педагога сопровождается показом.
- Чтобы пройти по узкой тропинке, надо встать друг за другом, руки
поставить на пояс, спину держать прямо, смотреть вперед.
Дети
проходят
к
столу,
на
котором
стоят
подносы
с
разрезными
картинками.
Ёж:
- Дети, я очень люблю рисовать и хочу показать вам свои рисунки листьев
разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разделены
на части! Что же делать? (Дети предлагают свою помощь собрать целое
из частей)
Д/и «Разрезные картинки» (из 4-6 элементов)
Цель: формирование умения складывать целое изображение из 4-6 частей
по
образцу;
развитие
зрительного
внимания,
мышления,
мелкой
моторики; закрепление основных цветов.
Воспитатель
предлагает
выбрать
любой
поднос
с
разрезными
картинками
и
собрать
листья
по
образцу.
Для
детей,
быстро
собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.
Ёж:
- Спасибо за помощь!
- Денис, лист какого дерева ты собрал? (лист берёзы).
- Значит, он какой? (берёзовый).
- Лиза, от какого дерева у тебя лист? (От клена).
- Значит, он какой? (кленовый).
- Злата, какого цвета твой лист? (красного).
- Готовы отправиться дальше?
-
Впереди
следующее
препятствие
–
ручеёк.
Нам
нужно
через
него
перепрыгнуть, не замочив ноги!
Упражнение «Перепрыгни ручеёк» ( 4-е гимнастические палки, расстояние
между которыми 15-20 см).
Цель:
развитие
координации,
сохранения
равновесия;
согласованности
движений
рук
и
ног
во
время
отталкивания
и
при
прыжках
с
продвижением вперёд.
Воспитатель: чтобы перепрыгнуть через ручеек, нужно встать к краю,
согнуть ноги в коленях, корпус наклонить немного вперед, руки отвести
назад и перепрыгнуть.
Воспитанники выполняют упражнение.
Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными
по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и лежат полоски-образцы.
Ёж:
- У моей мамы – ежихи есть красивые бусы. Только кто-то их рассыпал.
Вы поможете мне собрать их?
Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу из 6-ти бусин).
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики;
умения находить закономерность в чередовании элементов узора и точного
его воспроизведения; закрепление основных цветов.
Воспитатель предлагает выбрать любой образец собирания бус.
Ёж:
- Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники!
- Илья, какого цвета у тебя бусины? (Они красные, жёлтые).
- Спасибо вам!
- А вон там я вижу полянку. Только на ней ничего не выросло. Что же мы
можем сделать, чтобы исправить это?
Воспитатель направляет детей к принятию ими решения о «посадке»
ёлочек на поляне.
Д/у «Выложи ёлочку из счетных палочек»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания при точном наложении
счетных палочек на линии схемы-образца; мышления, мелкой моторики.
- Дети, что есть у ёлки? Какие части вы можете назвать? (ответы детей:
ствол, ветви, листья-иголки).
-
Посадим
елочки
на
поляне? (да). Надо наложить палочки точно на
линии, чтобы получилась елочка.
Ёж:
- Спасибо, дети! Много елок посадили. Теперь поляна не пустая.
- Какого цвета ветки у елочек? (зеленого)
- Мне очень понравилось с вами играть, но пора возвращаться домой к
маме.
3. Итог
Цель: «возвращение» детей в детский сад; обмен впечатлениями, умение
высказываться предложениями о своей деятельности.
- Дети, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!
Ёж:
- Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по
которой сюда пришли! До свидания, ребята!
Дети
прощаются
со
сказочным
персонажем
и
«возвращаются»
в
детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке).
- Вот мы и вернулись в свою группу.
- Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для
вас было трудным? (Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся
своими впечатлениями).
-
Молодцы!
Вот
какая
интересная
«прогулка»
в
лес
у
нас
с
вами
получилась!
Мне
было
очень
приятно
видеть
таких
дружных
и
отзывчивых ребят!