Автор: Курамшина Анжелика Фановна Должность: преподаватель зуботехнических дисциплин Учебное заведение: ФГБОУ ВО МЗ РФ Медицинский колледж Населённый пункт: г. Уфа Наименование материала: методический доклад Тема: "Ситуация успеха" Раздел: среднее профессиональное
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
Методический доклад
Ситуация успеха, как ведущий фактор мотивации учебной деятельности
обучающихся.
Курамшина Анжелика Фановна
ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России
Медицинский колледж
преподаватель зуботехнических дисциплин,
г. Уфа
Ситуация успеха, как ведущий фактор мотивации учебной деятельности
обучающихся.
Разнообразны профессии по названию и по содержанию. Поэтому каждый
человек может найти себе дело по душе и вкусу. Но далеко не каждый может
полностью
раскрыть
свои
способности,
стать
не
простым,
заурядным
исполнителем, а мастером своего дела. Только в том случае, если работа
приносит удовлетворение, можно говорить о любви к избранной профессии.
Для ощущения удовлетворения, сознания реализации своего потенциала и
оценки своей деятельности необходим успех. Функция успеха заключается в
обеспечении
получения
знаний,
компетенций
и
умений
для
достижения
установленных потребностей, желаний, поставленных целей.
В колледж приходят учиться юноши и девушки в возрасте 17-20 лет. Это
разные,
сложные,
еще
не
установившиеся
характеры.
В
этом
возрасте
представления о медицине, в частности о профессии зубного техника, очень
поверхностные.
Создание
ситуации
успеха
способствует
установке
реалистического
уровня
притязаний
при
решении
задач
определенной
сложности. Ощущение успеха должно стать неотъемлемой частью учебной
деятельности.
В
результате
обучающиеся
должны
понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
Одним из ключевых моментов мотивирования обучающихся на достижение
успеха в учебной деятельности является взаимодействие «преподаватель –
обучающийся». Такое взаимодействие может воплотиться на практических
занятиях, в малых учебных группах. Отношения сотрудничества в учебной
деятельности
обучающегося
развиваются
эффективнее,
если
ведущим
фактором является ситуация успеха. Перевод учебного процесса с уровня
педагогического взаимодействия и влияния на обучающегося, на уровень
личностного
взаимодействия
с
ним,
формирует
сотрудниче ство
преподавателя и обучающегося. Весь смысл сотрудничества в радости от
успеха, которую он дает.
При
организации
учебной
деятельности
преподаватель
учитывает
особенности
каждого
обучающегося.
Для
того,
чтобы
освободить
его
от
психологического зажима можно использовать активные методы обучения
через парную и групповую работу, проведения занятий в форме ролевых игр,
ситуативного обучения.
Преподаватель должен чутко относиться к обучающемуся, внимательно
следить за его работой, указывая на недостатки и добиваться их устранения.
Предложенное для выполнения задание должно быть доступным, трудности
нарастать
постепенно,
шаг
за
шагом
по
мере
уверенного
выполнения
предыдущего задания.
В случае неудачного выполнения задания можно
оценить не всю работа в целом, а только один этап. Причем, все это надо
делать с большим тактом, чтобы не унизить достоинство с одной стороны, а с
другой не прививать ремесленнического отношения к профессии зубного
техника. Обучающемуся в свою очередь необходимо приложить усилия для
преодоления себя, своего неумения, неопытности. Он должен быть уверен в
своих
возможностях
и
способностях.
Ситуация
успеха
стимулирует
его
работу.
Когда
обучающиеся
сталкиваются
с
определенными
трудностями
при
изучении
некоторых
тем,
преподавателю
необходимо
дополнительно
стимулировать
их
познавательную
деятельность,
используя
приемы
развивающего обучения. Это электронные учебники, презентации к урокам,
справочная
литература,
интернет-ресурсы
и
т.д.
Мультимедийные
презентации
содержат
интересные
фотоматериалы,
видеоматериалы,
диаграммы, графики, демонстрирующие учебный материал. Благодаря их
использованию занятия приобретают эмоциональную окраску. Для лучшего
усвоения соответствующих профессиональных компетенций, при подготовке
домашнего задания обучающимся предлагается использовать методические
указания,
пособия.
В
них
содержатся
тестовые
задания,
алгоритмы
манипуляций, ситуативные задачи, таблицы, схемы. Обучающиеся приходят
на занятия более подготовленными, показывая хорошие знания.
При
подготовке
к
исследовательской
работе
преподаватель
помогает
выбрать тему, определить цель и задачи, разработать план и этапы работы,
помочь подобрать нужную информацию, сделать презентацию.
Чтобы стать лидером своей жизни, необходимо систематически и открыто
осуществлять менеджмент успеха. Работа над собой стимулирует стремление
быть
известным,
желание
выделиться
среди
сокурсников.
Этому
способствует
проведение
профессиональных
конкурсов
в
колледже,
на
региональном
и
республиканском
уровне.
Ничто
не
стимулирует
интеллектуальную деятельность обучающегося лучше, чем игра («Брейн-
ринг»,
«Самый
умный»,
«Счастливый
случай»,
«Что?
Где?
Когда?»).
Применение ее в учебном процессе дает положительные результаты.
В учебном процессе важен результат, поэтому необходимо использовать
методы поддержания мотива в достижении успеха, которые осуществляются
с
опорой
на
определенные
свойства
личности
и
в
первую
очередь
на
честолюбие в его положительном значении. Преподаватель должен вызвать и
поддержать у обучающегося хороший эмоциональный настрой в процессе
учебы. Стоит верить в обучающегося и оптимистическую перспективу его
развития.
Важную роль в стимулировании и поддержании мотивации
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся
играет
удовольствие,
которое они получают от процесса обучения. Конечно, если обучаются той
профессии,
которая
нравится.
Результаты
работы
выше,
когда
человек
получает
от
этого
процесса
удовольствие,
чем
если
эта
работа
для
исполнителя не интересна или безразлична. Педагогу необходимо при первых
же
признаках
снижения
учебной
активности
изменять
технологии
преподавания.
Учебная ситуация представляет реализацию приемов по созданию ситуации
успеха на каждом этапе взаимодействия преподавателя и обучающегося с
учетом индивидуальных особенностей. Это приводит формированию у него
способности
интереса
к
открытию
нового,
неизведанного
в
учебной
деятельности,
адекватной
самооценки,
благоприятной
для
развития
личности, совершенствованию эмоционального любой сферы в творческой
активности. Все это способствует установлению у обучающихся высокого
уровня мотивации достижения целей. Правильная организация мотивации
учебной
деятельности
является
важнейшим
звеном
образовательного
процесса,
так
как
имеет
решающее
значение
для
обеспечения
высокого
качества
знаний
обучаемых.
Результатом
освоения
программы
профессионального
модуля,
является
овладение
обучающимися
видом
профессиональной деятельности, в том числе профессиональными и общими
компетенциями.