Напоминание

методическое пособие для воспитателей из опыта работы


Автор: Казнадей Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №400"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: "Занимательное рисование в детском саду"
Тема: методическое пособие для воспитателей из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №400» г.Перми

«Занимательное рисование в детском саду»

Подготовила

воспитатель Казнадей Н.Н.

г.Пермь 2017

«Детство — важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, —

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Дети с самого раннего возраста очень любят рисовать, пытаются

отразить свои впечатления об окружающем мире в своѐм рисунке.

Рисование

нетрадиционными

способами

это

увлекательная,

завораживающая деятельность, которая удивляет и завораживает детей.

Я

считаю, что важную роль в развитии ребѐнка играет развивающая среда в

ДОУ.

Поэтому

при

организации

предметно

-

развивающей

среды

мы

учитывали,

чтобы

содержание

носило

развивающий

характер,

и

было

направлено на развитие творчества каждого ребѐнка в соответствии с его

индивидуальными

возможностями,

доступной

и

соответствующей

возрастным особенностям детей, согласно ФГОС. У каждого из нас дома куча

ненужных

интересных

вещей

(зубная

щѐтка,

расчески,

поролон,

пробки,

пенопласт, катушка ниток , свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а

сколько

тут

интересного:

палочки,

шишки,

листочки,

камушки,

семена

растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и

оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать чем

хочешь и как хочешь и даже можно придумать

свою

технику.

Дети

ощущают

незабываемые,

положительные эмоции, а по эмоциям можно

судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его беспокоит.

Формирование

творческой

личности

одна

из

важных

задач

педагогической

теории

и

практики

на

современном

этапе.

Особенно

эффективно начинается её развитие с раннего дошкольного возраста. Как

говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на

кончиках

пальцев.

От

пальцев,

образно

говоря,

идут

тончайшие

нити-

ручейки, которые питает источник творческой мысли. Из этого следует, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают

многие педагоги-новаторы — все дети талантливы. Поэтому необходимо,

вовремя рассмотреть, почувствовать эти таланты и постараться, как можно

раньше дать возможность детям проявить их на практике,

и в реальной

жизни.

Развивая

с

помощью

взрослых

художественно-творческие

способности,

ребёнок

создаёт

новые

работы (рисунок,

аппликация).

Придумывая

что-то

неповторимое,

он

каждый

раз

экспериментирует

со

способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии

проходит

путь

от

элементарного

наглядно

-чувственного

впечатления

до

создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно —

выразительными средствами.

Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем

больше

ребёнок

видит,

слышит,

переживает,

тем

значительнее

и

продуктивнее, станет деятельность его в изо деятельности.

Много лет работая с детьми дошкольного возраста, я обратила

внимание на результаты диагностик и сделала вывод, что дети показывают

хорошие результаты по критериям:

умение

штриховать,

наносить

различные

линии

цветными

карандашами;

умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

умение

узнавать,

называть

основные

цвета,

оттенки

красок

и

смешивать их;

умение использовать трафареты и печати при работе;

умение убирать за собой рабочее место после выполнения работы.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

неуверенность и скованность в действиях с кистью и карандашом;

пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и

расположении изображения на листе;

растерянность

при

использовании

способов

нестандартного

раскрашивания;

не умение экспериментировать с изобразительными материалами;

ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Подводя

итоги,

я

понимала,

что

детям

не

хватает

уверенности

в

себе,

воображения,

самостоятельности.

Для

решения

этой

проблемы

я

стала

углублённо изучать методическую литературу по данному направлению. Для

себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности,

такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику,

умение

тонко,

тактично,

поддерживать

инициативу

и

самостоятельность

ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно

я заинтересовалась

нетрадиционными

способами

рисования,

с

помощью

которых

возможно

развивать

у

детей

не

только

мелкую

моторику,

но

и

интеллект,

учить

нестандартно

мыслить

и

активизировать творческую активность. Я согласна со словами психолога

Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений

он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок

абсолютно свободен».

Нетрадиционные или занимательные ( как я их еще называю) техники

рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Несомненно,

достоинством

таких

техник

является

неповторимость

их

использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку на

первых

этапах

иногда

с

помощью

взрослого.

Именно

поэтому,

нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают

большие

возможности

выражения

собственных

фантазий

и

чувств, желаний и самовыражению в целом.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления

об

окружающем

мире

в

своём

изобразительном

творчестве.

Моя

работа

заключается

в

использовании

нетрадиционных

техник

в

рисовании.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная,

завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает не только детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность

состоит

в

том,

что

они

позволяют

детям

быстро

достичь

желаемого

результата. Как всегда в педагогике успех обучения во многом зависит от

того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей

определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой

изображения

доставляет

дошкольникам

истинную

радость,

если

оно

строиться

с

учетом

специфики

деятельности

и

возраста

детей.

Они

с

удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.

Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их

многообразие

и

перспектива

самостоятельного

выбора.

Им

доставляет

огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно

повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с

большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех,

и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать,

потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно

это

заметно

в

средней

группе,

где

навыки

изобразительной

деятельности

у

детей

еще

слабо

развиты,

формообразующие

движения

сформированы

не

достаточно.

Детям

не

хватает

уверенности

в

себе,

воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности,

заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими

художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей

рисованию, а также методической литературой по данному направлению. А

позже переработала его, внесла свои коррективы. И еще одно необходимое

условие

для

успешного

проведения

занятия

это

музыкальное

сопровождение, пусть оно будет не большим фоном, несколько минут, но это

тот прием, который необходимо учитывать и брать не вооружение. Музыка

позволяет детям раскрепоститься, дать волю фантазии и творчеству, а это

очень необходимо в нашем современном обществе в век компьютеризации и

бешенного ритма жизни.

Несколько видов нетрадиционного рисования используемые в ДОУ.

*Кляксография.

*Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

*Тычок жесткой полусухой кистью

*Рисование пальчиками.

*Рисование ладошкой.

*Рисование с секретом в три пары рук.

*Скатывание бумаги. .

*Оттиск смятой бумагой

*Восковые мелки + акварель

*Свеча + акварель.

* Набрызг. .

*Отпечатки листьев

*Метод монотипии.

*Рисование на мокрой бумаге.

Изобразительная

деятельность

с

применением

нетрадиционных

материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной

ориентировки

на

листе

бумаги,

глазомера

и

зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются

навыки контроля и самоконтроля.

Во

многом

результат

работы

ребёнка

зависит

от

его

заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание

дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных

стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный

момент

любимый

герой

сказки

или

мультфильма

приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им

важно почувствовать себя значимыми;

музыкальное сопровождение ( об этом я уже говорила раньше)

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы

действий и показывать приемы изображения.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,

точнее забыли. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет,

есть

нераскрытые

дети.

А

помочь

раскрыть

эти

таланты

должны

мы,

взрослые!

Хочется

закончить

словами

В.А.

Сухомлинского:

“Истоки

способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства мы вложим в детские руки,

тем умнее ребёнок и счастливее будет ребенок”.

Список используемой литературы:

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996

— №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч — 1997 — №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.-

М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-

М., 2000.

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. //

Дошкольное воспитание — 1995 — №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999

— № 1.

12.

Ильина

А.

Рисование

нетрадиционными

способами

//Дошкольное

воспитание — 2004 — №2.



В раздел образования




Яндекс.Метрика