Автор: Казнадей Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №400"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: "Занимательное рисование в детском саду"
Тема: методическое пособие для воспитателей из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №400» г.Перми
«Занимательное рисование в детском саду»
Подготовила
воспитатель Казнадей Н.Н.
г.Пермь 2017
«Детство — важный период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, —
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Дети с самого раннего возраста очень любят рисовать, пытаются
отразить свои впечатления об окружающем мире в своѐм рисунке.
Рисование
нетрадиционными
способами
–
это
увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и завораживает детей.
Я
считаю, что важную роль в развитии ребѐнка играет развивающая среда в
ДОУ.
Поэтому
при
организации
предметно
-
развивающей
среды
мы
учитывали,
чтобы
содержание
носило
развивающий
характер,
и
было
направлено на развитие творчества каждого ребѐнка в соответствии с его
индивидуальными
возможностями,
доступной
и
соответствующей
возрастным особенностям детей, согласно ФГОС. У каждого из нас дома куча
ненужных
интересных
вещей
(зубная
щѐтка,
расчески,
поролон,
пробки,
пенопласт, катушка ниток , свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а
сколько
тут
интересного:
палочки,
шишки,
листочки,
камушки,
семена
растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и
оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать чем
хочешь и как хочешь и даже можно придумать
свою
технику.
Дети
ощущают
незабываемые,
положительные эмоции, а по эмоциям можно
судить о настроении ребѐнка, о том, что его радует, что его беспокоит.
Формирование
творческой
личности
—
одна
из
важных
задач
педагогической
теории
и
практики
на
современном
этапе.
Особенно
эффективно начинается её развитие с раннего дошкольного возраста. Как
говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на
кончиках
пальцев.
От
пальцев,
образно
говоря,
идут
тончайшие
нити-
ручейки, которые питает источник творческой мысли. Из этого следует, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают
многие педагоги-новаторы — все дети талантливы. Поэтому необходимо,
вовремя рассмотреть, почувствовать эти таланты и постараться, как можно
раньше дать возможность детям проявить их на практике,
и в реальной
жизни.
Развивая
с
помощью
взрослых
художественно-творческие
способности,
ребёнок
создаёт
новые
работы (рисунок,
аппликация).
Придумывая
что-то
неповторимое,
он
каждый
раз
экспериментирует
со
способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии
проходит
путь
от
элементарного
наглядно
-чувственного
впечатления
до
создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно —
выразительными средствами.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем
больше
ребёнок
видит,
слышит,
переживает,
тем
значительнее
и
продуктивнее, станет деятельность его в изо деятельности.
Много лет работая с детьми дошкольного возраста, я обратила
внимание на результаты диагностик и сделала вывод, что дети показывают
хорошие результаты по критериям:
умение
штриховать,
наносить
различные
линии
цветными
карандашами;
умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
умение
узнавать,
называть
основные
цвета,
оттенки
красок
и
смешивать их;
умение использовать трафареты и печати при работе;
умение убирать за собой рабочее место после выполнения работы.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
неуверенность и скованность в действиях с кистью и карандашом;
пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и
расположении изображения на листе;
растерянность
при
использовании
способов
нестандартного
раскрашивания;
не умение экспериментировать с изобразительными материалами;
ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
умение передавать личное отношение к объекту изображения.
Подводя
итоги,
я
понимала,
что
детям
не
хватает
уверенности
в
себе,
воображения,
самостоятельности.
Для
решения
этой
проблемы
я
стала
углублённо изучать методическую литературу по данному направлению. Для
себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности,
такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику,
умение
тонко,
тактично,
поддерживать
инициативу
и
самостоятельность
ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно
я заинтересовалась
нетрадиционными
способами
рисования,
с
помощью
которых
возможно
развивать
у
детей
не
только
мелкую
моторику,
но
и
интеллект,
учить
нестандартно
мыслить
и
активизировать творческую активность. Я согласна со словами психолога
Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.
Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений
он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит
на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок
абсолютно свободен».
Нетрадиционные или занимательные ( как я их еще называю) техники
рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
неповторимость
их
использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку на
первых
этапах
иногда
с
помощью
взрослого.
Именно
поэтому,
нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают
большие
возможности
выражения
собственных
фантазий
и
чувств, желаний и самовыражению в целом.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления
об
окружающем
мире
в
своём
изобразительном
творчестве.
Моя
работа
заключается
в
использовании
нетрадиционных
техник
в
рисовании.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает не только детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит
в
том,
что
они
позволяют
детям
быстро
достичь
желаемого
результата. Как всегда в педагогике успех обучения во многом зависит от
того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей
определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой
изображения
доставляет
дошкольникам
истинную
радость,
если
оно
строиться
с
учетом
специфики
деятельности
и
возраста
детей.
Они
с
удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их
многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Им
доставляет
огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно
повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с
большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех,
и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать,
потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно
это
заметно
в
средней
группе,
где
навыки
изобразительной
деятельности
у
детей
еще
слабо
развиты,
формообразующие
движения
сформированы
не
достаточно.
Детям
не
хватает
уверенности
в
себе,
воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности,
заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими
художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей
рисованию, а также методической литературой по данному направлению. А
позже переработала его, внесла свои коррективы. И еще одно необходимое
условие
для
успешного
проведения
занятия
–
это
музыкальное
сопровождение, пусть оно будет не большим фоном, несколько минут, но это
тот прием, который необходимо учитывать и брать не вооружение. Музыка
позволяет детям раскрепоститься, дать волю фантазии и творчеству, а это
очень необходимо в нашем современном обществе в век компьютеризации и
бешенного ритма жизни.
Несколько видов нетрадиционного рисования используемые в ДОУ.
*Кляксография.
*Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
*Тычок жесткой полусухой кистью
*Рисование пальчиками.
*Рисование ладошкой.
*Рисование с секретом в три пары рук.
*Скатывание бумаги. .
*Оттиск смятой бумагой
*Восковые мелки + акварель
*Свеча + акварель.
* Набрызг. .
*Отпечатки листьев
*Метод монотипии.
*Рисование на мокрой бумаге.
Изобразительная
деятельность
с
применением
нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются
навыки контроля и самоконтроля.
Во
многом
результат
работы
ребёнка
зависит
от
его
заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание
дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных
стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный
момент
—
любимый
герой
сказки
или
мультфильма
приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им
важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение ( об этом я уже говорила раньше)
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы
действий и показывать приемы изображения.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,
точнее забыли. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет,
есть
нераскрытые
дети.
А
помочь
раскрыть
эти
таланты
должны
мы,
взрослые!
Хочется
закончить
словами
В.А.
Сухомлинского:
“Истоки
способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства мы вложим в детские руки,
тем умнее ребёнок и счастливее будет ребенок”.
Список используемой литературы:
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996
— №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч — 1997 — №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.-
М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-
М., 2000.
8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. //
Дошкольное воспитание — 1995 — №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999
— № 1.
12.
Ильина
А.
Рисование
нетрадиционными
способами
//Дошкольное
воспитание — 2004 — №2.