Напоминание

"Погода и климат"


Автор: Морозенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 2
Населённый пункт: Приморский край, Пожарский район, пгт. Лучегорск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Погода и климат"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Погода и климат.

Цели:

1.

Научить различать погоду и климат.

2.

Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих погодных явлений.

3.

Научиться определять температуру с помощью термометра, какое направление у ветра.

Оборудование: термометры, компас, карточки для работы в группах, тест, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Актуализация

знаний и

постановка

учебной

проблемы.

Повторение.

«Системный лифт»

Прокатимся на лифте? Надо переместиться из класса в

солнечную систему.

Работа в группах

«Модель маленьких человечков»

Разделиться на 3 команды(по рядам). Каждая команда

получает задание, изобразить модель чего-либо, остальные

должны отгадать, что им показывают ребята.

1.

Что помогло вам разгадать эту модель?

2.

Что показали ребята 2 группы?

Какой предмет будет падать дольше? Почему?

3.

Какую особенность удалось изобразить ребятам? В

результате вращения Земли вокруг своей оси происходит

смена….. За какой период?

А почему же происходит смена времён года?

За какой период?

Выстраивают цепочку:

Класс-школа-1 микрорайон-пгт

Лучегорск-Пожарский район-

Приморский край-Россия-материк

Евразия-северное полушарие-планета

Земля-Солнечная система

1.

Созвездие

(7 звёзд в форме ковша)

2.

Притяжение Земли

(один подбрасывает лист бумаги)

3.

Солнце-Земля-Луна

(Земля крутится против часовой

стрелки)

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками;

умение работать в

группе; строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

извлекать

информацию;

выявлять сущность,

особенности

объектов; делать

выводы; обобщать и

классифицировать

Игра «Расселение»

Перед вами карточки со словами. Причем, у каждой группы

одинаковый набор. Вам необходимо выбрать

по признакам

слова, соответствующие группе.

Как увеличивается количество солнечного тепла?

Сколько поясов освещённости? Перечислите их.

Если в северном полушарии зима, то какое время года в

южном полушарии?

Как вы думаете, одинаковая ли погода на земном шаре?

А климат? Что такое климат? Может, кто-то знает? Кто-

нибудь готов назвать различия? Ваши предположения?

Итак, определим тему нашего урока.

Составим план работы

Распределяют слова по поясам

освещённости.

-Количество солнечного тепла

увеличивается от полюсов к экватору.

-5 поясов: 2 полярных, 2 умеренных, 1

тропический.

-Лето

-Нет, не одинаковая.

Пытаются сравнить понятия «погода» и

«климат»

- Что такое погода? Что такое климат? В

чем различие?

- Узнаем, что характеризует погоду,

какие явления. Нужны ли какие-нибудь

измерительные приборы. Люди каких

профессий.

II Совместное

открытие знаний

Как вы думаете, в космосе холодно или тепло? Сможем ли

мы жить на Луне? Почему?

Что окружает Землю? Что такое атмосфера?

Т.е., атмосфера защищает Землю от переохлаждения и

перегрева.

Т.с. 22 зад 1 – впишите, из чего состоит «одеяло», которым

Предположения

-Атмосфера – воздушная оболочка.

Коммуникативные:

развиваем умение

слушать и понимать

других; строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами;

укрыта наша Земля?

В атмосфере происходят явления, которые определяют

погоду. Какие? Можете назвать?

Как мы можем определить, какую одежду надеть, чтобы

выйти на улицу?

О чём обычно сообщают в прогнозах погоды?

Значит, погоду характеризуют: температура воздуха, ветер,

осадки.

А) Температура воздуха

При помощи чего мы определяем температуру воздуха?

Какие виды термометров вы знаете?

Что общего у них?

Что можете сказать об уличном термометре?

Как записать температуру?

Уч. стр. 71 Какую температуру показывает термометр?

Работа в паре. (т. стр. 23 зад. 6 – подчеркнуть)

Вывод: При помощи чего измеряют температуру воздуха?

Атмосферные явления: мороз, жара,

облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег

-Прослушать прогноз погоды

- температура какая, ветер, осадки…..

- С помощью термометра

- медицинский (температура тела)

- водный (температура воды)

- воздушный (температура воздуха в

комнате или на улице)

- градусы от -50 до + 50

-Если тепло, ставят +, если холодно. -

- 10, +20, +30

- +25, -32

- термометр

оформлять свои

мысли в устной

форме, умение

работать в паре.

Познавательные:

находить ответы на

вопросы; на основе

анализа делать

выводы; обобщать и

классифицировать.

Регулятивные:

развиваем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом,

имеющимися

знаниями; оценивать

учебные действия в

соответствии с

поставленной

задачей;

прогнозировать

предстоящую работу

(составлять план);

осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию.

Б) Ветер

Опыт: помашите на себя листочком

Что вы почувствовали? Что такое ветер?

Уч. стр. 72 Посмотрите на наших знакомых. О чём они

разговаривают?

Так как же образуется ветер?

Ветер может быть разным по своей силе. Силу ветра

выражают такими словами: безветрие, слабый ветер,

умеренный ветер, сильный ветер, ураган.

Какой из них имеет большую разрушительную силу?

«Психологическая разгрузка» Представьте, что вы

воздушный шар! Встаньте, ноги на ширине плеч, руки

свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы

летите в синем небе! Регулируйте своё движение в

зависимости от условий! Поднимаем руки выше –

поднимаемся, опускаемся – снижаемся, руки влево, вправо,

качаемся. Перед вами красивый пейзаж – синяя река, зелёный

лес, а сейчас горы, ну и наконец – посадка!

«Дыхательная гимнастика» делаем вдох, набрали воздух,

надули шарики, (хлопок в ладоши) лопнул шарик! Ученики

произносят «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская

руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Когда так говорят: северный ветер, западный ветер? Что это

значит?

- Ветер – это движение воздуха

- они рассказывают, как образуется ветер

- нагретый воздух поднимается, его

место занимает прохладный воздух, вот

и ветер

- сильный ветер, ураган

Выполняют разминку

- совместить синюю стрелку с севером

- кто на 1 варианте – южный, на 2 –

северный

Найдите ответ в учебнике стр. 72 последний абзац.

Работа в паре: положите на парту компас. Как правильно

установить его? Подуйте друг на друга. Какой ветер

изобразил каждый из вас? А если я подую на вас? Какой

это ветер?

Вывод: что вы узнали о ветре?

В) Облачность и осадки

Сейчас мы с вами посмотрим видео. Вы должны будете

ответить на вопрос, какое явление показано в этом видео.

Т. стр. 22 зад 3. Показать стрелками круговорот воды

В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде…..

(пара). Он ….(бесцветный и прозрачный) и поэтому невидим.

Когда в воздухе мало пара, то иногда в небе можно наблюдать

такую куртину-безоблачность. При охлаждении пар

превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых

состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность.

Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и

выпадают в виде осадков. По виду облаков можно

предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в

тучи.

Какие виды осадков вы знаете? Какие осадки выпадают при

положительной температуре? А какие при отрицательной?

Вывод: Что характеризует погоду?

Погода – это…..

-вы- западный

- это круговорот воды в природе. При

нагревании переходит из жидкого

состояния в пар газообразное, затем

тяжелеют капли и выпадают в виде

дождя на землю.

- дождь, снег, град, иней, роса, туман

- это сочетание температуры воздуха,

облачности, осадков, ветра.

- погода – это состояние атмоосферы в

определённое время, в определённом

месте

- метеорологи

-метеорология

- климат – это изменения погоды в

определённом месте в течение года

III

Самостоятельная

работа,

самоооценка

Как называют людей, которые изучают погоду и

предсказывают, какой она будет?

А как называется наука о погоде?

Климат – это…..

Про что говорят, указывая место и время?

Про что говорят, указывая только место на Земле?

Определите по характеристике, где погода, а где климат?

Погода

Климат

состояние атмосферы

в определённом

месте

в определённое

время

погода каждый день

может меняться

изменение погоды

в течение года

в определённом

месте

для каждой

местности

свойственен вполне

определённый

климат

- о погоде

- о климате

Прочитывают характеристики и

расставляют слова «погода»,

«климат».

Выполняют тест.

Оценивают свою работу на уроке.

Просмотр видео

Чьи предположения оправдались?

Тестирование на листочках.

Чтобы проверить как вы усволил этот материал, проведём

тестирование.

Инструкция по заполнению (внимательно прочитать задание)

Самопроверка. Ключ к ответам на доске.

Оценить себя по шкале.

IV Рефлексия

Закончи предложения:

Я узнал…..

Я понял, что….

Я научился…..

Мне было легко выполнять…..

Я испытал(а) трудности….

Я бы похвалил себя…..

Отвечают на вопросы, оценивают свою

деятельность на уроке

V Домашнее

задание

На следующем уроке мы будем учиться по определённым

признакам предсказывать погоду, а для этого нужно быть

наблюдательными каждый день

Уч.стр. 74 таблица, условные обозначения

Т.стр. 24 зад.9 наблюдения за неделю с 15.11 по 22.11

(заполнить первый день)

Какой сегодня день?

Записывают д.з. в дневник



В раздел образования




Яндекс.Метрика