Напоминание

Игровые технологии на уроках географии (из опыта работы).


Автор: Топченко Ольга Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ № 29
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии на уроках географии (из опыта работы).
Раздел: среднее образование





Назад




Игровые технологии на уроках географии (из опыта работы).

Ставя целью

обучить учащихся связной устной речи, я опираюсь

на

игровую технологию. Именно игра вызывает интерес и активность, дает

возможность проявить себя в увлекательной деятельности, способствует

лучшему

запоминанию

материала.

Различные

игры

могут

быть

использованы как при объяснении и закреплении нового материала, так и

при

опросе,

контроле

знаний

и

навыков

детей.

По

мере

овладения

материалом усложняются игры.

Играя

и

выполняя

определенные

роли,

обучающиеся

непроизвольно

запоминают самый сложный материал, который затем спонтанно используют

в жизненных ситуациях. Очень важно суметь обратить в праздник скучный,

неинтересный материал. Для этого на своих уроках я применяю различные

игровые ситуации.

Игра — это благоприятная среда для проявления личностного начала, это

всегда

проявление

свободы

выбора,

решения,

напряжения,

состязания

и

творчества.

Все

личностные

функции

хорошо

проявляются

во

время

ситуационных игр, например, ситуация «из жизни», для решения которой

применяются

знания,

полученные

ранее

на

уроках

и

добытые

в

ходе

самостоятельной работы.

Ролевые

игры,

так

же

как

и

ситуационные,

требуют

предварительной

подготовки.

Но

их

итогом,

как

правило,

бывают

состояние

морального

удовлетворения

от

происходящего,

самоуважение,

отсутствие

страха,

неуверенности, боязни оказаться смешным. Подготовка дидактической игры

требует большой предварительной работы, поэтому на своих уроках я часто

использую отдельные элементы.

Такие

«пятиминутки»

с

элементами

состязательности

позво ляют

поддерживать интерес к предмету, создавать ситуацию успеха. Я провожу

игры: «Топографическое лото», «Флюгер», «Что это?», »Третий лишний».

В

7-м

классе

к

уже

названным

играм

прибавляется

«Географическая

почта», «Географические цепочки», «Кто это?», «Пятый лишний». В такие

моменты на уроке равнодушных не бывает, каждый стремится побывать в

роли участника игры, проявляя и развивая такие функции личности, как

самопредъявление, самореализация, раскрывая свой творческий потенциал.

Урок-игра «Путешествие по станциям»

(Урок-обобщение по теме «Гидросфера» игровая технология)

Данная игра относится к

ролевым. Ученики класса делятся на группы

(команды),

«путешествуют»

по

станциям,

на

которых

их

ждут

эксперты

(учащиеся, показавшие лучшие результаты в ходе изучения темы). В ходе

игры каждый выполняет отведенную ему роль. Игра

проводится на этапе

обобщения и закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков.

Главная цель такого урока — выявить уровень усвоения материала по теме

каждым учеником и классом в целом. Игровая форма

проведения урока

имеет

много

положительных

черт.

Определяя

цели

игры,

необходимо

помнить, что она выполняет следующие функции:

-обучающую

повторение

и

закрепление

ранее

полученных

знаний

в

нетрадиционной форме;

-побудительную — подключить по ходу подготовки к уроку личный опыт

учащихся,

дать

возможность

каждому

ученику

поставить

перед

собой

реальную цель, которую он должен достичь к концу игры;

-воспитательную — умение работать в коллективе, объективно оценивать

себя и других, вести диалог, радоваться успехам своим и членов команды.

Разрабатывая игру, я выделяю следующие элементы:

- игровые цели — использовать личностный опыт учащихся, выступающий

в качестве ориентира;

-

правила

должны

четко

регламентировать

все

этапы

у р о ка ,

т.е.

прохождение

станций

согласно

«путевому

листу »,

ч е т

кое

соблюдение

времени,

отведенного

для

этого,

лишение

части

ба ллов

команды,

неорганизованно

прошедшей

с в о и

этапы

и

мешающей

другим

командам;

подведение

и т о го в .

На станциях проверяется знание теоретического материала,

например, сказать, что такое исток реки, назвать и показать исток Волги —

практическое задание. Проверяется умение работать с картой. На каждой из

5 станций свои вопросы и задания, написанные на карточках. Количество

карточек соответствует числу учащихся в команде. Каждый ученик отвечает

на свой вопрос.

Чтобы игра прошла организованно и четко, каждый должен знать свою

роль и то, что он обязан делать в соответствии с ней.

Комплект

ролей: консультанты (5 человек) встречают ребят

на каждой

станции,

выслушивают

ответы

членов

команды

и

выставляют

оценку.

Главная их задача — правильно, объективно оценивать учащихся. Капитан

команды, задача которого — оформлять оценочный лист команды (перечень

членов команды и станций), отвечать за правильность прохождения станций,

следить

за

регламентом

и

дисциплиной

в

команде;

члены

команды

путешественники, которые должны четко и правильно отвечать на станциях.

Ход урока

В

начале

урока

капитан

команды

получает

путевой

лист,

на

котором

указаны этапы прохождения в следующей последовательности:

-

станция «Речная»;

-станция «Приморская»;

-станция «Пригородная»;

-станция «Творческая» (кроссворд);

-станция «Номенклатурная» (знание географической номенклатуры).

По окончании игры подводится итог, который отражается в оценочном

листе

команды,

называется

лучшая

команда.

Остальных благодарю

за

участие в игре.

В ходе подготовки игры учащиеся проявляют большой интерес, т.к. у них

стойкая,

положительная

мотивация.

Главным

мотивом

является

желание

проявить себя с лучшей стороны в глазах одноклассников. По ходу игры они

все время находятся в напряжении и переживают ответы свои и друзей по

команде. Главное — не подвести. При правильных ответах у участников игры

появляется

чувство

самоуважения,

успеха,

что

не

всегда

возможно

на

открытых

или

традиционных

уроках.

Они

раскрепощаются,

страх

и

неуверенность проходят. На таких уроках всегда создается ситуация успеха.

При организации игры нужно четко представлять, какие функции будут

развиваться в ходе игры, — свобода выбора, нравственная и эстетическая

оценки предметной среды и человеческих отношений.

В ходе изучения темы «Гидросфера» на отдельных этапах проводилась

диагностика и самодиагностика с целью определения готовности учащихся к

игровой деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика