Напоминание

"Подходы по формированию фонда оценочных средств при изучении профессиональных модулей"


Автор: Преснякова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико–технологический колледж"
Населённый пункт: г. Бутурлиновка, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подходы по формированию фонда оценочных средств при изучении профессиональных модулей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Подходы по формированию фонда оценочных средств при изучении

профессиональных модулей.

Н.В. Преснякова

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Образовательным

учреждением

должны

быть

созданы

условия

для

максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации

обучающихся

по

дисциплинам

и

междисциплинарным

к у р с а м

профессионального

цикла

к

условиям

их

будущей

профессиональной

деятельности

-

для

чего,

кроме

преподавателей

конкретной

дисциплины

(междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно

привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников

необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды

и формы контроля.

Для

аттестации

обучающихся

на

соответствие

их

персональных

достижений

поэтапным

требованиям

соответствующей

ОПОП

(текущая

и

промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие

оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств

для

промежуточной

аттестации

разрабатываются

и

утверждаются

образовательным

учреждением

самостоятельно,

а

для

государственной

(итоговой)

аттестации

-

разрабатываются

и

утверждаются

образовательным

учреждением

после

предварительного

положительного

заключения

работодателей.

Фонд оценочных средств является составной частью образовательной

программы по специальности или профессии СПО.

Оценочные средства распределяются на виды по их функциональной

принадлежности по кодификатору оценочных средств.

При этом разработку и применение оценочных средств рекомендуется

обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие

количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость в

соответствии

с

разработанными

шкалами

уровней

достижений.

Поскольку

квалиметрические методы, как правило, обеспечивают дифференцированную

оценку в широких диапазонах направлений профессиональной подготовки и

уровней

их

иерархии,

допускают

многократное

и с п ол ь з о ва н и е

стандартизированных

оценочных

материалов

и

возможность

производить

оценки регулярно, важно учитывать стандарты оценочный процедуры:

1.

Периодичность

проведения

оценки

уровня

сформированности

компетенций

от

обучающегося,

приступающего

к

освоению

ООП,

до

выпускника на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения модуля

ООП.

2.

Соблюдение

последовательности

проведения

оценки:

в

модели

компетенций

следует

предусмотреть,

чтобы

развитие

компетенций

шло

по

возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это

возрастание.

3. Многоступенчатость: оценка и самооценка обучающегося, обсуждение

результатов и комплекс мер по устранению недостатков.

4. Единство используемой технологии (заполнение оценочных листов,

собеседование,

определение

направлений

развития)

для

всех

обучающихся,

выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

Фонды

оценочных

средств,

включают

в

себя

типовые

задания,

контрольные

работы,

тесты

и

другие

оценочные

средства,

позволяющие

оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Реализация

целей и задач компетентностных ООП, результатом освоения которых являются

компетенции

выпускников,

ставит

проблему

поэтапного

формирования

компетенций,

а,

следовательно,

и

поэтапного

оценивания

уровня

их

сформированности у обучающихся на различных стадиях обучения. Первым

этапом

является

оценка

общих

компетенций

обучающихся

первого

курса,

приступающих к освоению ООП, так называемый «входной контроль знаний».

Фонд

оценочных

средств

может

состоять

из:

-

тестовых

заданий

по

дисциплине

(модулю)

по

всем

разделам

(темам);

-

перечня

вопросов

к

экзамену/зачету; - перечня значимых кейсов; - перечня деловых игр; - перечня

тем курсовых работ; - перечня тем проектных работ; - перечня тем НИРС; -

перечня тем выпускных квалификационных работ.

Для

проведения

контрольно-оценочной

деятельности

требуется

разработка

критериев

оценивания

(степени

соответствия

установленным

требованиям) и технологии (процедуры) оценивания. А для достижения целей

объективного оценивания компетенций обучающихся необходимо выполнить

ряд действий, а именно: - разбиение изучаемого содержания модуля/предмета

на тематические разделы – блоки-модули, контроль по которым обязателен; -

установление

однозначных

показателей

и

критериев

оценивания

ответов

(критериальные

баллы,

таблицы

перевода

баллов

в

оценки,

распределение

баллов по уровням сформированности компетенций – низкий, достаточный,

средний,

повышенный,

высокий

или

др.),

по

которым

можно

судить

о

соответствии

или

несоответствии

исследуемых

характеристик

обучающихся

требованиям ФГОС и ООП; - проведение статистического анализа результатов,

полученных с использованием оценочного средства, на предмет выявления его

квалиметрических

характеристик;

-

сертификация

комплектов

вариантов

оценочного средства для каждой контрольно-оценочной процедуры программы

контроля и включение его в банк фонда оценочных средств колледжа.

Формирование фонда оценочных средств включает предварительный и

основной

этапы:

-

на

предварительном

осуществляется

идентификация

требований, их разделение и ранжирование по значимости; - на основном –

формирование структуры и содержания оценочных средств, их проверка на

валидность поставленным целям оценивания.

При

создании

фонда

оценочных

средств

необходимо

принимать

во

внимание

ряд

факторов:

-

дидактико-диалектическую

взаимосвязь

между

результатами

образования

и

компетенциями

(различия

между

понятиями:

результаты

образования

определяются

преподавателем,

а

компетенции

приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);

-

компетенции

формируются

и

развиваются

не

только

через

усвоение

содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой

вуза

и

используемыми

образовательными

технологиями,

поэтому

и

эти

параметры

должны

проходить

процедуру

оценки;

-

при

проектировании

инновационных

оценочных

средств

необходимо

предусматривать

оценку

способности

к

творческой

деятельности,

содействующей

подготовке

обучающегося,

готового

обеспечивать

решение

новых

задач,

связанных

с

недостаточностью

конкретных

специальных

знаний

и

отсутствием

о б щ е п р и н я т ы х

а л го р и т м о в

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

п о в е д е н и я

в

квазипрофессиональной

деятельности;

-

при

оценивании

уровня

сформированности

компетенций

обучающихся

должны

создаваться

условия

максимального приближения к будущей профессиональной практике; - помимо

индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки:

рецензирование

обучающимися

работ

друг

друга;

оппонирование

обучающимися проектов, исследовательских работ и др.; экспертные оценки

группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.; - по итогам

оценивания

следует

проводить

анализ

достижений,

подчеркивая

как

положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты,

обозначая пути их дальнейшего развития.

Во всех случаях основные принципы, используемые для разработки и

применения фонда средств оценки компетенций – это: – валидные контрольные

измерительные материалы; – соответствие содержания материалов уровню и

стадии обучения; – четко сформулированные критерии оценки; – максимально

объективные

процедуры

и

методы

оценки;

высококвалифицированные

специалисты-оценщики;

четко

прописанные

рекомендации

действий

по

итогам оценки.

В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный

подход,

важное

место

должны

занимать

создание

модели

оценивания

и

комплексные средства оценки, а также необходим целый ряд взаимоувязанных

мероприятий по организации контрольно-оценочной деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика