Напоминание

"Ой ты, Русь моя, милая родина".


Автор: Тужикова Елена Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Кириши Ленинградская область
Наименование материала: Внеклассное интегрированное занятие
Тема: "Ой ты, Русь моя, милая родина".
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное

интегрированное занятие

«Ой ты, Русь моя,

милая Родина».

Выполнила: Тужикова

Елена Дмитриевна

Учитель музыки

МОУ «Гимназия»

г. Кириши

2018г.

Введение:

Из многочисленных областей искусства учебными дисциплинами в школе

являются, как известно, музыка, изобразительное искусство, литература.

Действительно, литература, живопись и музыка (мир искусства в 3-х видах)

Охватывают духовную жизнь человека всесторонне и достаточно полно.

Развитие

личности

школьника,

формирование

ценностных

ориентаций,

способности

к

ассоциациям

между

пространственным,

временным

и

словесным

видами

искусства,

воспитание

мышления,

воображения,

интеллекта предполагает комплексное построение уроков эстетического цикла,

в частности уроков музыки как уроков творчества.

Организующим

стержнем

всей

системы

комплексного

урока,

каким

является

урок

музыки,

урок

искусства,

должно

стать

целостное

художественное восприятие, поскольку оно является общим знаменателем,

характеризующим

процесс

слушания,

воспроизведения

и

суждения

(эмоционально-оценочного осмысления)

Благодаря

интегрированным

урокам

музыки

становиться

возможным

функционирования системы взаимодействия всех видов искусства в учебной и

внеклассной работе; эффективное эстетическое воздействие на формирование

художественных интересов и потребностей детей, эвристическое их развитие

на

основе

вовлечения

в

художественно-созидательную

деятельность

(слушательскую, исполнительскую, творческую).

Цели и задачи уроков:

1.

Формирование

целостного

знания

(представления)

о

связи

искусства,

истории с деятельностью человека, объединяющего в себе творческий и

теоретический практический опыт учащихся.

2.

Накопление

нравственно-эстетических

впечатлений

от

общения

с

искусством,

освоение

этико-эстетических

богатств

художественных

образов; умение «узнавать» окружающую действительность, многогранно

постигать

мироощущения

человека

в

произведениях

различных

видов

искусства.

3.

Воспитание

у

школьников

способности

активного

сопереживания

произведениям искусства.

4.

Развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия

(«ассоциативный

синтез»);

воспитание

способностей

к

целостному

и

динамичному охвату явлений искусства.

5.

Художественное

познание

мира

учащимися

через

собственную

художественно-творческую деятельность

Таким образом, путь, по которому ведут уроки музыки в системе различных

видов искусства – это путь от сотворческого восприятия мира к созидательному

воплощения

жизненных

впечатлений

в

доступной

для

учащихся

художественной форме.

Внеклассное интегрированное занятие

«Ой ты, Русь моя, милая родина».

Посвященное творчеству Сергея Есенина и Георгия Свиридова.

ЦЕЛЬ:

Знакомство

с

творчеством

С.Есенина

и

Г.Свиридова,

формирование

эстетического вкуса учащихся, расширение активного и пассивного запаса слов,

связанного

с

характеристикой

лирических

произведений,

воспитание

патриотических чувств.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.

Рассказ-композиция о творчестве С. Есенина и Г. Свиридова.

2.

Концерт

РЕКВИЗИТ:

1.

Портреты С.Есенина и Г. Свиридова. Под ними крупными буквами слова:

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство

к Родине – основное в моём творчестве»

2.

Плакаты со стихами С.Есенина и ноты произведений на слова поэта.

Г.Свиридова.

3.

Стенды с фотографиями поэта и композитора разных периодов жизни.

4.

Аудио-видео аппаратура, диски, презентация.

5.

Мультимедийное оборудование.

6.

Гитара ,рояль.

СЦЕНАРИЙ:

Перед началом занятия звучат песни и романсы на стихи С.Есенина.

Ведущий: У каждого человека в душе живёт мелодия. Будь то мелодия стихов

или

песен,

мелодия

осеннего

дождя

или

яркого

солнца,

мелодия

дорогих

воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти,

в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой,

она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько!

Послушайте! И вы услышите их в себе.

Ведущая: Во мне тоже живет такая мелодия, мелодия стихов Сергея Есенина.

Когда дождь за окном, а на душе грустно, вдруг захочется взять томик стихов

Сергея Есенина, а зачитавшись, услышать мелодию своего сердца, увидеть

красоту людей, природы.

Ведущий: Есенин был удивительным человеком. Его стихи обладают редкой

способностью создавать атмосферу красоты и грусти, красоты и любви, Читая

стихи Есенина, невольно рисуешь себе удивительные картины природы.

Ведущая: Иногда мне кажется, что стихи Есенин писал только для себя и для

меня,

только

для

меня

одной!

В

них

любовь

и

тоска,

радость

и

разлука,

отчаяние и надежда. Лирика С.Есенина будет жить всегда. В шуме берёз, в

свете солнца, в пении птиц мы будем слышать её мелодию. Я благодарна

С.Есенину за то, что он научил меня чувствовать. С.Есенин – это вечное…

Ведущий: Да, все это конечно верно, но ничуть не меньше тебя любил и

чувствовал поэзию Есенина другой лирик и романтик Георгий Васильевич

Свиридов. Он чувствовал музыку его стиха, также трепетно относился к Родине

и безгранично любил её. У Есенина и Свиридова была одна любовь на двоих –

любовь к России.

Ведущая: Действительно, стихи Есенина чрезвычайно музыкальны. Музыка –

это радуга красок окружающего вас мира. Она может рассказать о многом и

ответить на любые вопросы. Музыка учит нас быть добрыми и чуткими, учит

видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Итак, мы

отправляемся

в

чудесное

путешествие,

в

мир

свиридовской

музыки

и

есенинской поэзии.

Фоном звучит музыка «Романса» Г.Свиридова к пушкинской «Метели»

Ведущий:

Герой

свиридовских

произведений

поэт,

гражданин,

патриот,

влюбленный

в

родную

землю.

Патриотизм

без

громких

слов

наполняет

сочинения

композитора

неярким

светом,

излучающим

тепло

и

огромную

всепокоряющую силу. Тема Родины, России проходит через все произведения

Георгия Свиридова.

Ведущая:

Человечность

поэзии

Есенина.

Его

любовь

ко

всему

живому,

к

красоте природы, к милой его сердцу России волнуют всех нс теперь. Он

принадлежит к числу наиболее читаемых поэтов. Страстный певец родной

природы, С.Есенин по мастерству воплощения может быть поставлен в один

ряд с художниками слова Пушкиным, Блока. «Моя лирика – говорил поэт, -

жива

одной

большой

любовью

любовью

к

Родине.

Чувство

к

Родине

основное в моём творчестве».

Ведущий: То же самое мог бы сказать о себе Свиридов. Отсюда ощущение

полнейшего слияния его музыки со словами, огромная сила его воздействия.

Миру, всем нам необходимо песенное слово С.Есенина и его воплощение в

музыке Свиридова.

Подборка слайдов «Русская глубинка».

Ведущая: К вершинам искусства два этих великих творца поднялись из глубины

народной

жизни.

Рязанская

земля

подарила

нам

великого

поэта,а

великий

музыкант родился и вырос в знаменитом песенном крае – в маленьком городке

Фатеже, Курской губернии.

Ведущий: Вот как Сергей Есенин расскажет о своём рождении в «Радунице»,

первом сборнике стихотворений, а Г.В.Свиридов воплотит это в музыке «Поэмы

памяти Сергея Есенина».

Звучит шестая песня «Матушка в купальницу…» из «Поэмы памяти

Сергея Есенина». Слайды: родители, дом Есенина, Есенин среди природы.

Ведущая: Из стихотворения «Матушка в купальницу….» Свиридов взял лишь

первую, лучшую и внутренне единую, завершённую половину. В центре ее одно

событие – рождение поэта. Строй стиха, его длинные немногосложные строки,

неторопливый,

свободный

ритм,

народно-песенные

синонимы

«матушка»,

«родимая»,

«кормилица»,

-

все

это

придаёт

повествованию

легендарный

характер.

Ведущий: Особенно важна четвёртая строфа

«Родился я с песнями

В травном одеяле

Зори меня вешние

В радугу свивали»,

Выдающая намерение композитора показать рождение поэта среди природы и

как бы самой природой, как символ неразрывной связи с природой, слитности –

до растворения. «Внук купальской ночи» - говорит о себе Есенин во второй

неиспользованной Свиридовым половине стихотворения.

Ведущая: Однажды, в разговоре с Сергеем отец задал ему вопрос: «Кому нужны

твои стихи? Кто их понимает?» Улыбнувшись, Сергей ответил: «Э, отец, меня

поймут через сто лет. Давай я лучше почитаю тебя стихи».

Стихотворение «Я покинул родимый дом»

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде

Словно яблонный свет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож».

Ведущий: Но возрождение поэзии Есенина и её понимание началось гораздо

раньше.

«Поэма

памяти

Сергея

Есенина»

ознаменовала

не

только

начало

свиридовской

музыкальной

есенианы,

но

и

во

многом

способствовала

возрождению в читательском сознании этого замечательного поэта. Поэма была

написана через 30 лет после смерти поэта - в ноябре 1955 года, когда у нас в

стране

впервые

отмечались

памятные

есенинские

даты,

60-летие

со

дня

рождения и 30-летие со дня смерти.

Ведущая: Первые стихи Есенина очень мелодичны, напевны, эмоциональны.

Даже в обычном произношении стихи поются. Неудивительно, что многие

стихи Есенина были положены на музыку.

Ведущий: У Г.В.Свиридова есть цикл «Деревянная Русь» написанный на ранние

стихи

Есенина,

где

затрагивается

новый

круг

образов

есенинской

поэзии.

Постоянная у Свиридова тема «Поэт и Родина» рассматривается здесь с другой

стороны. Речь идет о призвании юноши-поэта, о его размышлениях перед тем,

как окунуться в большой и сложный мир, покинув родной дом,»родную пущу».

Звучит цикл «Деревянная Русь» первый номер «прощай, родная пуща»

Ведущая:

Борис

Леонидович

пастернак

так

пишет

о

есенине:

«Самое

драгоценное

в

Есенине

образ

родной

природы,

лесной,

среднерусской,

рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в

детстве».

Край любимый! Сердцу снится

Скирды солнца в водных лонах.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото.

Гарь в небесном коромысле,

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть,

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть».

Ведущий: Свиридов в своём прочтении Есенина очень тонко отражает эту

сторону Есенинского творчества. Тема родного дома прослеживается во всех

циклах,

перекликаясь

между

собой.

Это

«Край

ты

мой

заброшенный»

из

«Поэмы памяти Сергея Есенина», «Топи да болота», «Я – странник убогий» из

«Деревянной Руси». Здесь речь

идет не только о родной природе, но и об отношении к этой земле, любовном,

светлом, доходящем до молитвенного преклонения.

Звучит «Я – странник убогий» из цикла «Деревянная Русь»

Показ слайдов

Ведущая: Так сложилось, что Сергей Есенин увидел глобальное преобразование

России – революцию! В эти года он был всецело на стороне Октября, но

принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. Надежда на утопический

крестьянский

рай

недолго

продержала

Есенина

на

пролетарской

стороне

баррикад. Из письма Евгении Ивановне Лившиц: «…мне очень грустно сейчас:

история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь

идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и

нарочитый, без славы и мечтаний».

Ведущий:

Да,

действительно

поэт

очень

близко

к

сердцу

принимал

все

преобразования

в

России,

и

это

находило

отражение

в

его

стихах.

Г.

В.

Свиридов, будучи человеком, очень тонко понимающим есенинскую поэзию,

сумел

выразить

языком

музыки

переживания

поэта,

его

отношение

к

революции.

Это

номер

из

«Поэмы

памяти

Сергея

Есенина»

«1919

год»,

«крестьянские ребята».

Звучат отрывки из «Поэмы». Слайды на революционную тему.

Ведущая: Всю свою любовь к родному краю, боль за милую Родину, передал

Есенин в своей «Библии». Это стихи, написанны им в период с 1914 по 1920

годы:

«Иорданская

голубица»(1918),

«Пришествие»

(1917)

«Пантократор»

(1919),

«Сорокоуст»

(1920).

В

их

образы

святой

Руси,

света,

солнца,

олицетворяющие веру в грядущее обновление Родины, сливается с образом

Христа.

Ведущий:

Георгий

Васильевич

Свиридов

многие

из

этих

стихотворений

«есенинской библии» собрал в последнем своём большом цикле «Отчалившая

Русь». Однако среди текстов поэмы есть и отдельные стихотворения. Здесь

нашала отражение тема Поэта и его неразрывной связи с Родиной, народом.

Светлый образ «Отчалившей Руси» - парящий в небе птичьей стаи - главный

символ

цикла,

воплощающий

его

идею,

простирающийся

над

всем

пространством его музыки

Звучит пятая часть «Отчалившая Русь» из одноимённой поэмы

Слайды

Ведущая: Отношение Свиридова к России глубокое и разностороннее, так же

как и у Есенина. Именно поэтому в его произведениях так тонко и точно

переданы все чувства и настроения поэта.

Ведущий: Да, Свиридов очень чётко определил своё отношение к творчеству

поэта : «… Я очень люблю этого поэта, его творчество мне особенно близко,

Есенин

подлинно

национальный

поэт,

стихи

его

отличаются

лирической

силой, а также трагизмом… Его темы – русская природа и деревенская жизнь…

Есенин родился, как и я, в маленьком городке Центральной России, и поэтому,

вероятно, меня особенно трогают его стихи, люди и природа, отражённые в

них».

Ведущая: Сила и яркость стихов поэта воплощенных в музыке Г.В.Свиридовым,

их совместная большая любовь к народу, русскому фольклору и то, что в

творчестве

этих

художников

нашли

воплощение

лучшие

традиции

русской

классики, обозначают необходимый и очень важный для будущего поколения

пласт в искусстве.

Ведущий: Мы все с вами знаем достаточно много музыки написанной на слова

Сергея Есенина, и сейчас я предлагаю, притронуться к этому миру краешком

своей души каждого из нас. Песни, романсы, стихи – все это поможет окунуться

в мир поэзии и музыки.

Концерт, составленный из произведений на стихи Есенина в исполнении

учеников.



В раздел образования




Яндекс.Метрика