Автор: Хара Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Капелька"
Населённый пункт: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Раздел: дошкольное образование
Экологическая акция « Покормите птиц зимой»
МБДОУ №5 « Капелька» средняя группа « Колосок»
Руководитель экологического кружка « Родничок» Хара Н. В.
Участники акции дети средней группы 4-5 лет
Актуальность: Действительно,
зима
–
трудное
время
для
птиц,
особенно
если
она
суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать
птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
На протяжении многих лет с наступлением холода и обильного снегопада в
нашей группе, на основе экологического кружка « Родничок», стало уже традицией
проведение акций «Покормите птиц зимой! »
2017
год
проходил
под
эгидой
Года
экологии
в
России.
И
в
декабре
мы
провели
традиционную акцию « Покормите птиц зимой!» Такие акции являются прекрасной
возможностью проявить сочувствие и доброту.
Цель:
формирование экологической культуры у детей и родителей;
экологическое образование и воспитание населения;
привитие любви к природе;
воспитание бережного отношения к ней;
формирование познавательной компетенции и познавательных способностей
детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
1.
Познавательное развитие - Беседы: Где живет птица? Опишите, как выглядит птица?
(части тела) Какие приспособления придумал человек для облегчения жизни птиц?
Боятся ли птицы? Кого и чего? Какую пользу и вред приносят? Как можно помочь
птицам и когда? "Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?" "Какой
корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?" "Мы в
ответе за тех, кого приручили?" «Нужны ли нам птицы?»
Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём. Просмотр презентации
"Птицы нашего края", Использование медиа-ресурсов (видео, мультфильмы о птицах,
слушание аудиозаписи «Звуки природы», (голоса птиц).
Эксперименты и наблюдение за птицами зимой.
2.
Социально-коммуникативное развитие - Изготовление кормушек в совместной с
родителями и педагогами деятельности Размещение кормушек на участке детского
сада . Подкармливание птиц. Дидактические игры, упражнения « Третий лишний»,
«Зимующие и перелётные птицы», «Угадай по описанию».
3.
Речевое развитие - Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».
Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите
птиц».Чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки.
Загадывание загадок, разучивание стихотворений, потешек, пословиц.
Составление описательных рассказов « Опиши снегиря», « Прилетел к нам воробей»,
«Что за птичка меленькая синичка?»
4.
Художественно эстетическое развитие – Рисование « Воробьишко», Аппликация
«Снегирь», « Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» ( коллективная)
Лепка – « Воробей» . Конструирование из природного материала « Совушка - сова»
5.
Физическое развитие – подвижные игры - Подвижные игры «Перелёт птиц»,
«Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка»
Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? » «Воробьи
– воробушки», «Птичья кормушка», «Дятел», «Сорока».
Ожидаемый результат:
У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного
представления о жизни зимующих птиц.
У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
План мероприятий с родителями:
Буклеты: «Покормите птиц зимой».
Памятки: «Меню для птиц».
Инструкция по изготовлению кормушек.
Изготовление масок птиц.
Заключительными мероприятиями стали:
1. Вечер загадок «Птицы наши друзья» .
2. Расклеивание листовок на агитационных щитах своего посёлка с целью агитации
населения оказать помощь пернатым.
Полученные результаты:
У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного
представления о жизни зимующих птиц.
У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с
природой, участвовать в жизни группы
Дети в течение недели наблюдали за тем, залетают ли птицы в кормушки, оказалось, что
«кормушки – столовые» пользуются большим успехом у пернатых, а это говорит о том,
что работа была проведена не зря!
Наши дети – не равнодушные. Необходимо только помочь им понять это, направить
их пытливый ум и детскую энергию в нужное русло. И весна придет к нам вместе с
веселым щебетом птичьих голосов, который ворвется в раскрытые окна. И будет его
слышать приятнее от мысли о том, что мы помогли сохранить этот непоседливый и
неугомонный счастливый хор.
Важной
формой
экологического
воспитания
являются
экологические
акции
.
Вот такие кормушки
смастерили дети вместе с
родителями
.
Дети призывали взрослых и детей
покормить птиц зимой.
Прилетайте птицы к нам.
Очень рады мы гостям!
«Мы кормушки смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
прилетели на обед».
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В
этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально
- ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических
позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании
неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических
представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,
активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально-
нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат
воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с
окружающей его природой.
Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической
культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности –
сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу
жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста,
когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи: 1.
Создание экологической развивающей среды.2.Формирование системы элементарных научных
экологических знаний,
доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за
природными объектами и явлениями.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и
окружающему миру в целом.
6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в
вопросах экологического воспитания.
9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и
желания передавать их детям собственным примером.
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач
экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований,
положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:
• программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного
проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;
• - программа « Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,
способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм
безопасного поведения детей дошкольного возраста.
• - программа « Наш дом - природа» под редакцией Н.А. Рыжовой
• - программа «Юный эколог» » под редакцией С. Н. Николаевой;
• Методические рекомендации:
«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,
«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко
«Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой
«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.
Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства
ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме
соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому
образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок,
глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.
В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы
в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования
определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных
задач, которые необходимо решить воспитателю.
Формы организации экологического образования детей:
• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».
«Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция),
дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за
природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу;
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или
враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»;
эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения,
используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная
деятельность и т.д.
• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и
заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача
природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные
игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями,
наблюдение за сезонными изменениями и др.).
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод
наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные
ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы
(беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в
природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые
методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска
универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких
средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает
мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является
эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и
ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и
самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного
жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и
взрослых.
Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены:
комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за
растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и
закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за
ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для
ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями,
собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка
сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройки из снега; весной — участие в
обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода,
цветников.
Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и
иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии,
экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.
Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя
теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и
положительного отношения к объектам природы используются различные методы:
- самостоятельная работа с раздаточным материалом;
- дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева
лист?», «Найди ошибку» и т.д.
- индивидуальная работа;
- наблюдения на прогулке;
- экспериментирование.
Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения.
Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием
друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями
человека и состоянием природы.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:
- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью
мониторинга ( 2 раза в год);
-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе
общения с ними;
- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических
проблемах родного города;
- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;
- понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с
особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой
обитания;
- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в
неволе;
- ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего
края;
- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям,
поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность
– прямая обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;
- формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния
окружающей среды и собственного поведения.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание
человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание
необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего
развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как
часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний,
опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий.
В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение
индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это
умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и
практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
ПО ФГОС