Напоминание

Экологическая акция «Покормите птиц зимой»


Автор: Хара Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Капелька"
Населённый пункт: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическая акция « Покормите птиц зимой»

МБДОУ №5 « Капелька» средняя группа « Колосок»

Руководитель экологического кружка « Родничок» Хара Н. В.

Участники акции дети средней группы 4-5 лет

Актуальность: Действительно,

зима

трудное

время

для

птиц,

особенно

если

она

суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать

птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.

На протяжении многих лет с наступлением холода и обильного снегопада в

нашей группе, на основе экологического кружка « Родничок», стало уже традицией

проведение акций «Покормите птиц зимой! »

2017

год

проходил

под

эгидой

Года

экологии

в

России.

И

в

декабре

мы

провели

традиционную акцию « Покормите птиц зимой!» Такие акции являются прекрасной

возможностью проявить сочувствие и доброту.

Цель:

формирование экологической культуры у детей и родителей;

экологическое образование и воспитание населения;

привитие любви к природе;

воспитание бережного отношения к ней;

формирование познавательной компетенции и познавательных способностей

детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

1.

Познавательное развитие - Беседы: Где живет птица? Опишите, как выглядит птица?

(части тела) Какие приспособления придумал человек для облегчения жизни птиц?

Боятся ли птицы? Кого и чего? Какую пользу и вред приносят? Как можно помочь

птицам и когда? "Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?" "Какой

корм и для какой птицы нужно заготовить", "Кому для чего нужны клювы?" "Мы в

ответе за тех, кого приручили?" «Нужны ли нам птицы?»

Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём. Просмотр презентации

"Птицы нашего края", Использование медиа-ресурсов (видео, мультфильмы о птицах,

слушание аудиозаписи «Звуки природы», (голоса птиц).

Эксперименты и наблюдение за птицами зимой.

2.

Социально-коммуникативное развитие - Изготовление кормушек в совместной с

родителями и педагогами деятельности Размещение кормушек на участке детского

сада . Подкармливание птиц. Дидактические игры, упражнения « Третий лишний»,

«Зимующие и перелётные птицы», «Угадай по описанию».

3.

Речевое развитие - Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите

птиц».Чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки.

Загадывание загадок, разучивание стихотворений, потешек, пословиц.

Составление описательных рассказов « Опиши снегиря», « Прилетел к нам воробей»,

«Что за птичка меленькая синичка?»

4.

Художественно эстетическое развитие – Рисование « Воробьишко», Аппликация

«Снегирь», « Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли» ( коллективная)

Лепка – « Воробей» . Конструирование из природного материала « Совушка - сова»

5.

Физическое развитие – подвижные игры - Подвижные игры «Перелёт птиц»,

«Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка»

Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? » «Воробьи

– воробушки», «Птичья кормушка», «Дятел», «Сорока».

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

План мероприятий с родителями:

Буклеты: «Покормите птиц зимой».

Памятки: «Меню для птиц».

Инструкция по изготовлению кормушек.

Изготовление масок птиц.

Заключительными мероприятиями стали:

1. Вечер загадок «Птицы наши друзья» .

2. Расклеивание листовок на агитационных щитах своего посёлка с целью агитации

населения оказать помощь пернатым.

Полученные результаты:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с

природой, участвовать в жизни группы

Дети в течение недели наблюдали за тем, залетают ли птицы в кормушки, оказалось, что

«кормушки – столовые» пользуются большим успехом у пернатых, а это говорит о том,

что работа была проведена не зря!

Наши дети – не равнодушные. Необходимо только помочь им понять это, направить

их пытливый ум и детскую энергию в нужное русло. И весна придет к нам вместе с

веселым щебетом птичьих голосов, который ворвется в раскрытые окна. И будет его

слышать приятнее от мысли о том, что мы помогли сохранить этот непоседливый и

неугомонный счастливый хор.

Важной

формой

экологического

воспитания

являются

экологические

акции

.

Вот такие кормушки

смастерили дети вместе с

родителями

.

Дети призывали взрослых и детей

покормить птиц зимой.

Прилетайте птицы к нам.

Очень рады мы гостям!

«Мы кормушки смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

прилетели на обед».

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В

этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально

- ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических

позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании

неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических

представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально-

нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат

воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с

окружающей его природой.

Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической

культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности –

сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу

жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста,

когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи: 1.

Создание экологической развивающей среды.2.Формирование системы элементарных научных

экологических знаний,

доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы.

4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за

природными объектами и явлениями.

5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и

окружающему миру в целом.

6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,

воображения.

7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.

8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в

вопросах экологического воспитания.

9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и

желания передавать их детям собственным примером.

В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач

экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований,

положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:

• программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного

проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

• - программа « Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,

способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм

безопасного поведения детей дошкольного возраста.

• - программа « Наш дом - природа» под редакцией Н.А. Рыжовой

• - программа «Юный эколог» » под редакцией С. Н. Николаевой;

• Методические рекомендации:

«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,

«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко

«Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой

«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства

ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме

соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому

образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок,

глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.

В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы

в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования

определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных

задач, которые необходимо решить воспитателю.

Формы организации экологического образования детей:

• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

«Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция),

дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за

природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.

• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу;

обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или

враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»;

эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения,

используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная

деятельность и т.д.

• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и

заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача

природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные

игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями,

наблюдение за сезонными изменениями и др.).

В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод

наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные

ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы

(беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в

природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые

методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска

универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких

средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает

мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является

эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и

ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и

самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного

жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и

взрослых.

Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены:

комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за

растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и

закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за

ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для

ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями,

собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка

сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройки из снега; весной — участие в

обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода,

цветников.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и

иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии,

экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.

Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя

теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и

положительного отношения к объектам природы используются различные методы:

- самостоятельная работа с раздаточным материалом;

- дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева

лист?», «Найди ошибку» и т.д.

- индивидуальная работа;

- наблюдения на прогулке;

- экспериментирование.

Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения.

Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием

друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями

человека и состоянием природы.

Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:

- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью

мониторинга ( 2 раза в год);

-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе

общения с ними;

- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических

проблемах родного города;

- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;

- понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с

особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой

обитания;

- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в

неволе;

- ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего

края;

- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям,

поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность

– прямая обязанность человека;

- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;

- формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния

окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание

человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание

необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего

развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как

часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний,

опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий.

В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение

индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это

умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и

практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

ПО ФГОС



В раздел образования




Яндекс.Метрика