Напоминание

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся


Автор: Колесникова Светлана Валентиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №37
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




"Работа с текстом на уроках русского языка как средство

формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях

значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества

образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и

для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с

модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и

технологий организации образовательного процесса, введением ФГОС и,

конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования

стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из

ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение

языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях,

испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном

виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно

высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным

в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии

речемыслительной деятельности учащихся.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к

числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная

мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Работая в школе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы

навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать

свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и

произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую,

культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е.

примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в

создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных

высказываний. Ученики допускали большое количество речевых,

орфографических и пунктуационных ошибок. 56% учащихся имели первый

уровень коммуникативной компетенции, 36% - второй, 8% - третий, четвертым

уровнем не владел никто.

В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие

между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их

интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой

личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте,

создавать собственное речевое высказывание и применять результаты

интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по

теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования

коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть

вышеназванное противоречие.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня

в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная

компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в

профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном

обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях,

свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Кроме того работа с

текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности,

увлекающий как учителя, так и школьника.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать

интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую

коммуникативными навыками?

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с

текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого

потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества

речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой

среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Теоретическая основа опыта «Работа с текстом на уроках русского языка как

средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей,

учителей-практиков.

Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни

народа, его духовной культуры. И.И.Срезневский считал, что цель изучения

родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение

им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней,

без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.

Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и

способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит

мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды.

Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д.

Дейкиной и Т.М. Пахновой. В своей работе использую синтез классической

методической традиции и современных новаций: в первую очередь,

рекомендации Т.М.Пахновой и методику поэтапного формирования умственных

действий П.Я.Гальперина. Интересный подход к данной проблеме мы находим в

работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой. В основу

опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского. Разработка

проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется

В.А. Болотовым, Г.В. Селевко. Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали

систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их

исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Таким

образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения

нового качества образования, главным содержанием которого является

формирование у учащихся ключевых компетенций.

Так как текст является единицей общения. В создании текста участвуют все

единицы языка, безусловно, основным элементом текста является

предложение. Все категории текста, все его специфические признаки

объединяются одним общим назначением – реализовать коммуникативное

намерение автора текста.

Для реализации поставленной цели - я поставила перед собой следующие

задачи.

Сформировать умения осмысленного восприятия текста у

обучающихся.

Совершенствовать умения, обеспечивающие понимание текста.

Формировать умения интегрировать тест.

И шагами к освоению этих задач стало

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении детей.

В первую очередь, конечно, проблема научить ребят осмысленно воспринимать

текст: и художественный, и научный. С художественным дело обстоит проще, а

вот как они работают с теоретическим материалом учебника? Поэтому

предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы, которые облегчат

понимание текста ребятами:

методика работа с учебным параграфом;

инсерт;

кластер;

паучок;

дом с колоннами;

методика построения ассоциативных схем;

методика 6 шляп;

методика создания синквейна;

методика «Словарная карта»;

Но все же на уроках русского языка

главная задача — обеспечить целостность

восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст

— это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех

уровней языковой системы. (фонетические, лексические, грамматические), что

именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность,

монолитность, присущие «истинно творческому» тексту.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником

которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы

совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес

школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский

характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту,

как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения.

При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие

задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование

особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом

произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Для этого использую следующие

методические приемы и формы решения проблемы

• комплексная работа с текстом;

многоаспектный анализ текста

• лингвостилистический анализ текста;

• «самодиктанты»;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;

• коммуникативные и игровые ситуации.

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с

точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать

различные синтаксические конструкции.

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.

Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их

воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений

наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это

тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность

учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные,

восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).

Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит

мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов –

это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию

собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти,

внимания, мышления учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими

средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью

одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие

учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения

интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание,

память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки

приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной

деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания

школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение,

группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и

внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого

использования исследовательских методов.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система

ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания

самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в

стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы экскурсоводы,

ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко,

образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите

вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой

задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся

текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое

высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы

получилась метафора.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и

сюжет произведения, показать художественные средства, использованные

автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка

конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они

отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его

тему и идею.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют

осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая

единица обучения выступает текст.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно

полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и

системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные

связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует

устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно

углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной

литературы.

Многоаспектный анализ текста:

композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста,

выделение микротем и т.д.);

стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю

речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических

приемов);

типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание

в тексте различных типовых фрагментов);

лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический,

орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор

указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений

(орфографический и пунктуационный разбор).

Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора:

фонетический (чтение с определенной интонацией, которая отражает значение

знаков препинания и семантику выражения: словосочетания или предложения);

лексический (выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний,

обнаружение синонимических, антонимических и подобных отношений и

понимание их роли для раскрытия замысла автора);

морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и

уточнения значения слова, выражения в контексте);

морфологический и синтаксический (для уточнения смыслов предложения и

микротекста с точки зрения временных, модальных и других грамматических

значений);

стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей

жанра и композиции текста).

Могут быть различные группы заданий к текстам

Предполагает поиск в тексте определенных форм и конструкций, их

классификацию, объяснение их роли в тексте. Здесь от грамматики идем к

содержанию;

Определение грамматических средств, с помощью которых

раскрывается содержание;

Активная работа с текстом (изменение структуры предложений,

подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).

Анализ текста может быть различным, вот примерный план анализа текста

любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

Степень новизны и содержание необходимых изменений

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития

учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения

русскому языку, творческом переосмыслении традиционных

методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных

особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и

мотивов учащихся.

Опыт работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство

формирования коммуникативной компетенции учащихся» потребовал внести

коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету

• углубление знаний учащихся по предмету через внеклассную работу;

• изменение в организации учебного процесса;

• творческое комплексное применение известных педагогических технологий

П.Я.Гальперина, Т.М. Пахновой, Л.С. Выготского и др.;

• организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;

Внесенные изменения в содержание образования и в организацию

педагогического процесса – одно из условий успешности данного

педагогического опыта.

Прогнозирование результатов.

В результате применения разработанных методических приемов

предполагается достижение следующих результатов:

• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

повышение интереса к русскому языку и литературе;

• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности

обучения;

• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы,

презентации;

• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных

стилей и жанров;

• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных

творческих конкурсах.

Результативность работы.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих

результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения

русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков

учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач,

совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысился уровень коммуникативной компетенции:

Четвертым уровнем овладели 2% учащихся (было 0%), третьим- 15% (раннее-

8%), вторым-38%, снизилось количество учащихся с первым (низким) уровнем

компетенции (45% вместо 56%).

Заключение.

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык,

посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство

общения, но и основной инструмент формирования национального

самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное

изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено

обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей

группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию

«Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает

формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой

крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому

текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания

русского языка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика