Напоминание

"Игровые занятия для стимулирования речи у детей с ОНР"


Автор: Шапошникова Наталья Глебовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Хрусталик" компенсирующего вида г. Горно–Алтайска
Населённый пункт: Республика Алтай г. Горно–Алтайск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые занятия для стимулирования речи у детей с ОНР"
Дата публикации: 11.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые занятия для стимулирования речи у детей с ОНР

Автор статьи: Шапошникова Наталья Глебовна – воспитатель

Место работы: г. Горно-Алтайск МДОУ №З «Хрусталик»

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие

ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и

координации движений рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к

дошкольному

обучению. Обычно,

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная

речь.

Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения

ребенком

изобразительных,

музыкально-исполнительских,

конструктивных

и

трудовых

навыков, овладения языком, развития первоначальных навыков письма.

Я работаю с детьми, имеющих общее недоразвитие речи. Из опыта работы я отметила, что

дети с нарушением речи имеют низкий уровень

осязательной чувствительности, моторики

пальцев и кистей рук. А также я выявила, что слабая моторика пальцев и кистей рук, как

правило, сказывается на речевое развитие дошкольника, его психических процессах (память,

мышление, внимание, воображение).

Современные

исследования

Института

физиологии

детей

и

подростков

АПН

подтвердили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то

задерживается и речевое развитие.

Исследователь детской речи М.М. Кольцова доказала, что каждый палец руки имеет

довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких

движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у ребенка. Она доказала,

что благодаря развитию пальцев в мозгу формируются проекция « схемы человеческого тела».

А речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

В.В.

Цвынтарный

также

придерживается

точки

зрения

о

том,

что

развитие

мелкой

моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд

упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

В вопросах развития речи у ребенка не бывает мелочей. То, что представляется неважным

или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной

проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики руки, не

понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи ребенка.

Недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживаются под

влиянием коррекционно-воспитательной работы, проводимой регулярно, в системе.

Это привело меня к реализации идеи применения комплекса коррекционной работы по

развитию мелкой моторики:

1.

Работа

с

пластилином.

Пластилин

дает

уникальные

возможности

проводить

интересные игры с пользой для развития мелкой моторики. Детские пальчики создаю т сначала

неуклюжие,

а

потом

все

более

сложные

фигурки.

На

столе

появляется

сначала

один

пластилиновый домик, а затем и целый город. Лепку ребенка можно сопровождать стихами,

например:

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят. Развиваются.

Пластилиновая чашка, пластилиновое блюдце.

Хорошо играть мне с ними ведь они не разобьются.

При

работе

с

пластилином

дети

используют

приёмы:

раскатывание,

отщипывание,

соединение, скатывание шариков ладонями.

Использую

в

работе метод

пластилиновой

живописи

рисование

пластилином.

Процесс

рисования

пластилином

вовлекает

в

работу

движение

рук

(ладоней,

пальцев),

зрительное

восприятие,

а

также

развивает

психические

процессы,

как

внимание,

память,

мышление, воображение, речь (Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Р.С. Немов).

2.

Работа с бумагой. Комплекс игр с бумагой помогает ребенку развивать пальцевую

моторику. При работе с бумагой использую такие методы и приемы как: сгибание листа бумаги

по различным направлениям, обрывание по контуру рисунка, скомкивание

и расправление

бумаги. Использую коррекционное упражнение «Волшебные фантики».

Поделки из бумаги (с

использованием и без использования ножниц).

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну ещё разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

3.

Рисование. Рисование взаимосвязано с письмом

и включает в себя много общих

моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает

графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному

контролю.

Раскрашивая любимые картинки, ребёнок учится держать в руке карандаш, использует

силу нажима.

Такие

занятия

тренируют

мелкие

мышцы

руки,

делает

ее

движения

сильными

и

координированными.

В

этом

разделе

я

использую:

Метод

штриховки,

метод

пальцевой

живописи,

метод

рисования

на

песке,

снегу,

на

запотевшем

окне,

на

манке.

(Использую

коррекционное

упражнение «Волшебный экран»)

Дом

На песке рисую горы, лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи, дом, в котором мы живём.

4.

Графические

упражнения.

Известны

специфические

трудности

формирования

графических навыков у детей с недоразвитием речи.

В своей работе использую следующие задания: нарисуй в пустых квадратах такой же узор,

фигурку, нарисуй точно такую же фигуру по точкам, продолжи рисовать узоры по клеточкам,

пройди по дорожкам.

Упражнение «Дорожка» заставит основательно потрудиться, так как линия, проводимая

ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой.

Дорожки

Трудно пальчик мне вести, прямо по дорожке,

Так и хочется ему спрятаться в ладошке.

Я ему грожу, грожу,

Я его стыжу, стыжу.

Пальчик постыдился. Взял и научился.

5.

Игры с предметами. Для развития мелкой моторики у детей использую занимательные

игры

с использованием различных

предметов. Сортировка мелких предметов: по форме,

цвету,

величине, выкладывание узоров,

предметов,

букв,

прикрепление

прищепок,

перекатывание в руках карандаша, грецкого ореха, камушков.

Эти

действия

способствуют

притоку

крови

к

нервным

окончаниям

на

пальчиках.

Следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

6.

Игры с нитями, шнуровкой, кнопками, замочками. Для этого в своей работе я

использую оборудование, сделанное своими руками «Золотая рыбка», «Гусеница». А также

использую приобретенное оборудование «Веселые шнурочки», «Затейливые шнурочки».

Занятия с нитями: нанизывание бус на нить,

наматывание клубков,

связывание нитей,

распутывание узлов, заплетание косичек.

7.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют развитию речи,

мелкой моторики рук, творческой деятельности. Для этого вида работы создана картотека

пальчиковых игр по лексическим темам.

8.

Пальчиковый театр. В своей работе использую вязаный пальчиковый театр, пробки от

флаконов, прищепки, перчатки с лицами человечков и мордочками животных.

Пальчиковая театрализованная деятельность развивает детскую фантазию, речь, свободу и

координацию движений рук.

Таким образом, работая над развитием мелкой моторики, исходя из диагностических

данных; наблюдая за каждым ребенком и анализируя свою деятельность, могу с уверенностью

сказать, что ценность такой работы заключается в следующем: укрепляется мелкая мускулатура

пальцев руки, развивается речевая функция, осуществляется подготовка руки дошкольника к

письму.

Литература

1.

Белая А.Е.,Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М.,2003г.

2.

Дефектология (журнал) №1, 2011г., стр., 35.

3.

Коррекционная педагогика: теория и практика №6, 2010г., стр. 77. З.Рузина М.С.,

Афонькина СЮ. Страна пальчиковых игр. Санкт-Петербург, 1998г.

4.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет). М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.

5.

Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики

М.,2011г.

6.

Ю.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М., 2010г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика