Напоминание

"Знакомство дошкольников с явлениями и объектами окружающего мира посредством исследовательской деятельности"


Автор: Семенюта Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №36 п.Октябрьский МО Ейский район
Населённый пункт: п.Октябрьский Ейский район Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы
Тема: "Знакомство дошкольников с явлениями и объектами окружающего мира посредством исследовательской деятельности"
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский

МО Ейский район

Из опыта работы. Тема:

«Знакомство дошкольников с явлениями и

объектами окружающего мира посредством организации

исследовательской деятельности».

Воспитатель: Семенюта Л. А.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали

актуальными? Причины в деятельности человека. Его вторжение в природу,

часто

безграничное,

недопустимое

с

экологической

точки

зрения,

расточительное,

ведущее

к

нарушению

экологического

равновесия

на

планете, ухудшению состояния окружающей среды.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что

каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Каждый из

тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно,

при

его

обучении

и

воспитании

проблемам

экологии

не

уделялось

достаточное значение. Вот почему

проблема экологической грамотности

населения выдвинулась на одно из первых мест еще конце ХХ века. Вышли

такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об

охране окружающей среды и обеспечении ее устойчивого развития» (1992г.),

закон РФ «Об охране окружающей природной среды»(1994г.).

В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического

образования

населения.

Начальным

звеном

этой

системы

являются

дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах

наряду

с

традиционными

видами

деятельности

введено

экологическое

образование, целью которого является развитие экологического воспитания

дошкольников, включающего следующие задачи:

- Освоение экологических представлений;

-Развитие познавательных умений, овладение исследовательскими методами

при изучении природы;

- Овладение умениями ухода за растениями и животными;

- Накопление опыта гуманного отношения к живому и к природе;

- Накопление знаний о неживой природе.

Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного

возраста обосновали в своих исследованиях С.Н. Николаева, Л.С. Игнатьина,

Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И.

Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н. Подьякова.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает

наиболее

оптимальный

результат,

если

оно

носит

действенный

характер.

Нужно

предоставить

детям

возможность

«действовать»

с

изучаемыми

о бъе кт а ми

о к ружа юще го

мир а .

С пе циа льно

о р г а н и з о в а н н а я

исследовательская

деятельность

позволяет

нашим

воспитанникам

самим

добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу –

сделать

процесс

обучения

максимально

эффективным

и

более

полно

удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Занимательные

опыты

и

эксперименты

побуждают

детей

к

самостоятельному

поиску

причин,

способов

действия,

проявлению

творчества,

так

как

представлены

с

учетом

актуального

развития

дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие

двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью

определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два

типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом

виде.

Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике

чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство

знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического

воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в

виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно - предметная деятельность

в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания,

проверка

гипотезы

и

т.п.

Исходя

из

формулировки

понятий

опыта

и

эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной

деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного

интереса

к

природе,

развивают

наблюдательность,

мыслительную

деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления,

дети

подводятся

к

суждениям,

умозаключениям,

учатся

делать

выводы.

Опыты

имеют

большое

значение

для

осознания

детьми

причинно-

следственных связей.

При проведении поисково-исследовательской деятельности с детьми я

выделяю следующие этапы:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Формулирование выводов.

При экспериментировании в старшем дошкольном возрасте я отметила

следующие особенности:

-формирование

устойчивой

привычки

задавать

вопросы

и

пытаться

самостоятельно искать на них ответы.

Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а я уже не

навязываю своих советов и рекомендаций, а жду, когда ребенок, испробовав

разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае стараюсь

при помощи наводящих вопросов направить действия ребенка в нужное

направление, а не даю готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию

результатов. Например: ребенок сначала определяет тяжесть предмета

( тонет-плавает, в разных по качеству изготовленного материала предметах),

а затем проводит экспериментальное действие.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и

выполнив

одно

задание,

даю

детям

следующее.

Благодаря

увеличению

объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных

случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить

за ходом его выполнения.

Расширяю возможности по фиксированию результатов: применяю разные

способы

фиксации

натуральных

объектов

(гербаризация,

объемное

засушивание, и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты

опытов,

делать

выводы.

Составлять

развернутый

рассказ

об

увиденном.

Стараюсь

задавать

вопросы,

стимулирующие

развитие

логического

мышления.

В

этом

возрасте

начинаю

вводить

длительные

эксперименты:

выращивание

злаковых

культур,

проращивание

семян

овощных

культур,

выращивание лука на свету и в темноте, т.е. эксперименты с растениями, в

процессе

которых

устанавливаем

общие

закономерности

явлений

и

процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу,

но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

В подготовительной к школе группе проведение экспериментов становится

нормой

жизни,

единственным

успешным

методом

ознакомления

детей

с

окружающим

миром

и

наиболее

эффективным

способом

развития

мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды

деятельности и все стороны воспитания. Инициативу по их проведению

стараюсь

распределять

равномерно

между

собой

и

детьми.

Если

дети

самостоятельно

задумывают

опыт,

сами

продумывают

методику,

распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то моя

роль сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил

безопасности.

В

моей

практике

дети

придумывали

эксперименты

с

жидкостями:

вода,

молоко,

сок

(прозрачность,

вкус

и

др.).

С

сыпучими

веществами: сахар, соль. С ископаемыми: песок, глина, уголь. Доля таких

экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную

радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции:

выдвижение

гипотез,

проверка

их

истинности,

умение

отказаться

от

гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых

свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а

также

давать

яркое,

красочное

описание

увиденного

в

виде

рассказов,

которые я записываю и оформляю в альбом.

Традиционно мы, педагоги, чаще всего обращаем внимание детей и

знакомим их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы

представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения

детей окружают различные объекты и явления неживой природы: летним

днем

они

видят

солнце

и

ощущают

теплый

ветер,

зимним

вечером

с

удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз

пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дети с упоением собирают камни,

рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления

неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и

игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и

целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.

Я провела диагностику знаний детей по темам «Песок», «Глина», «Вода».

Результаты диагностики по теме «Вода» представлены в таблице.

Таблица.

Содержание вопроса

Результат

1

Что такое вода?

80%

2

Где встречается?

100%

3

Для чего ее используют?

100%

4

Всегда ли вода одинакова?

80%

5

Знания о круговороте воды в природе

75%

6

Свойства воды?

75%

7

Что растет в воде?

75%

8

Кто живет в воде?

100%

9

Кому нужна вода?

100%

10

Почему нужно беречь природные ресурсы?

90%

Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за

организованной деятельностью детей и свободной деятельностью в природе

убедили меня, что необходимо применять более действенные методы при

обучении детей. На данном этапе таким методом я определила поисково-

исследовательскую деятельность.



В раздел образования




Яндекс.Метрика