Напоминание

"Возможности использования профессионально – ориентированных УМК в системе обучения специалистов экономического профиля"


Автор: Карнаухова Елена Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ЧПОУ ТОСПО Тюменский колледж экономики, управления и права
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности использования профессионально – ориентированных УМК в системе обучения специалистов экономического профиля"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема статьи:

«Возможности использования

профессионально – ориентированных УМК

в системе обучения специалистов

экономического профиля»

План:
I. Теоретическое обоснование выбора британских УМК “Business Result”, “English Result”, “Highly Recommended” в качестве учебников по английскому языку в колледже экономического направления. II. Результаты учебной работы с УМК “Business Challenges”: 1. Адаптация курса к учебному процессу в России; документальное и методическое обеспечение учебного процесса; 2. Мониторинг качества.* III. Документальное и учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы преподавателей и студентов по предмету в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. IV. Выводы из опыта работы с УМК “Business Challenges”, “Business Result”, “English Result” и “Highly Recommended”.

I. Теоретическое обоснование выбора британских УМК “Business Result”,

“English Result”, “Highly Recommended” в качестве учебников по

английскому языку в колледже экономического направления.
Основной целью учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе СПО является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно- познавательной), т.е. обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. В примерной программе, составленной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, отражены основные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной деятельности. Она направлена на повышение общей и к о м м у н и к а т и в н о й к ул ьт у р ы с п е ц и а л и с т о в с р е д н е г о з в е н а , совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования, интеллектуализацию и повышение мобильности специалиста. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорениии, аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры.
Занятия по курсу «Иностранный язык» имеют практический характер. Освоение и совершенствование студентами фонетики, грамматики (морфологии и синтаксиса), правил словообразования и сочетаемости слов, а также лексики и фразеологии происходит в процессе работы с устными и письменными текстами, разного рода словарями и справочниками, организуемой с использованием новых педагогических технологий. Большое значение в процессе обучения иностранному языку имеет применение ТСО: прежде всего, мультимедиа, видео и аудиотехники, и пр. Это создает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения, индивидуализирует процесс обучения, т.е. повышает его эффективность. В примерной программе Министерства образования РФ говорится, что при создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать литературу российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям. В у ч е б н о - методический комплекс должны быть включены: учебный курс, набор мультимедийных, видео- и аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы, словари и справочные материалы, рабочие тетради. Все учебно-методические материалы, используемые в процессе обучения, должны соответствовать современному уровню развития техники, производства, науки и общества. Этим требованиям в полной мере отвечают УМК британских разработчиков и производителей. Для студентов первого курса в Тюменском коммерческо – финансовом колледже используется УМК
“English

Result”

;
для
специальностей экономического профиля -
“Business

Result”

,
для специальности Гостиничный бизнес -
“Highly Recommended”.

II. Результаты учебной работы с УМК “Business Challenges”:

1. Адаптация курса к учебному процессу в России; документальное

и методическое обеспечение учебного процесса;
С 2004-2005 учебного года основным учебником по дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык (Английский) сталУМК
“Business Challenges”
(«Проблемы бизнеса»), выпущенный издательством Longman («Эддисон Уэзли Лонгман») в 1996 году. Восьмое издание курса было выпущено в 2001 году. Для студентов промежуточного этапа обучения предлагался курс, в котором «С особой тщательностью и последовательностью закрепляются именно те навыки, без которых невозможно целенаправленное и эффективное деловое общение на английском языке». Эти слова профессора кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ им. Ломоносова Тамары Борисовны Назаровой с уверенностью можно отнести к УМК “Business Challenges”. Это интенсивный курс делового английского языка. Использование данного курса не только формирует у студентов грамматические и лексические
навыки, развивает их умение общаться на английском языке, но и знакомит с основами экономики, вводит их в мир европейского бизнеса. На сайтах Windsor и Englishlib рейтинг данного курса составлял 100б. Характерными особенностями этого УМК являются:  Использование современных методик и технологий обучения и соответствующих им видов и приемов работ (парная работа, групповая работа, проектные работы и т.д.);  Личностно-ориентированный подход к обучению английскому языку;  Четкое планирование требований к уровню владения языком на разных этапах обучения;  Акцент на работу с аутентичным материалом;  Формирование практических языковых навыков на материале, отражающем реальные ситуации общения в мире современного бизнеса;  Развитие профессиональных навыков переписки, умений вести беседу в деловой и неформальной обстановке, отвечать на звонки и т.д.  Наличие справочного материала по лексике и грамматике современного английского языка. УМК
“Business

Challenges”
(«Проблемы бизнеса») был разработан для студентов европейских колледжей, изучающих английский язык, как иностранный и прекрасно зарекомендовал себя и в нашей работе со студентами. Для использования его в рабочем процессе была составлена рабочая учебная программа и календарно – тематическое планирование, глоссарий. При составлении заданий для самостоятельной работы студентов и творческих заданий учитывались современные тенденции в развитии зарубежных компаний и российского и регионального бизнеса. Хотя данные
о компаниях в
“Business

Challenges”
давно устарели, это не только не помешало знакомству студентов с мировым бизнесом, а, напротив, явилось толчком к тому, чтобы активно использовать интернет для нахождения и корректировки информации. Одним из преимуществ данного курса явилось обращение к национальной, культурной и деловой сторонам родной страны практически на каждом занятии.
2. Мониторинг качества.
За семь лет работы с УМК
“Business

Challenges”
(«Проблемы бизнеса») данный курс хорошо зарекомендовал себя. Не было случая, чтобы студенты были недовольны, не успевали или отказывались от работы с этим учебником. Напротив, прослушивание и понимание аудиозаписи а также интерактив, очень хорошо воспринимаются студентами уже с первой пары, что и отразилось на результатах учебной деятельности. Семестровые результаты по учебным годам: учебный год первый семестр второй семестр качественная успеваемость качественная успеваемость 2009 – 2010 75,3 71 2010 - 2011 60,9 64,4 2011 - 2012 70 75,6 2012 - 2013 60,4 61,1 2013 - 2014 74 66,4 2014 - 2015 64 60,3 2015 - 2016 68,5 63,4
Из итоговой таблицы видно, что студенты показывали стабильные результаты от 60 – до 75 % качества за семь лет использования УМК
“Business Challenges”
(«Проблемы бизнеса») в нашем учебном заведении. Данный курс хорошо зарекомендовал себя, однако, представленный в нем информационный материал морально устарел. Аудио- и видеокассеты в качестве носителя также практически не используются. С разработкой программ третьего поколения и введением новых УМК пришло время для поиска новых форм работы со студентами.

II.

Документальное и учебно-методическое обеспечение аудиторной

и

самостоятельной

работы

преподавателей

и

студентов

по

предмету

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

нового

поколения.
Новое время и новые требования к компетентности и мобильности современных специалистов заставляют преподавателей искать оригинальные и нетрадиционные способы мотивации студентов к усвоению предлагаемых на учебном занятии и самостоятельному поиску новых знаний. В 2015 – 2016 учебном году для студентов первого курса (ОД.03) в Тюменском коммерческо – финансовом колледже облпотребсоюза используется новый (2014 года издания) УМК
“English Result”
издательства Oxford University Press. Курс для взрослых с отличной поддержкой и ресурсами для преподавателя. Он мотивирует студентов двумя путями: делает уроки приятными для студентов и позволяет работать с материалом так, что студенты чувствуют немедленный результат. Курс сопровождается multiROM, audioCD и DVD для учителя. В дополнение к урокам учебника разрабатывается глоссарий в помощь студентам и для проверки усвоения ими лексического материала. Практически на каждом занятии студенты обращаются к поисковым сайтам для получения дополнительной информации по теме занятия. Каждый урок заканчивается творческим заданием, которое студенты выполняют, как в традиционной форме на А4 формате, так и в Power Point и в Media Player. В качестве примера одной из интересных тем для творческой работы студентов можно привести «Я – гражданин …» (Урок 3). В связи с тем, что состав студентов любого учебного заведения многонационален, сейчас как никогда остро стоит вопрос национального самосознания и, вместе с тем, толерантности. У многих студентов на футболках есть надписи «Я - армянин», «Я - осетин» или «Я - русский», что убеждает любого встречного в его гордости за свой народ. Но, много ли его другие студенты из его группы
знают о его Родине? Чем – не мотивация: познакомить других студентов со своей родиной, ее столицей, национальным (государственным) флагом, языком, президентом, валютой, достопримечательностями. Для специальностей экономического профиля (ОГСЭ.03) второго и третьего курсов в колледже вводится новый (2013 года издания) УМК
“Business Result”
также издательства Oxford University Press. Учебное пособие рассчитано на тех, кто владеет английским языком на элементарном уровне и хочет совершенствовать знание языка и применять его на практике в деловой сфере. Данное пособие построено исходя из современных концепций обучения иностранным языкам, что позволяет достичь реальных результатов в освоении делового английского. Для более эффективного обучения, пособие дополнено аудиоприложением. Также в комплект входят книга для учителя и интерактивная рабочая тетрадь (multiROM). Для адаптации к учебнику составляется глоссарий для пополнения словарного запаса студентов и проверки усвоения ими лексики. Почти на каждом занятии студенты получают дополнительные задания по поиску информации на сайтах в интернете. Каждый урок заканчивается деловой игрой или творческим заданием. Часто студенты выполняют задания в Power Point. Примером может послужить тема для творческой работы студентов «Моя компания» (Урок 2: Товары и услуги). Студенты нашли аутентичный материал для презентаций и представили такие компании как: Sony, Toyota, Wimm-Bill-Dann и др. Д л я специальности Гостиничный бизнес - второго и третьего курсов в колледже вводится УМК
“Highly

Recommended”
издательства Oxford University Press. Данное учебное пособие используется на занятиях по профессиональному английскому языку. За первый семестр будущие работники гостиничной индустрии освоили такие темы: «прием звонков по телефону», «Предоставление информации», «Бронирование номеров»,
«Прием заказов мест в ресторане», «Вежливые объяснения», «Регистрация гостей» и успешно прошли экзамен во время зимней сессии: при 100% общей успеваемости и 63% качественной успеваемости. К урокам учебника разрабатывается глоссарий в помощь студентам и для проверки усвоения ими лексического материала. Также студенты обращаются к поисковым сайтам для получения дополнительной информации по темам занятий: История визитки, виды визиток, обмен; здание отеля; email; праздники за рубежом и т.д.
III.
Выводы из опыта работы с УМК “Business Challenges”, “Business

Result”, “English Result” и “Highly Recommended”.
У многих современных студентов обращение к аутентичным курсам не вызывает затруднений. Те же студенты, кто обучался в школе по российским учебникам, легко адаптируются и быстро привыкают к работе с британскими курсами, с удовольствием выполняют творческие задания, которые порой требуют затрат труда и времени. Обращение к мультимедийным средствам: планшетным компьютерам, нет- и ноутбукам и др. позволяет оперативно, прямо во время учебного занятия, найти необходимую информацию, качественно, аккуратно и практически без ошибок выполнить творческое задание и красиво его оформить, что дает дополнительные возможности студентам. Для преподавателя использование multiROM открывает широкие возможности: - разнообразные упражнения, активизирующие лексический и грамматический материал; - аудио с записью текста прямо на экране; - интерактивное тестирование; - разноуровневая проверка знаний студентами лексичекого материала, что позволяет на деле осуществить дифференцированный подход у обучению студентов с разным уровнем когнитивных возможностей и т.д. Но, прежде всего, организуя работу студентов с применением мультимедийных средств и новейших учебников и требуя качественного и своевременного выполнения заданий, преподаватель должен постоянно
показывать студентам свою заинтересованность и компетентность в подобной работе (педагогика сотрудничества).


В раздел образования




Яндекс.Метрика