"Возможности использования профессионально – ориентированных УМК в системе обучения специалистов экономического профиля"
Автор: Карнаухова Елена Александровна Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: ЧПОУ ТОСПО Тюменский колледж экономики, управления и права Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: статья Тема: "Возможности использования профессионально – ориентированных УМК в системе обучения специалистов экономического профиля" Раздел: среднее профессиональное
План:
I.
Теоретическое обоснование выбора британских УМК “Business
Result”, “English Result”, “Highly Recommended” в качестве учебников
по английскому языку в колледже экономического направления.
II.
Результаты учебной работы с УМК “Business Challenges”:
1.
Адаптация курса к учебному процессу в России; документальное
и методическое обеспечение учебного процесса;
2.
Мониторинг качества.*
III.
Документальное и учебно-методическое обеспечение аудиторной и
самостоятельной работы преподавателей и студентов по предмету в
соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
IV.
Выводы из опыта работы с УМК “Business Challenges”, “Business
Result”, “English Result” и “Highly Recommended”.
I. Теоретическое обоснование выбора британских УМК “Business Result”,
“English Result”, “Highly Recommended” в качестве учебников по
английскому языку в колледже экономического направления.
Основной целью учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе СПО
является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции
(речевой,
языковой,
социокультурной,
компенсаторной
и
учебно-
познавательной), т.е. обучение практическому владению разговорно-бытовой
речью и деловым языком для активного применения, как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности.
В примерной программе, составленной в соответствии с ФГОС СПО третьего
поколения,
отражены
основные
тенденции
и
требования
к
обучению
и
практическому владению иностранным языком в повседневном общении и
профессиональной деятельности. Она направлена на повышение общей и
к о м м у н и к а т и в н о й
к ул ьт у р ы
с п е ц и а л и с т о в
с р е д н е г о
з в е н а ,
совершенствование
коммуникативных
умений
и
навыков,
повышение
качества
профессионального
образования,
интеллектуализацию
и
повышение мобильности специалиста.
Критерием практического владения иностранным языком является умение
достаточно
свободно
пользоваться
относительно
простыми
языковыми
средствами
в
основных
видах
речевой
деятельности:
говорениии,
аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает
также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью
получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку,
вести беседу, переговоры.
Занятия
по
курсу
«Иностранный
язык»
имеют
практический
характер.
Освоение
и
совершенствование
студентами
фонетики,
грамматики
(морфологии и синтаксиса), правил словообразования и сочетаемости слов, а
также лексики и фразеологии происходит в процессе работы с устными и
письменными
текстами,
разного
рода
словарями
и
справочниками,
организуемой с использованием новых педагогических технологий.
Большое
значение
в
процессе
обучения
иностранному
языку
имеет
применение ТСО: прежде всего, мультимедиа,
видео и аудиотехники, и пр.
Это
создает
максимальную
наглядность,
повышает
интерес
и
мотивацию
обучения,
индивидуализирует
процесс
обучения,
т.е.
повышает
его
эффективность.
В примерной программе Министерства образования РФ говорится, что при
создании
своего
учебно-методического
комплекса
преподаватели
могут
использовать
литературу
российских
и
зарубежных
издательств,
но
обязательно
отвечающую
современным
требованиям.
В
у ч е б н о -
методический
комплекс
должны
быть
включены:
учебный
курс,
набор
мультимедийных,
видео-
и
аудиоматериалов
для
аудиторной
и
внеаудиторной работы, словари и справочные материалы, рабочие тетради.
Все учебно-методические материалы, используемые в процессе обучения,
должны
соответствовать
современному
уровню
развития
техники,
производства, науки и общества.
Этим требованиям в полной мере отвечают УМК британских разработчиков и
производителей. Для студентов первого курса в Тюменском коммерческо –
финансовом
колледже
используется
УМК “English
Result”
; для
специальностей
экономического
профиля
-
“Business
Result”
, для
специальности Гостиничный бизнес - “Highly Recommended”.
II. Результаты учебной работы с УМК “Business Challenges”:
1. Адаптация курса к учебному процессу в России; документальное
и методическое обеспечение учебного процесса;
С 2004-2005 учебного года основным учебником по дисциплине ОГСЭ.04
Иностранный язык (Английский) сталУМК “Business Challenges” («Проблемы
бизнеса»), выпущенный издательством Longman («Эддисон Уэзли Лонгман»)
в
1996
году.
Восьмое
издание
курса
было
выпущено
в
2001
году.
Для
студентов промежуточного этапа обучения предлагался курс, в котором «С
особой
тщательностью
и
последовательностью
закрепляются
именно
те
навыки, без которых невозможно целенаправленное и эффективное деловое
общение на английском языке». Эти слова профессора кафедры английского
языкознания
филологического
факультета
МГУ
им.
Ломоносова
Тамары
Борисовны
Назаровой
с
уверенностью
можно
отнести
к
УМК
“Business
Challenges”.
Это интенсивный курс делового английского языка. Использование данного
курса
не
только
формирует
у
студентов
грамматические
и
лексические
навыки, развивает их умение общаться на английском языке, но и знакомит с
основами экономики, вводит их в мир европейского бизнеса.
На сайтах Windsor и Englishlib рейтинг данного курса составлял 100б.
Характерными особенностями этого УМК являются:
Использование
современных
методик
и
технологий
обучения
и
соответствующих им видов и приемов работ (парная работа, групповая
работа, проектные работы и т.д.);
Личностно-ориентированный подход к обучению английскому языку;
Четкое
планирование
требований
к
уровню
владения
языком
на
разных этапах обучения;
Акцент на работу с аутентичным материалом;
Формирование
практических
языковых
навыков
на
материале,
отражающем
реальные
ситуации
общения
в
мире
современного
бизнеса;
Развитие профессиональных навыков переписки, умений вести беседу
в деловой и неформальной обстановке, отвечать на звонки и т.д.
Наличие
справочного
материала
по
лексике
и
грамматике
современного английского языка.
УМК
“Business
Challenges”
(«Проблемы
бизнеса»)
был
разработан
для
студентов европейских
колледжей,
изучающих
английский
язык,
как
иностранный
и
прекрасно
зарекомендовал
себя
и
в
нашей
работе
со
студентами. Для использования его в рабочем процессе была составлена
рабочая учебная программа и календарно – тематическое планирование,
глоссарий. При составлении заданий для самостоятельной работы студентов
и
творческих
заданий
учитывались
современные
тенденции
в
развитии
зарубежных компаний и российского и регионального бизнеса. Хотя данные
о
компаниях
в
“Business
Challenges” давно
устарели,
это
не
только
не
помешало знакомству студентов с мировым бизнесом, а, напротив, явилось
толчком к тому, чтобы активно использовать интернет для нахождения и
корректировки информации. Одним из преимуществ данного курса явилось
обращение к национальной, культурной и деловой сторонам родной страны
практически на каждом занятии.
2. Мониторинг качества.
За
семь
лет
работы
с
УМК
“Business
Challenges” («Проблемы
бизнеса»)
данный курс хорошо зарекомендовал себя. Не было случая, чтобы студенты
были
недовольны,
не
успевали
или
отказывались
от
работы
с
этим
учебником. Напротив, прослушивание и понимание аудиозаписи а также
интерактив, очень хорошо воспринимаются студентами уже с первой пары,
что и отразилось на результатах учебной деятельности.
Семестровые результаты по учебным годам:
учебный год
первый семестр
второй семестр
качественная успеваемость
качественная успеваемость
2009 – 2010
75,3
71
2010 - 2011
60,9
64,4
2011 - 2012
70
75,6
2012 - 2013
60,4
61,1
2013 - 2014
74
66,4
2014 - 2015
64
60,3
2015 - 2016
68,5
63,4
Из итоговой таблицы видно, что студенты показывали стабильные результаты
от 60 – до 75 % качества за семь лет использования УМК “Business Challenges”
(«Проблемы бизнеса») в нашем учебном заведении.
Данный курс хорошо зарекомендовал себя, однако, представленный в нем
информационный
материал
морально
устарел.
Аудио-
и
видеокассеты
в
качестве носителя также практически не используются.
С
разработкой
программ
третьего
поколения
и
введением
новых
УМК
пришло время для поиска новых форм работы со студентами.
II.
Документальное и учебно-методическое обеспечение аудиторной
и
самостоятельной
работы
преподавателей
и
студентов
по
предмету
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
нового
поколения.
Новое
время
и
новые
требования
к
компетентности
и
мобильности
современных специалистов заставляют преподавателей искать оригинальные
и нетрадиционные способы мотивации студентов к усвоению предлагаемых
на учебном занятии и самостоятельному поиску новых знаний.
В
2015
–
2016
учебном
году
для
студентов первого
курса
(ОД.03)
в
Тюменском
коммерческо
–
финансовом
колледже
облпотребсоюза
используется новый (2014 года издания) УМК “English Result” издательства
Oxford
University
Press.
Курс
для
взрослых
с
отличной
поддержкой
и
ресурсами для преподавателя. Он мотивирует студентов двумя путями: делает
уроки приятными для студентов и позволяет работать с материалом так, что
студенты чувствуют немедленный результат. Курс сопровождается multiROM,
audioCD
и DVD
для
учителя.
В
дополнение
к
урокам
учебника
разрабатывается глоссарий в помощь студентам и для проверки усвоения ими
лексического
материала.
Практически
на
каждом
занятии
студенты
обращаются
к
поисковым
сайтам
для
получения
дополнительной
информации
по
теме
занятия.
Каждый
урок
заканчивается
творческим
заданием, которое студенты выполняют, как в традиционной форме на А4
формате, так и в Power Point и в Media Player.
В
качестве
примера
одной
из
интересных
тем
для
творческой
работы
студентов можно привести «Я – гражданин …» (Урок 3). В связи с тем, что
состав студентов любого учебного заведения многонационален, сейчас как
никогда остро стоит вопрос национального самосознания и, вместе с тем,
толерантности.
У
многих
студентов
на
футболках
есть
надписи
«Я
-
армянин», «Я - осетин» или «Я - русский», что убеждает любого встречного в
его гордости за свой народ. Но, много ли его другие студенты из его группы
знают о его Родине? Чем – не мотивация: познакомить других студентов со
своей
родиной,
ее
столицей,
национальным
(государственным)
флагом,
языком, президентом, валютой, достопримечательностями.
Для специальностей экономического профиля (ОГСЭ.03) второго и третьего
курсов в колледже вводится новый (2013 года издания) УМК “Business Result”
также издательства Oxford University Press. Учебное пособие рассчитано на
тех,
кто
владеет
английским
языком
на
элементарном
уровне
и
хочет
совершенствовать
знание
языка
и
применять
его
на
практике
в
деловой
сфере.
Данное
пособие
построено
исходя
из
современных
концепций
обучения иностранным языкам, что позволяет достичь реальных результатов
в освоении делового английского. Для более эффективного обучения, пособие
дополнено аудиоприложением. Также в комплект входят книга для учителя и
интерактивная
рабочая
тетрадь
(multiROM). Для адаптации к
учебнику
составляется
глоссарий
для
пополнения
словарного
запаса
студентов
и
проверки
усвоения
ими
лексики.
Почти
на
каждом
занятии
студенты
получают
дополнительные
задания
по
поиску
информации
на
сайтах
в
интернете.
Каждый
урок
заканчивается
деловой
игрой
или
творческим
заданием. Часто студенты выполняют задания в Power Point.
Примером может послужить тема для творческой работы студентов «Моя
компания»
(Урок
2:
Товары
и
услуги).
Студенты
нашли
аутентичный
материал для презентаций и представили такие компании как: Sony,
Toyota,
Wimm-Bill-Dann и др.
Д л я специальности
Гостиничный
бизнес
-
второго
и
третьего
курсов
в
колледже
вводится
УМК
“Highly
Recommended” издательства
Oxford
University
Press.
Данное
учебное
пособие
используется
на
занятиях
по
профессиональному
английскому
языку.
За
первый
семестр
будущие
работники гостиничной индустрии освоили такие темы: «прием звонков по
телефону»,
«Предоставление
информации»,
«Бронирование
номеров»,
«Прием заказов мест в ресторане», «Вежливые объяснения», «Регистрация
гостей»
и
успешно
прошли
экзамен
во
время
зимней
сессии:
при
100%
общей успеваемости и 63% качественной успеваемости. К урокам учебника
разрабатывается глоссарий в помощь студентам и для проверки усвоения
ими
лексического
материала.
Также
студенты
обращаются
к
поисковым
сайтам для получения дополнительной информации по темам занятий:
История визитки, виды визиток, обмен; здание отеля; email; праздники за
рубежом и т.д.
III.
Выводы из опыта работы с УМК “Business Challenges”, “Business
Result”, “English Result” и “Highly Recommended”.
У
многих
современных
студентов
обращение
к
аутентичным
курсам
не
вызывает затруднений. Те же студенты, кто обучался в школе по российским
учебникам, легко адаптируются и быстро привыкают к работе с британскими
курсами, с удовольствием выполняют творческие задания, которые порой
требуют затрат труда и времени. Обращение к мультимедийным средствам:
планшетным компьютерам, нет- и ноутбукам и др. позволяет оперативно,
прямо
во
время
учебного
занятия,
найти
необходимую
информацию,
качественно, аккуратно и практически без ошибок выполнить творческое
задание и красиво его оформить, что дает дополнительные возможности
студентам.
Для
преподавателя
использование multiROM
открывает
широкие
возможности:
-
разнообразные
упражнения,
активизирующие
лексический
и
грамматический материал;
- аудио с записью текста прямо на экране;
- интерактивное тестирование;
- разноуровневая проверка знаний студентами лексичекого материала, что
позволяет на деле осуществить дифференцированный подход у обучению
студентов с разным уровнем когнитивных возможностей и т.д.
Но,
прежде
всего,
организуя
работу
студентов
с
применением
мультимедийных средств и новейших учебников и требуя качественного и
своевременного
выполнения
заданий,
преподаватель
должен
постоянно
показывать
студентам
свою
заинтересованность
и
компетентность
в
подобной работе (педагогика сотрудничества).