Автор: Панина Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика СП "Детский сад "Янтарик"
Населённый пункт: Волжский район, Самарская область
Наименование материала:
Тема: РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Мама и детеныш»
Цель: развивать эмпатию, самоконтроль, выразительность движений, речь.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре исполняет роль мамы,
другой — детеныша.
Педагог называет животных (семья кошек, обезьян, ворон, собак и т. д.) и
действия,
которые
могут
совершать
мамы
по
отношению
к
детенышам:
ласкать, наказывать, спасать их и т. д.
Дети обыгрывают действия «мам» и реакцию «детенышей». Затем меняются
ролями в парах и игра повторяется.
«Доктор Айболит»
Цель: развивать воображение, выразительность движений и речь, групповую
сплоченность,
эмпатию;
обучать
приемам,
помогающим
снять
эмоциональное напряжение.
Ход
игры. Педагог
или
ребенок
исполняют
роль
доктора
Айболита.
Остальные
изображают
больных
обезьян.
Доктор
подходит
к
каждой
обезьяне, жалеет, лечит ее. После того, как доктор обойдет всех, обезьяны
выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.
«Бабочки и слоны»
Цель: развивать воображение, выразительность движений, коммуникативные
навыки.
Ход игры. Педагог предлагает детям превратиться сначала в слонов (дети
ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом), а
затем в бабочек (дети легко «порхают» по комнате и общаются).
«Фантазии»
Цель: развивать воображение, эмпатию, коммуникативные навыки.
Ход игры. Воспитатель исполняет роль журналиста, а дети выступают в роли
мам. Журналист просит маму рассказать о своем ребенке: что в нем больше
всего нравится и чем она не довольна, какие у него увлечения, и как она к
ним относится.
«Хоровод сказочных героев»
Цель: развивать
выразительность
движений,
групповую
сплоченность,
творческие способности.
Ход игры. Дети двигаются по кругу, подражая ребенку, который находится в
центре круч а и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по
своему желанию или по подсказке воспитателя.
«Сказочные зайцы»
Цель: развивать
коммуникативные
навыки,
выразительность
речи
и
движений, наблюдательность.
Ход
игры. Педагог
предлагает
детям
вспомнить
сказки,
героями
которых
являются зайцы («Лиса, заяц и петух», «Заяц-хваста». «Колобок», «Теремок»,
«Заюшкина избушка». «Заяц и еж»), и рассказать, какие это зайцы, или
изобразить, как они себя ведут, не называя сказки.
Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.
«Встаньте все те, кто...»
Цель: развивать внимание, формировать позитивную «Я-концепцию».
Ход игры. Дети сидят по кругу. Педагог обращается к ним «Встаньте все те,
кто...
.любит бегать;
любит сладкое;
у кого есть сестра», И т. п.
Затем, подводя итоги, воспитатель спрашивает у одного из детей:
Кто в группе любит сладкое?
У кого в группе есть сестра? И т. д.
«Опиши друга»
Цель:
развивать
зрительную
память,
связную
речь,
эмпатию,
групповую
сплоченность.
Ход игры. Дети разбиваются по парам.
1-й вариант: один ребенок смотрит в бинокль и описывает товарища,
2-й вариант: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем
поворачиваются спиной и описывают друг друга.
«Я умею»
Цель: развивать
связную
речь,
активизировать
словарь
глаголами;
формировать позитивную «Я-концепцию».
Ход игры. Дети стоят по кругу и поочередно говорят, что они умеют делать.
Каждое умение может быть названо лишь один раз.
«Фантазеры»
Цель: развивать
внимание,
образное
мышление,
групповую
сплоченность,
цветовосприятие.
Ход
игры. Дети
двигаются
под
веселую
музыку,
изображая
клоунов.
По
сигналу «Стоп!» они останавливаются, а педагог надевает кому-либо из детей
шапку
фантазера
(бумажный
колпак)
и
спрашивает:
«Чего
на
свете
не
бывает?». Ребенок должен ответить быстро (например, летающей кошки).
Правильно и быстро ответивший ребенок получает медаль.
«Бусинка»
Цель: развивать
зрительную
память,
внимание,
групповую
спло -
ченность, цветовосприятие.
Ход игры. У
д е т е й
н а
г о л о в а х
ш а п о ч к и
с
и з о б р а ж е н и е м
бусинки красного, желтого или зеленого цвета (количество цветов зависит от
уровня развития и возраста детей).
Педагог собирает «бусинки на ниточку», ритмично чередуя цвета. Ребенок-
водящий смотрит и запоминает порядок расположения «бусинок».
Затем «ниточка» разрывается и «бусинки» приходят в движение. По сигналу
ведущего «Стоп!» они останавливаются. Ребенок-водящий должен собрать
бусинки на ниточку в том порядке, в каком они были первоначально.
«Стрелка»
Цель: развивать память, мышление, восприятие, групповую сплоченность,
цветовосприятие.
Ход игры. Дети стоят по кругу. У каждого на одежде закреплен цветной
кружок (около 5 цветов) — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый,
фиолетовый.
Ребенок-водящий находится в центре круга и изображает стрелку. Дети хором
произносят слова, под которые «стрелка» вращается:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись
И, какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
«Стрелка»
останавливается
и
называет
цвет
кружочка,
на
который
она
указывает (мимикой, пантомимикой), и задает вопросы. Например:
Какие овощи и фрукты оранжевого цвета?
Какие цветы не бывают синего цвета? И т. п.