"Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Автор: Тарасова Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 33 Населённый пункт: город Новокузнецк Наименование материала: статья Тема: "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Материал подготовлен воспитателем 1 младшей группы Тарасовой Натальей
Сергеевной, МБДОУ Детский сад № 33, город Новокузнецк.
Использование
детского
фольклора
в
развитии
навыков
самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста.
Инновационная
политика
дошкольного
образования
направлена
в
сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического
воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного
процесса. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на
подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии
с психофизическими особенностями развивающейся личности.
Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период
в жизни ребенка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к
новым
социальным
условиям
(детскому
саду).
От
того,
как
пройдет
привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и
сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее
благополучное пребывание в детском саду и в семье.
В
настоящее
время
многие
родители
и
педагоги
уделяют
большое
внимание
обучению
детей
чтению,
математике
и
другим
наукам,
чем
самообслуживанию,
часто
не
учитывая,
что
для
многих
из
них
гораздо
важнее
научиться
самостоятельно
пить,
есть,
одеваться,
умываться.
Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как
способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый
большой шаг на пути к его независимости. С раннего возраста начинают
формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание
добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.
А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение
ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для
ребенка.
Они
сами
выполняют
определенные
правила
и
этим
самым
воспитывают
в
ребенке
необходимые
культурно-гигиенические
навыки.
Формирование
культурно-гигиенических
навыков
осуществляется
под
руководством
взрослых
-
родителей,
педагога.
Поэтому
должна
быть
обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения
и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные,
словесные, игровые и практические методы.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление
добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт.
В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры:
песенки,
потешки,
прибаутки,
считалки,
пословицы,
загадки,
заклички,
колыбельные, пестушки.
Фольклор
(англ.folk-lore)
–
народное
творчество,
произведения,
создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями
фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он –
источник любой литературы и искусства в целом.
Малый
фольклорный
жанр
–
это
миниатюрные
поэтические
произведения,
созданные
для
детей
и
имеющие
определенную
педагогическую направленность.
В своей работе использую детский фольклор как средство успешного
привития
культурно-гигиенических
навыков
детям
раннего
возраста
как
одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка.
Припевки,
потешки,
маленькие
народные
песенки
дети
слышат
с
самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка,
развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и
другие режимные моменты требуют сопровождения словом. И здесь русское
народное
творчество
незаменимо.
Оно
способствует
созданию
положительного
настроя.
Чтение
фольклорных
произведений
требует
от
взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой,
языком, установившихся традиций, потешки, песенки произносятся просто,
ласково,
весело,
эмоционально,
близко
к
живой
разговорной
речи.
Они
окрашивают
речь
педагога,
делая
её
образной
и
красочной,
привлекают
внимание детей, оживляют обычные повседневные дела ребенка. Песенки –
потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым,
выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни
успокаивают,
снимают
напряжение,
готовят
ребенка
ко
сну,
убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, использующему детский фольклор, тянутся дети:
их
завораживают
напевность
слов,
привлекают
внимание
неожиданные
повороты в сюжете.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают,
занимаются
различными
делами.
Жизнь
ребенка
становится
ярче,
интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при
этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет
определенные движения, то ловкость и координация.
Рассказывая
потешки,
использую
на
первых
порах
наглядность,
объясняю
значение
новых
слов,
опираюсь
на
опыт
и
знания
малышей.
Постоянно работаю над совершенствованием своей речи, используя часто
подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по
имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия,
утверждает
его
личность,
уважение
к
нему,
признание
уникальности
и
неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей
несут в себе высшие гуманистические ценности.
В формировании культурно-гигиенических навыках у детей раннего
возраста
необходимо,
учитывать
психолого-педагогические
особенности
детей
раннего
возраста
и
использовать
игровые
виды
деятельности
и
художественное слово.
Я
думаю,
что
фольклор
в
силу
своих
особенностей
выступает
в
качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает
использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий
характер и влияют на все сферы развития человека.
Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим
навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка,
побуждать
к
совместным
действиям
со
взрослыми,
устанавливать
доверительные
отношения
в
коллективе,
способствовать
постепенному
вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный
подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Детский фольклор использую на протяжении всего дня, включаю их в
различные режимные моменты, в НОД, наблюдения, беседы.
1.
При встрече ребенка:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, (Имя ребенка) дорогой.
Я (имя ребенка) люблю,
Ему песенку спою.
2. При умывании:
Водичка, водичка
Умой мое личко,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Лейся, лейся, лейся,
По-сме-лей,
Настя умывайся веселей!
***
Зайчик в туалет ходил,
Потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай-
Руки мыть не забывай!
3.При приеме пище:
Это- ложка,
Это- чашка,
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
***
Корабли в тарелках.
Лука головка
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
4. При одевании:
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
***
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно также натяни.
***
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам надевать.
***
Тушки- тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.
Чтоб ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке (имя ребенка)
Шарфик полосатенький.
***
Наденем (имя ребенка) на ножки
Валенки – сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Наденем на ножки
Валенки - сапожки
Хорошие сапожки
Не замерзнут (имя ребенка) ножки.
***
Пять ребят
В печке вязаной сидят.
5.При укладывании на сон:
Баюшки, баю,баю,
Тебе песенку спою
Про заморский край,
Если будешь спать.
Расскажу я сказочку
Про звезду – алмазочку,
Улиточку рогатую
Про белочку хвостатую.
Баюшки, бай,бай,
Ты же милый засыпай.
А также в дидактических играх, играх-занятиях.
1.
«Путешествие с куклой Катей» (знакомство с раздевальной комнатой).
2.
«Найди свой шкафчик»
3.
«Каждая ножка – в свой домик»
4.
Цикл игр-занятий «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с
прогулки», «Уложим Мишку спать» и другие.
Таким образом, используйте детский фольклор в своем общении с детьми. Он
поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально- игровой
опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать
человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей
теплом, заботой и наполнить их детство настоящими сокровищами народной
мудрости.
Список литературы:
1.
А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М.
Просвещение – 1972г.
2.
В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах,
загадках,
народном
языке:
Очерки.»
-
Москва
–
1988г.
3.
Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с
детьми младшего дошкольного возраста», Д/В – 1990 № 10.
4.
Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные
песенки, потешки, сказки» - 1978г.