Напоминание

"Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"


Автор: Тарасова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 33
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Материал подготовлен воспитателем 1 младшей группы Тарасовой Натальей Сергеевной, МБДОУ Детский сад № 33, город Новокузнецк.
Использование

детского

фольклора

в

развитии

навыков

самообслуживания и формировании культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста.
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного процесса. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребенка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье. В настоящее время многие родители и педагоги уделяют большое внимание обучению детей чтению, математике и другим наукам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо важнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые – пример во всем для ребенка. Они сами выполняют определенные правила и этим самым воспитывают в ребенке необходимые культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, педагога. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, заклички, колыбельные, пестушки.
Фольклор (англ.folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. В своей работе использую детский фольклор как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям раннего возраста как одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие режимные моменты требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиций, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела ребенка. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, использующему детский фольклор, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то ловкость и координация. Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираюсь на опыт и знания малышей. Постоянно работаю над совершенствованием своей речи, используя часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка! Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности. В формировании культурно-гигиенических навыках у детей раннего возраста необходимо, учитывать психолого-педагогические особенности
детей раннего возраста и использовать игровые виды деятельности и художественное слово. Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека. Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности. Детский фольклор использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты, в НОД, наблюдения, беседы.
1.

При встрече ребенка:
Доброе утро, зайка мой. Доброе утро, (Имя ребенка) дорогой. Я (имя ребенка) люблю, Ему песенку спою.
2. При умывании:
Водичка, водичка Умой мое личко, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! *** Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться Лейся на ладошку По-нем-нож-ку. Лейся, лейся, лейся, По-сме-лей, Настя умывайся веселей!
***
Зайчик в туалет ходил, Потом с мылом лапки мыл. Ты как зайчик поступай- Руки мыть не забывай!
3.При приеме пище:

Это- ложка, Это- чашка, В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало! *** Корабли в тарелках. Лука головка Красная морковка, Петрушка, картошка, Крупки немножко, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот!
4. При одевании:
Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, По порядку одевай. *** Собери носок в гармошку, И надень его на ножку. Ты другой носок возьми Точно также натяни. *** Посмотри, на улице Стало холодать. Пришло время кофточку Деткам надевать. *** Тушки- тутушки Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки. Чтоб ушки не болели Быстро шапочку надели. А потом и куртку Для длительной прогулки. *** Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять. Завязала Настеньке (имя ребенка) Шарфик полосатенький. ***
Наденем (имя ребенка) на ножки Валенки – сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. *** Наденем на ножки Валенки - сапожки Хорошие сапожки Не замерзнут (имя ребенка) ножки. *** Пять ребят В печке вязаной сидят.
5.При укладывании на сон:
Баюшки, баю,баю, Тебе песенку спою Про заморский край, Если будешь спать. Расскажу я сказочку Про звезду – алмазочку, Улиточку рогатую Про белочку хвостатую. Баюшки, бай,бай, Ты же милый засыпай. А также в дидактических играх, играх-занятиях. 1. «Путешествие с куклой Катей» (знакомство с раздевальной комнатой). 2. «Найди свой шкафчик» 3. «Каждая ножка – в свой домик» 4. Цикл игр-занятий «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с прогулки», «Уложим Мишку спать» и другие. Таким образом, используйте детский фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально- игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом, заботой и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Список литературы:
1. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М. Просвещение – 1972г. 2. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.» - Москва – 1988г. 3. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», Д/В – 1990 № 10. 4. Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки» - 1978г.


В раздел образования




Яндекс.Метрика