Автор: Лисина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Новониколаевский д⁄с №5"
Населённый пункт: р–п Новониколаевский, Новониколаевский р–н, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по русской народной сказке «Заюшкина избушка» для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
Формируем эмоциональный словарь у детей 3–5 лет
Конспект ООД по русской народной сказке
«Заюшкина избушка» для детей средней группы
Задачи:
речевое развитие:
продолжать формировать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых
эмоций «радость» и «грусть», расширить эмоциональный словарь за счет базовой эмоции
«злость» («сердитость»): слова, обозначающие оттенки эмоций (грустное, плохое,
печальное, веселое, радостное, праздничное, сердитое настроение, веселье, печаль),
действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию (плачет, горюет, грустит, опустил
голову, печалится; ревет, смеется, улыбается, хлопает в ладоши, танцует, веселится,
радуется, празднует, шутит, хохочет, прыгает, сердится, злится, топает ногами, сжимает
кулаки, делает злое лицо), качества человека, испытывающего эмоцию грусти, радости,
злости (грустный, печальный, невеселый, плакса, рева, ревушка-коровушка, нытик;
хохотушка, веселый, весельчак, радостный; злюка, злой, сердитый, недобрый);
учить использовать в речи прилагательные, наречия, предлоги;
совершенствовать интонационную выразительность речи;
развивать диалогическую речь: побуждать участвовать в беседе;
упражнять в умении пересказывать выразительные и динамичные отрывки из сказок;
познавательное развитие:
закрепить представления о сезонных изменениях в природе (весной начинает пригревать
солнышко, снег и лед тают);
закреплять умение узнавать диких животных по внешнему виду и называть их;
социально-коммуникативное развитие:
формировать адекватное отношение ребенка к соблюдению или нарушению моральных
норм;
формировать умение сочувствовать обиженному;
художественно-эстетическое развитие:
поощрять желание выражать свои эстетические чувства, проявлять эмоции, выразительно
пересказывать отрывок из сказки, опираясь на иллюстрации;
учить чувствовать характер музыки, проявлять эмоциональную отзывчивость при
восприятии музыкального произведения;
развивать умение эмоционально исполнять музыкально-игровые произведения
и инсценировки;
физическое развитие:
развивать умение творчески использовать двигательные навыки;
продолжать развивать активность в подвижных играх, умение сочетать движения
со словами.
Оборудование: медальоны разных цветов (красные, зеленые, синие, желтые) на веревочках
с изображениями веселых смайликов; магнитная доска; разрезные картинки
с изображениями персонажей сказки «Заячья избушка»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.
Ход ООД:
Воспитатель включает аудиозапись веселой плясовой музыки. Дети слушают ее.
Воспитатель: Ребята, вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, какая это
музыка: веселая или грустная? (Дети отвечают.) А что можно делать под такую музыку?
Дети: Веселиться, танцевать, радоваться.
Воспитатель: Давайте потанцуем, повеселимся и порадуемся. (Дети танцуют.) Какое
настроение стало у вас, когда зазвучала веселая музыка?
Дети: Хорошее, веселое, радостное.
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз, чтобы вас еще больше порадовать.
Воспитатель раздает детям разноцветные медальоны (красные, зеленые, синие, желтые)
на веревочках с веселыми смайликами и приглашает их подойти к магнитной доске
с картинкой. На картинке изображены уши зайца, хвост лисы и гребешок петуха.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Как вы думаете, чьи это ушки?
Дети: Заячьи.
Воспитатель: Чей это хвостик?
Дети: Лисий.
Воспитатель: Чей это гребешок?
Дети: Петушиный.
Воспитатель: А как называется сказка, в которой встречаются все эти герои вместе?
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам вспомнить содержание сказки по разрезным
картинкам, но сначала их необходимо собрать.
Воспитатель предлагает детям объединиться в команды согласно цвету медальона,
подойти к столам и собрать свою картинку, которая разрезана на 6 частей.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и вспомните, кого встречал зайка и о чем они
говорили.
Дети рассказывают отрывок из сказки по картинкам.
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в музыкальную игру.
Двигательная игра «Зайчик и ветерок»
Дети выполняют движения под музыку:
«зайчики» сидят на корточках, показывая заячьи уши;
прыгают по полянке, держа «лапки» у груди, радуются;
когда «дует сильный ветер» (музыка меняет характер, из радостной превращается
в сердитую) – «зайчики» закрываю глазки «лапками», прячутся в кусты, изображают грусть
и страх;
когда «ветер стихает» – «зайчики» снова прыгают по полянке, радуются.
Воспитатель: Скажите, а когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?
Дети: Плохое, грустное, печальное.
Воспитатель: Как можно сказать, какой стал зайчик?
Дети: Грустный, печальный.
Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе покажем грустного, печального зайчика.
Проводится экспрессивный этюд: дети показывают грустного, печального зайчика.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение про грустного зайчика?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Г. Новицкой «Грустный
зайчик» и показывает эмоцию «грусть».
Воспитатель: А что делает человек, когда ему грустно?
Дети: Плачет, грустит, горюет, печалится, расстраивается.
Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто плачет?
Дети: Плакса, рева.
Воспитатель: Мы с вами помним, что, когда зайчик встречал разных зверей и рассказывал
им о своей беде, звери начинали выгонять лису из избы. Как вы думаете, звери
рассердились на лису?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, как мы можем сказать, какими стали звери?
Дети: Сердитыми.
Воспитатель: А кто хочет рассказать стихотворение про сердитого мишку?
Один ребенок читает стихотворение В. Праздничновой «Мишка злится» и показывает
эмоцию «сердитость».
Воспитатель: Ребята, что делал мишка, когда сердился?
Дети: Топал и ревел.
Воспитатель: А кто может показать сердитого мишку?
Несколько детей показывают, остальные смотрят экспрессивный этюд.
Воспитатель: Что делали ребята, чтобы показать сердитость мишки?
Дети: Хмурились, сжимали кулаки, делали злое лицо.
Воспитатель: А кто из героев оказался самым смелым и прогнал лису?
Дети: Петушок.
Воспитатель: После того как петушок прогнал лису, кто стал жить в избушке?
Дети: Зайчик и петушок.
Воспитатель: Как вы думаете, какое у них стало настроение?
Дети: Веселое, радостное.
Воспитатель: Как можно сказать, какими стали петушок и зайчик?
Дети: Веселыми, радостными.
Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого петушка?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение С. Михайлова
«Петушок»
и показывает эмоцию «радость».
Воспитатель: Что делал веселый петушок?
Дети: Распевал песни.
Воспитатель: А что делают веселые люди?
Дети: Танцуют, смеются, улыбаются, веселятся, празднуют.
Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого зайчика?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Т. Крюковой «Заяц»
и показывает эмоцию «радость».
Воспитатель: В сказке, которую мы сейчас вспоминали, все закончилось хорошо. Давайте
мы с вами порадуемся за ее героев. Я снова включу вам веселую музыку, а вы покажите,
как весело и радостно умеете танцевать.
Дети под веселую музыку радостно прыгают, резвятся.