Напоминание

"Экологическое воспитание в ДОУ"


Автор: Кухарева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Скалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Новосибирская область, Колыванский район, с. Скала
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Экологическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра для воспитателей «Экология и мы»

Цель игры :

Повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического

образования дошкольников;

Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

Сплочение коллектива , установление эмоциональной благоприятной

обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Вступительное слово:

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» -

наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы

живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях

растений и животных между собой и окружающей средой». Цель

экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей

правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим

направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически

грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для

всех нас доме – на планете Земля. Во- вторых, в процессе познания природы

у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется

восприятие, воображение, появляются желание приобретать новые знания.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами

личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное

условие их развития-широкое ознакомление детей с явлениями окружающего

мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к

ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов

друг к другу и окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования

правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается

воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей,

существующих в природе, чувство сопереживания всему живому,

действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы,

понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам

рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры,

формирование которых способствует полноценному развитию личности.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее

язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего

возраста – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и природе

побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать,

делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил:

«наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода, необходимые

растению, и для того , чтобы ребенок научился видеть в одуванчике

солнышко, в белой березе девицу в белом сарафане, для этого нужно бывать

на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».(можно

посмотреть мультфильм « Паровозик из Ромашкова »)

Наших детей нужно учить любить природу. Наша природа- таинственная

книга жизни – содержит в себе еще очень много интересного. Сегодня мы

собрались здесь поговорить , поделиться опытом. Начинаем нашу деловую

игру.

1.

Разминка « Экологическое лукошко»

Набор вопросов для воспитателей, дается 2 минуты ответить на

большее количество вопросов:

У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных (зоология)

Кто такой ихтиолог ?(ученый, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба?(ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (дуб)

Какая нить в природе самая тонкая?(паутина)

Какую траву любят кошки?(валериана)

Самая высокая трава? (бамбук)

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников?(в дупле)

Где у кузнечика уши? (на ногах)

Лесной петух(глухарь)

Что означает «плач» березы весной ?(сокодвижение)

Наука о растениях (ботаника)

Почему лиственницу называют добрым деревом?( не колется)

Трава от 99 болезней (зверобой)

Пингвин птица или животное?(птица)

Какое дерево самое толстое на земле?(баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года?(фотоохота)

Почему Красную Книгу называют красной ?(красный цвет- сигнал

опасности)

Теоретическая часть

1)

Что Вы понимаете под термином экология? Какого значение этого

слова?

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука.

То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы

живем. В более узком смысле экологией называют науку «об

отношениях растений и животных между собой и окружающей

средой»

По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное,

активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего

мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим.

(наблюдение)

Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в

ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в

экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной

деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все

виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке

природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность,

экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая

культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные

ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование)

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и

животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей

погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет

песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Азбука экологии на прогулках

1.

Нужно ли задавать детям вопросы о природе?

2.

Следует ли совмещать знания, сообщаемые детям о животном и

растительном мире с культурой поведения в природной среде?

3.

Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.

Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?

Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?

Какой зверь любит малину?

Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?

Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки

и шипы?

Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не

холодной, а тёплой водой?

Растёт ли дерево зимой?

Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья ... .

Отгадка (ответ): Зерно

. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его

называют «кашка» (клевер)

3. Раскаленное небесное тело шарообразной формы, звезда, состоит из очень

горячих (раскаленных) газов (солнце)

4. Самое высокое дерево в мире (около 100м) (эвкалипт)

5. Живой организм, живущий в лесу, не образующий цветков, семян,

размножающийся спорами (гриб)

6. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в

сырых местах . В жару становится белым. Может быть сухим

несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время

войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

7. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют

«шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

8. Как называются животные, приспособленные к жизни в воде и на суше?

(земноводные)

Вопросы для 2 –ой команды:

1.Санитар леса и большой труженик, переносит груз, во много раз

превышающий вес собственного тела (муравей)

2.С помощью какого растения карлик Нос смог опять обратиться в мальчика?

(одуванчик)

3.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае –

июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую

кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)

4.Сколько на Земле материков? (6)

5.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная

атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

6.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр

(бамбук)

7.Как одним словом назвать корову, овцу, лошадь, козу, зайца, лося (травоядные)

8.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на

котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и

природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

Вопросы для 3 –ей команды:

1.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах.

Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и

фурункулов (подорожник)

2.Как называется наука об окружающем нас мире? (экология)

3.Дерево с самым толстым стволом (12 метров) (баобаб)

4.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага.

Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив

жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите

название этого гриба (мухомор)

5.Растение, состоящее из водоросли и гриба, способно расти там, где никакое

другое растение не может выжить, легко переносит сильные

морозы, жару и отсутствие дождей. Однако, если в воздухе

содержатся загрязняющие вещества – исчезает (лишайник)

6.Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку (во

множественном числе) (хищники)

7.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к

морскому дну. Любит тепло, питается мельчайшими рачками,

захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно

разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

8.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в

воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки –

кровососы (комар)

7 Задание: Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать

погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За

каждый правильный ответ – 1 балл.

- Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

- Уж на дороге греется – перед дождем;

- Стрижи низко летают – дождь предвещают;

- За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

- Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

- Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

- Цветы перед дождем пахнут сильнее;

- Из березы течет много сока – к дождливому лету;

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей

погоде;

Задание: «Вопрос – ответ» Какая команда наберет большее количество балов за

правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл) Свою

готовность к ответу команда демонстрирует зеленой карточкой.

Вопросы:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические

катастрофы возникают в результате деятельности человека,

природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в

природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу

вредные химические вещества, которые растворяются влагой

атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на

землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные

мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы

короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с

отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

Задание:

«Экологические

задачи»

Представителям

команд

предлагается

вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей

командой

и

ответить

на

вопросы

задачи.

По

5-ти

бальной

системе

оценивается не только правильность ответа, но и время подготовки.

Задача

1:

С

чем

связано

такое

поведение

лисицы,

которое

описал

Ю.

Дмитриев в «Книге природы»:

«Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть

лисицу,

которая

бежит

легкой

рысцой,

то

и

дело

останавливаясь

и

прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми

четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись,

падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В

лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря

какому

свойству

растения

выделяют

такое

большое

количество

воды?

(испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000

мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать

полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в

равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к.

не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача

4:

На

поверхности

воды

обитают

водомерки.

На

длинных

ногах

водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром.

Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много

воздуха.

Какое

значение

для

водомерок

имеют

такие

приспособления

в

водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром,

поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но

могут уходить

и в

глубину.

Они

имеют

приспособления

к

условиям

обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в

воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их

приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и

сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности,

поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и

сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы

муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)

Подведение итогов игры.

От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит

многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное

отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит

творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно

сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным

слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ

вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в

природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях

приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их

природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники,

игры экологической направленности и привлекая к работе

родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию

ребенка, развитию активного и ответственного отношения к

природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей

познавательного интереса, любознательности.

Награждение победителей.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь , что тема нашей игры была для

Вас полезна и актуальна.

Желаю вам творческого успеха в такой важной нужной для детей работе!



В раздел образования




Яндекс.Метрика