Автор: Щетинкина Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 112"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность на уроках русского языка
в начальной школе.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески
подходить
к
любым
изменениям,
нетрадиционно
и
качественно
решать
существующие
проблемы,
обусловлена
ускорением
темпов
развития
общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в
быстро меняющихся условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников - это специально
организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей
структуре
соответствует
научной
деятельности,
характеризуется
ц е л е н ап р а вл е н н о с т ь ю,
п р ед м е т н о с т ь ю,
м о т и в и р о в а н н о с т ь ю ,
сознательностью,
результатом
которой
является
формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Что
такое
исследовательская
деятельность
в
современном
ее
понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение
добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать
выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети
Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из
окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас
информации.
Педагогические
условия
формирования
исследовательских
умений
младших школьников:
1.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
2.
Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;
3.
Деятельность
педагога,
реализующего
позицию
организатора
учебно-исследовательской деятельности.
И с с л е д о в а т е л ь с к у ю
р а б о т у
в ы п о л н я ю т
в
о п р е д е л е н н о й
последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1.
формулирование темы
2.
формулирование цели и задач исследования
3.
теоретические исследования;
4.
экспериментальные исследования;
5.
анализ и оформление научных исследований;
6.
внедрение и эффективность научных исследований;
7.
публичное
представление
работ
на
разного
рода
конференциях, чтениях.
Современные условия жизни и общественные отношения заставляют
педагогов искать новые образовательные резервы.
Древнегреческое слово «проблема» в буквальном переводе звучит как
«задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин
«проблема» в современном языке содержательно шире, чем вопрос.
Проблема
–
это
затруднение,
неопределенность.
Чтобы
устранить
проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что
связано с данной проблемной ситуацией.
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой
которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет
создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие
их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух
факторов:
1.
Возникновение
познавательной
потребности,
значимой
для
учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;
2.
Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для
выполнения определенных задач.
Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в
учебной
деятельности,
т.
е.
оно
более
интенсивно,
чем
не
проблемное
обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.
Использование исследовательского метода подразумевает следующие
этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо-
вания,
предмета
и
объекта
исследования;
выявление
и
формулирование
общей
проблемы;
формулировку
гипотез;
определение
методов
сбора
и
обработки
данных
в
подтверждение
выдвинутых
гипотез;
сбор
данных;
обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий,
обобщений, выводов; применение заключений, выводов.
Интегрированный
курс
«Русский
язык»
представляет
ученикам
широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного
языка,
с
её
внутренними
взаимосвязями
между
различными
областями
знания.
Более
того,
учитывает
современные
особенности
учебно
–
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной
начальной
школе,
а
инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает
организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в
учебнике
и
за
его
пределами.
Также
она
предусматривает
перенос
формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.
Исследование
каждого
самостоятельного
раздела
или
темы
учебной
программы должно состоять из трех этапов:
Мотивационного
(привлечение
внимания
к
учебному
материалу,
создание проблемной, специальные учебные диалоги, использование
неожиданной, неизвестной и противоречивой информации). На данном
этапе,
используя
рубрику
«Давай
подумаем»,
тетрадь
«Пишем
грамотно» - поиск ошибок.
Операционно-познавательного
(раскрытие
значимости
данной
темы,
постановка
определенных
целей,
выработка
и
обсуждение
плана
предстоящей деятельности, открытие способа, составление алгоритма).
Рефлексивно-оценочного
(создание
положительной
мотивационной
перспективы последующей деятельности).
Развитие
исследовательских
умений
обеспечивается
включением
в
учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление
их
существенных
признаков,
классификацию,
установление
причинно-
следственных связей и зависимостей.
Важное
место
занимают
задания,
направленные
на
развитие
информационной
грамотности,
которые
предполагают
работу
детей
со
справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики
учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
На
уроках
русского
языка
мы
можем
организовать
три
вида
исследования:
Исследование словарного слова;
Исследование текста;
Исследование фразеологизмов.
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов
работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость
выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных
ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для
выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными
методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели
проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного
сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами
наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности
презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Исследовательская
деятельность
формирует
у
учащихся
навыки
осознанного и активного приобретения и применения знаний. Она позволяет
развивать аналитические способности, критическое мышление, стимулирует
творческую
активность
учащихся,
способствует
успешной
социальной
адаптации. Совместная работа ребенка-
учителя-
родителей позволяет
выстроить
особые
отношения
сотрудничества
и
равноправия,
наладить
диалог с ребенком. Ведь совместная работа стимулирует творчество детей,
побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать устную и
письменную речь, мышление.
Задача
сегодняшнего
дня
–
создание
условий,
в
которых
каждый
школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
При
формировании
исследовательских
умений
и
навыков
младших
школьников
осуществляется
целенаправленная
творческая
учебно-
познавательная деятельность по открытию нового для учащихся знания об
объекте
исследования,
способе
или
средстве
деятельности.
Данная
деятельность
осуществляется
под
руководством
учителя,
а
главным
продуктом
является
развитие
самого
ученика.
Важно,
чтобы
система
обучения
начинала
меняться
в
начальной
школе,
ведь
именно
здесь
и
начинает
формироваться
личность
ученика,
его
мировоззрение,
желание
учиться.
Список литературы
1.
Савенков
А.
И.
Методика
исследовательского
обучения
младших
школьников / А.И. Савенков – Самара Издательский дом «Федоров»,
2010
2.
Шумакова
Н.Б.
Развитие
исследовательских
умений
младших
школьников – М. Просвещение, 2011