Напоминание

"Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Щетинкина Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 112"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность на уроках русского языка

в начальной школе.

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески

подходить

к

любым

изменениям,

нетрадиционно

и

качественно

решать

существующие

проблемы,

обусловлена

ускорением

темпов

развития

общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в

быстро меняющихся условиях.

Исследовательская деятельность младших школьников - это специально

организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, по своей

структуре

соответствует

научной

деятельности,

характеризуется

ц е л е н ап р а вл е н н о с т ь ю,

п р ед м е т н о с т ь ю,

м о т и в и р о в а н н о с т ь ю ,

сознательностью,

результатом

которой

является

формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для

учащихся знаний и способов деятельности.

Что

такое

исследовательская

деятельность

в

современном

ее

понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение

добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать

выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети

Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из

окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас

информации.

Педагогические

условия

формирования

исследовательских

умений

младших школьников:

1.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

2.

Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;

3.

Деятельность

педагога,

реализующего

позицию

организатора

учебно-исследовательской деятельности.

И с с л е д о в а т е л ь с к у ю

р а б о т у

в ы п о л н я ю т

в

о п р е д е л е н н о й

последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1.

формулирование темы

2.

формулирование цели и задач исследования

3.

теоретические исследования;

4.

экспериментальные исследования;

5.

анализ и оформление научных исследований;

6.

внедрение и эффективность научных исследований;

7.

публичное

представление

работ

на

разного

рода

конференциях, чтениях.

Современные условия жизни и общественные отношения заставляют

педагогов искать новые образовательные резервы.

Древнегреческое слово «проблема» в буквальном переводе звучит как

«задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин

«проблема» в современном языке содержательно шире, чем вопрос.

Проблема

это

затруднение,

неопределенность.

Чтобы

устранить

проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что

связано с данной проблемной ситуацией.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой

которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет

создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие

их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух

факторов:

1.

Возникновение

познавательной

потребности,

значимой

для

учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;

2.

Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для

выполнения определенных задач.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в

учебной

деятельности,

т.

е.

оно

более

интенсивно,

чем

не

проблемное

обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие

этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо-

вания,

предмета

и

объекта

исследования;

выявление

и

формулирование

общей

проблемы;

формулировку

гипотез;

определение

методов

сбора

и

обработки

данных

в

подтверждение

выдвинутых

гипотез;

сбор

данных;

обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий,

обобщений, выводов; применение заключений, выводов.

Интегрированный

курс

«Русский

язык»

представляет

ученикам

широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного

языка,

с

её

внутренними

взаимосвязями

между

различными

областями

знания.

Более

того,

учитывает

современные

особенности

учебно

воспитательного

процесса

в

общеобразовательной

начальной

школе,

а

инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает

организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в

учебнике

и

за

его

пределами.

Также

она

предусматривает

перенос

формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию.

Исследование

каждого

самостоятельного

раздела

или

темы

учебной

программы должно состоять из трех этапов:

Мотивационного

(привлечение

внимания

к

учебному

материалу,

создание проблемной, специальные учебные диалоги, использование

неожиданной, неизвестной и противоречивой информации). На данном

этапе,

используя

рубрику

«Давай

подумаем»,

тетрадь

«Пишем

грамотно» - поиск ошибок.

Операционно-познавательного

(раскрытие

значимости

данной

темы,

постановка

определенных

целей,

выработка

и

обсуждение

плана

предстоящей деятельности, открытие способа, составление алгоритма).

Рефлексивно-оценочного

(создание

положительной

мотивационной

перспективы последующей деятельности).

Развитие

исследовательских

умений

обеспечивается

включением

в

учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление

их

существенных

признаков,

классификацию,

установление

причинно-

следственных связей и зависимостей.

Важное

место

занимают

задания,

направленные

на

развитие

информационной

грамотности,

которые

предполагают

работу

детей

со

справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики

учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

На

уроках

русского

языка

мы

можем

организовать

три

вида

исследования:

Исследование словарного слова;

Исследование текста;

Исследование фразеологизмов.

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов

работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость

выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных

ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для

выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными

методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели

проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного

сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами

наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности

презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Исследовательская

деятельность

формирует

у

учащихся

навыки

осознанного и активного приобретения и применения знаний. Она позволяет

развивать аналитические способности, критическое мышление, стимулирует

творческую

активность

учащихся,

способствует

успешной

социальной

адаптации. Совместная работа ребенка-

учителя-

родителей позволяет

выстроить

особые

отношения

сотрудничества

и

равноправия,

наладить

диалог с ребенком. Ведь совместная работа стимулирует творчество детей,

побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать устную и

письменную речь, мышление.

Задача

сегодняшнего

дня

создание

условий,

в

которых

каждый

школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

При

формировании

исследовательских

умений

и

навыков

младших

школьников

осуществляется

целенаправленная

творческая

учебно-

познавательная деятельность по открытию нового для учащихся знания об

объекте

исследования,

способе

или

средстве

деятельности.

Данная

деятельность

осуществляется

под

руководством

учителя,

а

главным

продуктом

является

развитие

самого

ученика.

Важно,

чтобы

система

обучения

начинала

меняться

в

начальной

школе,

ведь

именно

здесь

и

начинает

формироваться

личность

ученика,

его

мировоззрение,

желание

учиться.

Список литературы

1.

Савенков

А.

И.

Методика

исследовательского

обучения

младших

школьников / А.И. Савенков – Самара Издательский дом «Федоров»,

2010

2.

Шумакова

Н.Б.

Развитие

исследовательских

умений

младших

школьников – М. Просвещение, 2011



В раздел образования




Яндекс.Метрика