Напоминание

Тренинг личностного роста для подростков "Согласие"


Автор: Котова Галина Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Новошахтинский центр помощи детям
Населённый пункт: Новошахтинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг личностного роста для подростков "Согласие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Родительский клуб «Гармония»

Тренинг личностного роста для подростков «Согласие»

Подготовила

Педагог-психолог

Котова Г.А.

Родительский клуб «Гармония»

Детский тренинг «Согласие»

Цель тренинга: формирование позитивного отношения друг к другу и к взрослым,

обучение

навыкам

саморегуляции

в

сложные

конфликтные

ситуации,

избавление

от

напряжения и агрессивных проявлений.

Задачи тренинга:

1.

Активировать внутренний запас детской энергии;

2.

Научить признавать свои ошибки и нести за них ответственность;

3.

В игровой форме познакомить с возможными конфликтными ситуациями,

4.

Проанализировать уровень эмпатии у детей;

5.

Дать возможность быть собой и научиться чувствовать свой внутренний голос.

Ход тренинга:

Психолог:Добрый день! Я рада приветствовать всех вас на тренинге личностного роста

«Согласие». И сегодняшняя наша работа, будет плодотворной, насыщенной, приятной и

необычной. Если вы готовы, то мы можем начать.

Упражнение на знакомство 1 «Визитка».

Детям за 5 минут нужно придумать себе эмблему или бейдж подписать именем,

которым он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«давайте познакомимся»

Цель: быстрое знакомство участников, завязывание общения между ними. Участники

передают друг другу мяч, называя имя того, к кому он попадает.

Установление правил взаимодействия группы (их можно дополнять или изменять):

- Активность;

- Искренность;

- Взаимоуважение;

- Поддержка.

Упражнение на знакомство 2.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого

предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы могут задать ему любые

вопросы о его хозяине. 2 последних варианта, когда человек рассказывает о себе в третьем

лице,

идентифицируясь

сдругим

человеком

или

даже

неодушевленным

предметом,

позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным.

Упражнение на знакомство 3.

Упражнение на знакомство «Через 15 лет»

Тренер делит участников на пары. Предлагает им познакомиться, пообщаться и придумать,

что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его

партнер.

Участники коротким рассказом продолжают фразу:

«Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, … (имя) может….

Мне показалось так потому, что…

Упражнение на снятие эмоционального барьера

Путаница (15-20мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По

сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков

должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе

“партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И

теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг,

не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное

общение.

Наиболее частые проблемные ситуации.

Психолог:

Причины конфликтов между подростками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят

времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные

качества

учителя

или

ученика

(раздражительность,

беспомощность,

грубость)

Упражнение Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двум участникам

группы. Сделайте следующее:

1.

Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира,

наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете

придумать свои варианты.

2.

Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются

ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.

3.

После

завершения

упражнения,

все

участники

делятся

впечатлениями

о

своих

мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

1.

Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?

2.

Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?

3.

Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?

4.

Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

(а тем временем…)

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.

Участникам

раздается

по

листку

бумаги

и

по

одному

фломастеру.

Предлагается

нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот

делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает

следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь

круг. Рисунок возвращается хозяину, и упражнение обсуждается.

Упражнение «Успокойте Бирбала».

Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара,

который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед

царём, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка

нельзя

было

успокоить

быстрее.

Тогда

Бирбал

предложил

царю

выступить

в

роли

утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток

Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успокоить,

используя

различные

способы

утешения:

слово,

прикосновение,

какие-либо

стимулы.

Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

Упражнение «Неприятность эту мы переживём …».

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно.

Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы

бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае

чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести.

Поэтому

необходимо

потренироваться

реагировать

на

внезапные

неприятности

по-

другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что

можно

сделать…»,

или

«Подумаешь,

важность,

какая

…»,

или

«Вот

так

фокус

…».

Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с

интонацией

досады,

иронично,

даже

раздражённо,

но

здесь

включается

цепочка

зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск

выхода.

Упражнение на двигательную активность «Пустое место»

Цель: двигательная разрядка, тренировка навыков невербальной коммуникации,

сплочение.

Все участники разбиваются по парам: один сидит, другой стоит за стулом. Один стул

пустой. Тот, кто стоит за пустым стулом, взглядом приглашает к себе любого сидящего.

Задача сидящего - пересесть на пустой стул, задача того, кто стоит у него за спиной -

удержать его.

Упражнение на избавление от негативного настроения.

Мусорное ведро

оборудование: листы бумаги, ручки, мусорная корзина.

- Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора?

Представьте,

жизнь

без

мусорного

ведра.

Так

же

происходит

с

нашими

чувствами,

эмоциями: накапливаются ненужные, негативные, бесполезные. Запишите на листочках

чувства, от которых хотите избавиться. «Я обижаюсь на …. », «Я злюсь на…», «Я

боюсь…. ».

Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

Обсуждение:

- Что вы испытывали, когда писали о своих негативных чувствах и эмоциях?

- Что вы чувствуете сейчас?

Истории о добрых делах и поступках.

Мы

с

подругой

были

в

торговом

центре

и

выиграли

по

мягкой

игрушке

в

рекламной

викторине.

Шли

и

увидели

умственно

отсталого

мальчика

с

папой

и

отдали

игрушки

ему.

Он

сказал

<<Спасибо>>.

Его

отец

чуть

не

расплакался.

Оказывается,

мальчик

не

разговаривал

несколько

м е с я ц е в.

* * *

Четыре

месяца

назад

у

меня

диагностировали

облысение.

Через

месяц

я

потеряла

волосы.

Было

страшно

идти

в

школу,

я

думала,

что

все

будут

пялиться

на

меня.

На

следующее

утро

я

услышала

стук

в

дверь,

и

десять

моих

друзей

стояли

на

крыльце

с

полностью

побритыми

головами.

Двое

из

них -- девочки...

* * *

Недавно

видел

картину

--

домашняя

кошка

упала

из

окна,

ушиблась

и

сразу

д а же

п од н я т ь с я

н е

с м о гл а .

В о к ру г

с т а л и

с о б и р ат ь с я

с о б а к и

с

я в н о

нехорошими

намерениями...

И

тут

из

подвала

выскочил

бездомный

кот,

заслонил

собой

кошку

и,

грозно

выгнув

спину,

шипел

на

собак,

отгоняя

их, пока не спустилась хозяйка и не забрала свою питомицу..

* * *

Иду

утром

домой.

На

подъезде

объявление:

«Дорогие

соседи!

С егодня

примерно

в

9.20

у

проходной

двери

были

утеряны

120

руб.

Если

кто

нашел,

занесите,

пожалуйста,

в

кв.

76

Антонине

Петровне.

Пенсия

3640

руб».

Я

откладываю

120

рублей,

поднимаюсь,

звоню.

Открывает

бабушка

в

фартуке.

Только

увидела

меня,

протягивающего

деньги,

сразу

обниматься,

п р и ч и т а т ь

и

в

с л е з ы

с ч а с т ь я .

И

р а с с к а з а л а :

« П о ш л а

з а

м у к о й ,

в е р н у в ш и с ь ,

в ы н и м а л а

к л юч и

у

п од ъ е зд а

-

д е н ь г и - т о ,

н а в е р н о е ,

и

проронила».

НО!

Деньги

брать

отказалась

наотрез!

Оказалось,

за

пару

часов

я

уже

шестой

(!!!)

«нашел»бабулины

деньги!

Люди,

я

вас

люблю

за

то, что вы такие!!!.

Упражнения на формирование эмпатии (игровая форма).

Эмпа́

тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию

другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Соответственно эмпа́

т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

1.

Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый

список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение,

счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение

с точки зрения эмпатии.

Аня нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Аня, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я

прав?».

Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял

работу? Я прав?»

Данные

примеры

являются

настолько

простыми,

что

могут

показаться

слишком

очевидными.

Однако

если

вы

тщательно

проанализируете

свою

жизнь,

то

можете

заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными

своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический

ответ.

1.

Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.

2.

Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив

голову.

3.

Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.

4.

Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.

5.

Ваш знакомый сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не

произносит ни слова.

Итоги упражнения:

Какие

вопросы

и

трудности

у

вас

возникли

при

создании

предложений,

демонстрирующих эмпатию?

Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

(убираются стулья)

2.

Упражнение «Внутренний голос»

Участники

становятся

по

кругу.

Один

из

участников

группы (назовем его «А»)

выбирает себе того, кто будет играть роль его внутреннего голоса. Тот встает за

спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я (имя участника «А»), сейчас

чувствую... потому что... из-за того, что...». Затем ведущий задает вопросы участнику

«А»: «Прав ли твой внутренний голос? Все ли он сказал из того, что ты хотел бы

услышать? Может, ты хотел бы послушать другой «внутренний голос»? Затем следу-

ющий участник группы выбирает себе «внутренний голос».

3.

Упражнение

на

формирование

проявления

положительного

отношения

и

теплых чувств «Цепочка».

Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-

положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий

показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты

мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой

пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся

до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие

игроки.

Элемент арт-терапии.

Рисование акварелью техника мокрой живописи.

Рисование всех эмперических чувств акварелью. Детям дается задание нарисовать чувства

группы по поводу сегодняшнего занятия.

или

Упражнение «Рисунок сообща» (15мин)

Цель:физическая и эмоциональная разгрузка. Материал: доска и ватман, фломастеры.

Инструкция: Каждый задумывает образ, который он хотел бы нарисовать. Первый

участник подходит к ватману, и рисует только часть задуманного образа. По моей команде

«Стоп!» он прекращает рисовать и возвращается назад, дальше идет второй участник и

подрисовывает к начатому рисунку часть своего задуманного образа... и так, пока рисунок

не дойдет до последнего нашего участника. Делимся впечатлениями.

Релаксация + аффирмация.

(Легкая спокойная музыка)

Текстрелаксации.

Милый

друг,

согласись,

что

иногда

ты

очень

устаешь

и

тебе

хочется

отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное

путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды,

слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из

дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит

на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О – ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и

сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды)

- выдох (подождать 3 секунды) - повторить 3 раза.Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий

запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает твою усталость, тревоги,

обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними

мешок, почувствуй, - правда, ведь, он стал легче?... Ты идешь по полю среди цветов,

стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный

ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду

и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно

растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты

ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает

ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок

не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и

блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо

приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты

садишься

рядом

с

ней

и

рассматриваешь

яркие

язычки

пламени.

Они

весело

подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело,

ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали,

усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и

успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы,

шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе

очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...

Все

это

богатство

ты

отнесешь

домой

и

поделишься

им

со

своими

родными,

друзьями, знакомыми. (Пауза не более 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и

улыбнуться - ты дома, и мы все тебя очень любим...

Аффермации.

«Я очень умный и способный человек, я отлично учусь и все складывается так как я

желаю.»

Я чувствую себя отлично.

У меня много замечательных друзей.

Я хороший друг/подруга.

Я быстро учусь.

У меня есть много хороших идей.

Я хороший слушатель.

Я всегда делаю все возможное.

Я верю в себя.

Я всегда проявляю доброту к другим людям.

Я отлично помогаю.

Я делаю правильный выбор.

Я отличный спортсмен/спортсменка, я отлично играю в … (вид спорта)

Я могу сделать это!

У меня все получается.

Я хороший человек.

Я уникальный и особенный человек.

Я хорошо общаюсь со своими сверстниками.

Я люблю себя.

Мои мечты важны.

Я слушаю свое сердце.

Я люблю.

Я ощущаю спокойствие.

Я легко нахожу общий язык с окружающими. Мне интересно говорить со всеми.

Я дружелюбный.

Мне всегда везет!

Люди чувствуют себя счастливыми, когда встречают меня.

Я все могу. Я хорошо учусь. Я творческий человек. Я хорошо запоминаю.

Мной гордятся.

Я часто общаюсь со своими друзьями. У меня много хороших и настоящих друзей.

У меня отличное здоровье. Я все умею. У меня все получается.

У меня все получается вовремя. Я умею выражать свои мысли.

Мне всегда везет. Мне нравится здесь быть. Мне нравится жить.

Я верю в свои силы. Я отличный друг. Я счастливый и радостный человек.

Психолог: Дорогие, друзья! Я рада была видеть всех вас сегодня здесь на нашем тренинге

«Согласие». Согласие – это не беспрекословное выполнение просьбы или принятие чьего-

то

мнения.

Согласие

это

понимание

своих

чувств,

мотивов

и

желаний,

а

также

чувствование

душевного

состояния

других

людей

и

осознание

своих

поступков

по

отношению к ним.

Рефлексия.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Ведущий предлагает одному из участников группы протянуть руку кому - нибудь из

ребят со словами: «Я рад общаться с тобой!». Тот, кому протянули руки, берется за нее и

протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по

цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:

«Ребята, я рада с вами общаться!»

Поделитесь,

пожалуйста,

своим

отношением

к

сегодняшнему

тренингу.

Что

понравилось? что не понравилось? Что вы отметили для себя? С каким настроением вы

сегодня уходите от нас?

Спасибо вам, ребята, за ваше мнение! Вы сегодня большие молодцы! Вы сегодня

стали

сильнее,

мудрее

и

приспособленней

к

миру

в

котором

нам

суждено

жить,

не

выживать и не существовать, а ЖИТЬ! Так я же желаю вам, дороги мои, жить в ладу с

собой и с близкими вам людьми. Любите и будьте любимы! До скорых встреч!

*Тренинг может варьироваться в зависимости от возрастной группы и

запланированного времени.



В раздел образования




Яндекс.Метрика