Автор: Гордий Антонина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Крымск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Раздел: начальное образование
Из опыта работы проектной деятельности в рамках
ФГОС в начальной школе
Подгорнова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44»
За
последние
годы
в
мире
произошли
значительные
изменения
приоритетов
в
образовании:
переориентация
на
компетентностный
подход ,
непрерывное
самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система
общего
образования
должна
обеспечивать
достаточную
готовность
ее
выпускников
к
ж и з н и
в
и н ф о р м а ц и о н н о м
о б щ е с т в е .
Такому
обществу
нужны
высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и
повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Поэтому все
более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и
методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую
информацию,
умение
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Подгорнова Ольга Николаевна
учитель начальных классовМАОУ «СОШ №44»
Из опыта работы проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной
школе
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в
образовании:
переориентация
на
компетентностный
подход,
непрерывное
самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.
Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность
ее выпускников к жизни в
информационном обществе. Такому обществу
нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному
саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности
молодые люди. Поэтому все более актуальным становится использование в
образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в
частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов
составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в
создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного
материала в процессе выполнения проектов.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через
постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся,
развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к
результатам работы. Проектный метод позволяет организовать деятельность
учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты
характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные
навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт
исследовательской деятельности, формировать креативность мышления,
интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Особую
роль
проектные
задачи
играют
в
становлении
учебного
сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают,
что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться
между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять
обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким
образом,
решение
проектных
задач
способствует
воспитанию
чувства
ответственности,
формированию
умений
общаться,
договариваться,
чутко
относиться к сверстникам. Кроме того, ученик выполняя собственный проект,
решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в
реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов
образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно
выдвигаться
преподавателями
с
учетом
учебной
ситуации
по
своему
предмету,
естественных
профессиональных
интересов,
интересов
и
способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и
самими
учащимися,
которые,
естественно,
ориентируются
при
этом
на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,
прикладные.
Поэтому,
начиная
с
первого
полугодия
1-ого
класса,
я
вовлекала
учащихся
в
проектную
деятельность.
Первым
проектом,
над
которым
работали весь год ребята, стал проект «Птицы нашего края».
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение птиц
нашего края, подготовка коллективного творческого дела.
Задачи проекта:
Познакомить школьников с видами птиц нашей местности.
Сформировать экологическую культуру учащихся.
Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской
деятельности.
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности
за порученное дело.
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников, работать в группах,
обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать
свою точку зрения и обосновывать ее;
Воспитывать бережное отношение к родной природе
Анализировать и оценивать собственные творческие и деловые
возможности.
Приобщить детей к чтению научной литературы.
Гипотеза:
Изучение птиц нашего края позволит обучающимся начальной школы в
игровой форме познакомиться с природой родного края, расширит их
кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его
творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.
Актуальность проекта: Важно знать птиц, находящихся на территории
нашего края, недостаток знаний учащихся о птицах нашей местности -
отсутствие бережного отношения к природе.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа– определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение источников информации,
постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
подобрать загадки о птицах, оформить их в книжку-малышку;
придумать сказки про птиц, оформить в книжку;
проиллюстрировать некоторых птиц;
выполнить поделки птиц из бумаги и картона;
изготовить кормушки для птиц (для дальнейшего их развешивания в
лесу с кормом в зимнее время).
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа– сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно, а также под руководством учителя работают над
проектными заданиями с информацией индивидуально, в группах и парах,
анализируют и синтезируют идеи.
Проектные задания:
зимующие птицы нашего края;
птицы нашего края, занесенные в Красную книгу;
удивительные птицы;
подготовить доклад на тему «Птица, обитающая в нашем крае» и
рассказать его с презентацией;
составить и провести викторину «Птицы нашего края»
подготовить и провести праздник, посвященный прилету птиц.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа– анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-
презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа– коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Продуктами проекта стали:
книжки-малышки с загадками, сказками собственного сочинения о
птицах;
поделки птиц из бумаги, пластилина;
рисунки с изображением птиц;
кормушки для птиц;
презентации и доклады о птицах.
Список литературы
1.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность. М.: Просвещение, 2011.
2.
Проектные задачи в начальной школе /под ред. Воронцова А.Б. М.:
Просвещение,2011.
3.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.