Напоминание

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС


Автор: Гордий Антонина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Крымск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы проектной деятельности в рамках

ФГОС в начальной школе

Подгорнова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44»

За

последние

годы

в

мире

произошли

значительные

изменения

приоритетов

в

образовании:

переориентация

на

компетентностный

подход ,

непрерывное

самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система

общего

образования

должна

обеспечивать

достаточную

готовность

ее

выпускников

к

ж и з н и

в

и н ф о р м а ц и о н н о м

о б щ е с т в е .

Такому

обществу

нужны

высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и

повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Поэтому все

более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и

методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать

необходимую

информацию,

умение

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

и

умозаключения.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий

деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как

одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего

образования.

Подгорнова Ольга Николаевна

учитель начальных классовМАОУ «СОШ №44»

Из опыта работы проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной

школе

За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в

образовании:

переориентация

на

компетентностный

подход,

непрерывное

самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.

Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность

ее выпускников к жизни в

информационном обществе. Такому обществу

нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному

саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности

молодые люди. Поэтому все более актуальным становится использование в

образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе

технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской

деятельности определены как одно из условий реализации основной

образовательной программы начального общего образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в

частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов

составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в

создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного

материала в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через

постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся,

развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к

результатам работы. Проектный метод позволяет организовать деятельность

учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты

характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные

навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт

исследовательской деятельности, формировать креативность мышления,

интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Особую

роль

проектные

задачи

играют

в

становлении

учебного

сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают,

что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться

между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять

обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким

образом,

решение

проектных

задач

способствует

воспитанию

чувства

ответственности,

формированию

умений

общаться,

договариваться,

чутко

относиться к сверстникам. Кроме того, ученик выполняя собственный проект,

решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в

реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В

одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов

образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно

выдвигаться

преподавателями

с

учетом

учебной

ситуации

по

своему

предмету,

естественных

профессиональных

интересов,

интересов

и

способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и

самими

учащимися,

которые,

естественно,

ориентируются

при

этом

на

собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,

прикладные.

Поэтому,

начиная

с

первого

полугодия

1-ого

класса,

я

вовлекала

учащихся

в

проектную

деятельность.

Первым

проектом,

над

которым

работали весь год ребята, стал проект «Птицы нашего края».

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение птиц

нашего края, подготовка коллективного творческого дела.

Задачи проекта:

Познакомить школьников с видами птиц нашей местности.

Сформировать экологическую культуру учащихся.

Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской

деятельности.

Развивать у учащихся познавательный интерес.

Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности

за порученное дело.

Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с

использованием различных источников, работать в группах,

обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать

свою точку зрения и обосновывать ее;

Воспитывать бережное отношение к родной природе

Анализировать и оценивать собственные творческие и деловые

возможности.

Приобщить детей к чтению научной литературы.

Гипотеза:

Изучение птиц нашего края позволит обучающимся начальной школы в

игровой форме познакомиться с природой родного края, расширит их

кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его

творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Актуальность проекта: Важно знать птиц, находящихся на территории

нашего края, недостаток знаний учащихся о птицах нашей местности -

отсутствие бережного отношения к природе.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа– определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и

распределение в них ролей, определение источников информации,

постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

подобрать загадки о птицах, оформить их в книжку-малышку;

придумать сказки про птиц, оформить в книжку;

проиллюстрировать некоторых птиц;

выполнить поделки птиц из бумаги и картона;

изготовить кормушки для птиц (для дальнейшего их развешивания в

лесу с кормом в зимнее время).

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа– сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно, а также под руководством учителя работают над

проектными заданиями с информацией индивидуально, в группах и парах,

анализируют и синтезируют идеи.

Проектные задания:

зимующие птицы нашего края;

птицы нашего края, занесенные в Красную книгу;

удивительные птицы;

подготовить доклад на тему «Птица, обитающая в нашем крае» и

рассказать его с презентацией;

составить и провести викторину «Птицы нашего края»

подготовить и провести праздник, посвященный прилету птиц.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа– анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-

презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа– коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Продуктами проекта стали:

книжки-малышки с загадками, сказками собственного сочинения о

птицах;

поделки птиц из бумаги, пластилина;

рисунки с изображением птиц;

кормушки для птиц;

презентации и доклады о птицах.

Список литературы

1.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность. М.: Просвещение, 2011.

2.

Проектные задачи в начальной школе /под ред. Воронцова А.Б. М.:

Просвещение,2011.

3.

Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность

младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.



В раздел образования




Яндекс.Метрика