Напоминание

Консультация для родителей " Учим ребёнка общаться"


Автор: Гуляева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №7 " Дарование"
Населённый пункт: г. Юрга
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей " Учим ребёнка общаться"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей « Учим ребёнка общаться»

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого

возникают,

проявляются

и

формируются

межличностные

отношения.

Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

В

дошкольном

детстве

ребенок

в

силу

своей

зависимости

не

противостоит взрослому, а прежде всего учится приспосабливаться к нему

как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает

заявлять о своей самостоятельности, когда он начинает противопоставлять

себя

другим,

утверждая

«Я

сам!»,

«Я

хочу!»,

«Я

не

хочу!»,

взрослые,

естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к

взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развитием

социальных

навыков

ребенка

и

его

отдельными

проявлениями,

свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.

Авторитарный

стиль, подразумевающий

жесткое

руководство,

подавление

инициативы, принуждение, находит оправдание в необходимости подчинить

ребенка дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной

формой,

выражающей

власть

взрослого

над

ребенком.

При

этом

не

исключается

любовь

к

ребенку,

которая

может

выражаться

достаточно

экспрессивно.

В

таких

семьях

вырастают

или

неуверенные

в

себе,

невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих

родителей.

Эти

черты

личности

могут

проявляться

уже

у

старших

дошкольников.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,

умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому

удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и

взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

-Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

-Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать

собеседника,

умение

эмоционально

сопереживать,

умение

решать

конфликтные ситуации.

-Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими («Я знаю!»).

От

рождения

до

1

года

ведущим

типом

деятельности

(тем,

в

котором

происходят основные качественные изменения психики ребенка) является

непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного

организма,

зависимого

от

внешних

воздействий.

Да,

у

него

есть

элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный,

хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы

предпочитают

человече ское

лицо

про стым

фигуркам,

а

т р ех

-четырехнедельный

ребенок

отличает

лицо

матери

от

лица

незнакомого

человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица

взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие

средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность

– в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе

оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В

три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает

своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему

людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных

действиях.

От

1

года

до

3

лет

ведущий

тип

деятельности

предметно-

манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов

благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен

устанавливать

связь

между

словом,

обозначающим

предмет,

и

самим

предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности

к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно

считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

-

признание

права

на

индивидуальность,

в

том

числе

непохожесть

на

родителей;

-

сохранение

независимости

ребенка.

Каждый

человек

имеет

право

на

«секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими

потребностями

становятся

потребность

в

самостоятельности,

новых

впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом,

хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим

обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и

просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не

просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например

«Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание

зверям).

Отдельно

хотелось

бы

рассмотреть

типичные

трудности

в

общении

дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и

предложить

варианты

игровой

коррекции.

Среди

причин

личностных

проблем

ребенка

могут

быть

психофизиологические,

соматические,

наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным

компонентом

благополучного

развития

ребенка

является

формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое

влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с

самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность,

находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за

него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть

ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от

сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого

заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть

соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний,

но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните

достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь

этого;

-

показывайте

своим

примером

адекватность

отношения

к

успехам

и

неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой

(тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игра, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел

иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или не нравится имя.

Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени

ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения

ребенка:

он

может

привлекать

к

себе

внимание,

возможна

разрядка

накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого

не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые

неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на

другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной

саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает

злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не

провоцируйте

конфликт,

не

допускайте

при

ребенке

вспышек

гнева

или

нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите,

цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или

пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игра на выплеск агрессивности

«Брыкание»

-

ребенок

лежит

на

спине,

ноги

свободно

раскинуты.

Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются

и

высоко

поднимаются.

Постепенно

увеличиваются

сила

и

скорость

брыкание.

На

каждый

удар

ногой

ребенок

говорит

«Нет»,

увеличивая

интенсивность удара.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо

обращать

внимание

на

недружелюбные

взгляды

друг

на

друга

или

бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей

бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда

чаще всего разражаются «бури»;

-

не

стремитесь

прекратить

ссору,

обвинив

другого

ребенка

в

ее

возникновении

и

защищая

своего.

Старайтесь

объективно

разобраться

в

причинах ее возникновения;

-

после

конфликта

обговорите

с

ребенком

причину

его

возникновения,

определите

неправильные

действия

вашего

ребенка,

которые

привели

к

конфликту.

Попытайтесь

найти

иные

возможности

способы

выхода

из

конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться

в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать

их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика

в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за

этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий

язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор

один

из

них

всегда

побеждает,

а

другой

выступает

«жертвой»,

следует

прервать

такую

игру,

чтобы

предотвратить

формирование

робости

у

побежденного.

Игра:

«На

кого

я

похож»

-

сравнение

себя

с

животным,

цветком,

деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при

этом важно видеть собеседника.

Принципы эффективного общения с ребёнком.

Сохраняйте

в

семье

единство

взглядов

по

вопросам

воспитания

и

общения с ребёнком.

Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.

Принимать

ребёнка

следует

таким,

какой

он

есть,

со

всеми

его

особенностями.

Проявляете

интерес

к

ребёнку

во

время

общения,

кивком

головы,

одобрением и т.д.

Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами

семьи.

Общение

должно

иметь

положительный

эмоциональный

тон.

Чаще

улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.

Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

Уважаемые

родители

следует

помнить,

что

дошкольники

только

учатся

успешно

взаимодействовать

в

коллективе

сверстников,

в

своей

семье,

получают свой первый практический опыт, от того каким он будет, зависит

его дальнейшая взрослая жизнь. Поэтому нам, взрослым, следует помочь ему

в решении данной проблемы, что поможет сохранить психическое здоровье

ребёнка и обеспечить его эмоциональный комфорт.Поэтому давйте будем

любить своих детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика