Напоминание

"Условия организации предметно-развивающей среды как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Линина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Условия организации предметно-развивающей среды как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко»

Доклад по теме: «Условия организации предметно-развивающей

среды как средство развития самостоятельности детей дошкольного

возраста

»

Доклад подготовила:

воспитатель М. В. Линина

г. Лангепас, 2016 г.

Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к

уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой

ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к

школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет

подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает

умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. По мнению

учёных, содержание нравственно-волевой готовности – это отношение к себе,

отношение к сверстникам, отношение к педагогу, отношение к школе и

нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость,

самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности,

исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное

качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

умение действовать по собственной инициативе,

замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без помощи и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий

деятельности;

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть

условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов

деятельности;

умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности

дошкольника способствует развитию его личности в целом. Многими авторами

самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции

личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не

поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих

взглядов и побуждений.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и

самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и

ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом

зависит от способности действовать самостоятельно.

Одним из эффективных способов развития самостоятельности у детей

дошкольного возраста является создание адекватной предметно - развивающей

среды. Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна

решать ряд задач:

способствовать проявлению инициативы и творчества у детей в разных

видах деятельности;

помогать совершенствовать умение организовывать и завершать

собственную деятельность;

воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения

общей цели;

формировать познавательную активность для создания мотивации;

прививать навыки познавательной деятельности.

Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как

новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования

на:

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребёнка;

формирование предпосылок учебной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного

возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для

уединения. Свободная деятельность воспитанников, в условиях созданных

педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор

каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать

со сверстниками или действовать индивидуально.

Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом,

чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям

детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения

и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным,

оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой

программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

игровую,

познавательную,

исследовательскую,

творческую активность всех воспитанников,

экспериментирование с доступными для детей материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных

действий, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-

развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно-

ориентированного взаимодействия. ФГОС рекомендует при создании предметно-

развивающей среды соответствовать основным принципам:

Трансформируемость пространства предполагает возможность измене- ний

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: возможность

разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных

пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,

появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,

познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов,

всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все

основные виды детской активности.

Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе

нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для

организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно

приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование

используется по разному функциональному назначению, как разделители

пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.д. Ширмы,

контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их

усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную

организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Развивающую

предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы

материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой

деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок

мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Дети приучаются все

материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем

обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых,

потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку.

Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо

размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель

направляет действия ребенка. Информация, заложенная в предметно-развивающей

среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся

знаний, стимулируя его активность и самостоятельность. Новая форма работы -

организация непосредственно-образовательной деятельности - «задел на будущее»,

позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной

педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод

проб и ошибок.

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно -

ориентированное взаимодействие детей, способствует развитию

самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы,

потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она

эмоционально насыщена и психологически комфортна. Развивающая среда имеет

принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости,

креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой

самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот

факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно

относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Предметно-развивающая

среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие

специфических видов деятельности, побуждать делать сознательный выбор,

выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные

решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные

качества дошкольников и их жизненный опыт. Предметно-развивающая среда

должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной

для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.

Подводя итог своего выступления, хочу ещё раз акцентировать внимание

на условиях организации предметно-развивающей среды, которые выступают

как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста:

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей;

Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия ребёнка и

взрослого (Педагог и ребенок равноправны. Они оба обладают определенной

свободой в построении своей деятельности)

Способствование творческому развитию детей;

Учёт интересов каждого ребёнка;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений (развитие восприятия и

формирования представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете и

т.д.);

Обеспечение самостоятельной деятельности, возможности для исследования;

Привлекательность и эстетичность оформления

Список использованной литературы:

1. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) //

Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.

2. Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное

воспитание. - 2002. - №4.

3. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В.

Нищева. - СПб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования / Утвержден Советом Министерства образования и науки

Российской Федерации по федеральным государственным образовательным

стандартам 28 августа 2013 г.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.,

2001 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика