Автор: Линина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 9 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Условия организации предметно-развивающей среды как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко»
Доклад по теме: «Условия организации предметно-развивающей
среды как средство развития самостоятельности детей дошкольного
возраста
»
Доклад подготовила:
воспитатель М. В. Линина
г. Лангепас, 2016 г.
Сегодня современная начальная школа предъявляет высокие требования к
уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой
ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к
школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет
подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает
умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность. По мнению
учёных, содержание нравственно-волевой готовности – это отношение к себе,
отношение к сверстникам, отношение к педагогу, отношение к школе и
нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость,
самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности,
исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное
качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
умение действовать по собственной инициативе,
замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без помощи и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий
деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть
условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов
деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности
дошкольника способствует развитию его личности в целом. Многими авторами
самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции
личностью своей деятельности, отношений и поведения.
Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не
поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих
взглядов и побуждений.
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и
самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и
ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом
зависит от способности действовать самостоятельно.
Одним из эффективных способов развития самостоятельности у детей
дошкольного возраста является создание адекватной предметно - развивающей
среды. Правильно созданная в группе предметно-развивающая среда должна
решать ряд задач:
способствовать проявлению инициативы и творчества у детей в разных
видах деятельности;
помогать совершенствовать умение организовывать и завершать
собственную деятельность;
воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения
общей цели;
формировать познавательную активность для создания мотивации;
прививать навыки познавательной деятельности.
Задачи приобретают особое значение в связи с принятием Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как
новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования
на:
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка;
формирование предпосылок учебной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения. Свободная деятельность воспитанников, в условиях созданных
педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор
каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать
со сверстниками или действовать индивидуально.
Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения
и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой
программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
игровую,
познавательную,
исследовательскую,
творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными для детей материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных
действий, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-
развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно-
ориентированного взаимодействия. ФГОС рекомендует при создании предметно-
развивающей среды соответствовать основным принципам:
Трансформируемость пространства предполагает возможность измене- ний
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов,
всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности.
Руководствуясь вышесказанным, оборудование и материалы в группе
нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для
организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно
приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование
используется по разному функциональному назначению, как разделители
пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т.д. Ширмы,
контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их
усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную
организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Развивающую
предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы
материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой
деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок
мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Дети приучаются все
материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем
обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых,
потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку.
Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо
размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель
направляет действия ребенка. Информация, заложенная в предметно-развивающей
среде, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся
знаний, стимулируя его активность и самостоятельность. Новая форма работы -
организация непосредственно-образовательной деятельности - «задел на будущее»,
позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной
педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод
проб и ошибок.
Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно -
ориентированное взаимодействие детей, способствует развитию
самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы,
потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она
эмоционально насыщена и психологически комфортна. Развивающая среда имеет
принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости,
креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой
самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот
факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно
относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Предметно-развивающая
среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие
специфических видов деятельности, побуждать делать сознательный выбор,
выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные
решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные
качества дошкольников и их жизненный опыт. Предметно-развивающая среда
должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной
для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.
Подводя итог своего выступления, хочу ещё раз акцентировать внимание
на условиях организации предметно-развивающей среды, которые выступают
как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста:
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей;
Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия ребёнка и
взрослого (Педагог и ребенок равноправны. Они оба обладают определенной
свободой в построении своей деятельности)
Способствование творческому развитию детей;
Учёт интересов каждого ребёнка;
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений (развитие восприятия и
формирования представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете и
т.д.);
Обеспечение самостоятельной деятельности, возможности для исследования;
Привлекательность и эстетичность оформления
Список использованной литературы:
1. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) //
Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.
2. Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное
воспитание. - 2002. - №4.
3. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В.
Нищева. - СПб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования / Утвержден Советом Министерства образования и науки
Российской Федерации по федеральным государственным образовательным
стандартам 28 августа 2013 г.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.,
2001 г.