Автор: Рищакова Оксана Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма: физкультурно–оздоровительное направление деятельности."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Статья на тему:
«Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма:
физкультурно-оздоровительное направление деятельности»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества»
Рищакова Оксана Ивановна
Волгодонск
2018г.
Гражданское и патриотическое воспитание составляют одно из важнейших
направлений
государственной
политики
в
образовании.
Современное
российское
общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на
которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется
наша страна. От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет
ли
Россия
сберечь
и
приумножить
саму
себя.
Сможет
ли
она
быть
современной,
перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратить
ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Общество должно строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой
фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным
ценностям
наших
народов,
нашей
тысячелетней
культуре
и
уникальному
опыту
сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за
свою
страну
и
её
будущее.
Чувство
патриотизма,
система
ценностей,
нравственных
ориентиров
закладывается
в
человеке
в
детстве
и
юности.
Здесь
огромная
роль
принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной
политике самого государств.
Современная Россия нуждается в решительных шагах, которые позволят
развивать патриотическое и гражданское воспитание, иначе это приведет к падению
нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации российского общества,
забвению исторической памяти, а со временем может привести и к гибели Отечества.
Новой России необходимо знать все достижения Руси – России – Советского Союза –
Российской Федерации. И тогда молодые люди смогут почувствовать гордость за свою
Родину, ведь ее достижения поистине огромны: это в значительной степени история войн,
в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и
лишения.
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую
актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют
большое
значение
в
социальном,
духовном,
нравственном
и
физическом
развитии
личности
человека.
Патриотизм
является
одной
из
важнейших
составляющих
общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»
отмечается,
что
в
силу
своей
специфики
спорт
и
физическая
культура
обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в
формировании таких мировоззренческих оснований личности
,
как гражданственность и
патриотизм.
Эта тема выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей
заниматься хореографией в 4 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их
ребёнок танцевал.
Занимаясь в объединениях дополнительного образования каждый из них
лично может быть активным участником деятельности, что способствует формированию
патриотических качеств у детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы в дальнейшем занятия
хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Поэтому с обучающимися,
кроме основного вида деятельности – эстрадные спортивные танцы, я провожу работу
направленную на формирование у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру,
уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Рассказываю: во
имя чего совершались те или иные подвиги, а также стараюсь воспитывать в детях
гражданина
и
патриота
России
через
различные
формы
занятий,
специально
разработанных для этого физкультурно - сюжетных
и подвижных игр, где тем самым
очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным
воспитанием в духе
патриотизма.
К примеру: на занятиях для развития патриотических чувств у детей
дошкольного возраста к «значимым датам» провожу игру в «военных», т.е. сюжетные
занятия из серии «Разведчики». Данное мероприятие углубляет симпатию к солдатам и
вызывает желание подрожать им, всегда прийти на помощь товарищу, быть твердым
духом, выносливыми, смелыми, упорными. Такая форма проведения занятий способствует
воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и
правильно, чтобы не подвести товарищей.
Подобные занятия иногда провожу с обязательным участием родителей.
Когда
взрослые
на
глазах
у
детей
демонстрируют
свое
умение
бегать,
прыгать,
соревноваться
–
это
поучительно
всем,
и
особенно
детям,
так
как
это
создает
определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения,
развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в
формировании патриотических чувств.
Чтобы красиво и торжественно заканчивалось мероприятие, возникла идея
составить музыкально-хореографическую постановку в патриотическом жанре для детей
смешанной возрастной категории «Белые голуби».
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный
характер. Здоровье ребёнка, определяется внешними и внутренними воздействиями на
его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим
воздействиям.
Учащихся
необходимо
научить
правильно
и
целесообразно
выбирать
средства и формы для формирования здорового организма.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям
спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья играет в этом
немало важную роль. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система
образования,
где уже эффективно слажена работа физкультурно-оздоровительного
и
спортивного направления.
В моем творческом объединении СЭСТ «Калейдоскоп», эта система включает
в себя: образовательную программу спортивно-оздоровительного направления, участие в
танцевальных конкурсах (от городского до международного уровней), беседы по здоровье
сбережению, музыкально-двигательное обучение.
Спортивные соревнования, спартакиады, которые так любят дети,
стимулируют
их
к
регулярным
занятиям
спортом
и
являются
эффективной
формой
пропаганды
физической
культуры
и
спорта
среди
учащихся.
В
спортивно-массовых
мероприятиях
стараюсь
задействовать
как
можно
больше
детей.
Проведение
таких
спортивных
праздников,
как
«День
здоровья»,
«Папа,
мама,
я
-
спортивная
семья»,
«Веселые
старты»
дают
возможность
учащимся
не
только
продемонстрировать
и
укрепить свои физические качества, но и проявить организованность,
даже актерские
способности.
Ребята
выступают
не
только
в
роли
участников,
но
и
в
роли
судей,
секретарей, играют роли сказочных героев.
Я регулярно устраиваю спортивные тематические вечера, в программу
которых включаю сведения о различных видах спорта, о великих спортсменах, провожу
развлекательные игры, викторины. С большим интересом в таких программах участвуют и
родители.
Вместе
с
обучающимися
ведем
активную
работу
по
пропаганде
занятий
физической культурой и спортом, оформляем спортивный уголок «Спортивная жизнь
клуба».
Выступления на традиционных ежегодных концертах, посвященных «Дню
защитника Отечества» и «9 мая – День Победы» дают возможность показать детям свой
профессионализм
и
результат
работы
своего
педагога,
своего
учреждения,
продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме
того, выступающие дети
дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта,
ощутить положительные эмоции, а для родителей и педагога - это дополнительный повод
гордиться своими воспитанниками. Основным показателем эффективности работы всей
системы по здоровье обеспечению деятельности обучающихся является положительная
динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии
их здоровья.
Обучающиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Дети
готовят рисунки, плакаты по заданной для их возраста тематике, такие как «Неболейка»,
«Питание и здоровье», «О спорт, ты мир» и т.д.
Но, все таки, одной из главных задач является укрепление здоровья и
правильное физическое развитие учащихся. С этой целью я провожу анкетирование для
выявления наиболее популярных видов спорта, а так же интерес обучающихся в изучении
выбранной деятельности. С помощью анкетных данных выявляю группы риска учащихся
с малоподвижным образом жизни. В анкету входят вопросы:
1.
Занимаешься ли ты спортом? Каким?
2.
Занимаются ли твои родители спортом? Каким?
3.
Занимаются ли родители с тобой спортом или физической культурой?
Анкетные данные помогают выявлять обучающихся с наибольшим риском, где ребенок
предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаю лично с
родителями детей, с целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями.
В моем учреждении дополнительного образования МБУДО «Центр детского
творчества»,
имеется 6 структурных подразделений по месту жительства, в одном из
которых
работаю и я. Структурное подразделение «Созвездие» - таково его название,
работает по программе физкультурно-оздоровительного и спортивного направления.
Эффективно слаженно работает система спортивно-оздоровительных
мероприятий,
где
в
период
школьных
летних
каникул
в
структурном
подразделении
«Созвездие»
организовывается
оздоровительная
площадка
для
детей
с
дневным
пребыванием. И в плановых мероприятиях развлечений и досуга я обязательно провожу:
«День здоровья», «Веселые старты», «День туризма», спартакиады и соревнования по
различным видам спорта, используя различные методики и игровые развлекательные
программы.
Участие
детей
в
подобных
для
них
праздниках,
формируются
волевые
качества: смелость, выносливость, ловкость, т.е. качества, которые необходимы будущим
защитникам Родины. Не прекращают свою работу спортивные кружки и секции: карате,
современные
танцевальные
направления,
теннис,
тренажерный
и
спортивные
залы.
Спортивно – оздоровительная работа подразделения направлена на пропаганду здорового
образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика.
На современном этапе развития системы образования, деятельность
учреждений дополнительного образования
в реализации патриотического воспитания
детей, приобретает
особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность
обучающимся быть активными участниками личностно значимой и социально активной
деятельности,
что
собственно
и
способствует
формированию
патриотических
и
гражданских качеств у детей.