Напоминание

"Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма: физкультурно–оздоровительное направление деятельности."


Автор: Рищакова Оксана Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма: физкультурно–оздоровительное направление деятельности."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Статья на тему:

«Формирование гражданской идентичности и воспитание патриотизма:

физкультурно-оздоровительное направление деятельности»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр детского творчества»

Рищакова Оксана Ивановна

Волгодонск

2018г.

Гражданское и патриотическое воспитание составляют одно из важнейших

направлений

государственной

политики

в

образовании.

Современное

российское

общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на

которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется

наша страна. От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет

ли

Россия

сберечь

и

приумножить

саму

себя.

Сможет

ли

она

быть

современной,

перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратить

ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Общество должно строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой

фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным

ценностям

наших

народов,

нашей

тысячелетней

культуре

и

уникальному

опыту

сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за

свою

страну

и

её

будущее.

Чувство

патриотизма,

система

ценностей,

нравственных

ориентиров

закладывается

в

человеке

в

детстве

и

юности.

Здесь

огромная

роль

принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной

политике самого государств.

Современная Россия нуждается в решительных шагах, которые позволят

развивать патриотическое и гражданское воспитание, иначе это приведет к падению

нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации российского общества,

забвению исторической памяти, а со временем может привести и к гибели Отечества.

Новой России необходимо знать все достижения Руси – России – Советского Союза –

Российской Федерации. И тогда молодые люди смогут почувствовать гордость за свою

Родину, ведь ее достижения поистине огромны: это в значительной степени история войн,

в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и

лишения.

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую

актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют

большое

значение

в

социальном,

духовном,

нравственном

и

физическом

развитии

личности

человека.

Патриотизм

является

одной

из

важнейших

составляющих

общенациональной идеи Российского государства.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской

Федерации»

отмечается,

что

в

силу

своей

специфики

спорт

и

физическая

культура

обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в

формировании таких мировоззренческих оснований личности

,

как гражданственность и

патриотизм.

Эта тема выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей

заниматься хореографией в 4 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их

ребёнок танцевал.

Занимаясь в объединениях дополнительного образования каждый из них

лично может быть активным участником деятельности, что способствует формированию

патриотических качеств у детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы в дальнейшем занятия

хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Поэтому с обучающимися,

кроме основного вида деятельности – эстрадные спортивные танцы, я провожу работу

направленную на формирование у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру,

уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Рассказываю: во

имя чего совершались те или иные подвиги, а также стараюсь воспитывать в детях

гражданина

и

патриота

России

через

различные

формы

занятий,

специально

разработанных для этого физкультурно - сюжетных

и подвижных игр, где тем самым

очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным

воспитанием в духе

патриотизма.

К примеру: на занятиях для развития патриотических чувств у детей

дошкольного возраста к «значимым датам» провожу игру в «военных», т.е. сюжетные

занятия из серии «Разведчики». Данное мероприятие углубляет симпатию к солдатам и

вызывает желание подрожать им, всегда прийти на помощь товарищу, быть твердым

духом, выносливыми, смелыми, упорными. Такая форма проведения занятий способствует

воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и

правильно, чтобы не подвести товарищей.

Подобные занятия иногда провожу с обязательным участием родителей.

Когда

взрослые

на

глазах

у

детей

демонстрируют

свое

умение

бегать,

прыгать,

соревноваться

это

поучительно

всем,

и

особенно

детям,

так

как

это

создает

определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения,

развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в

формировании патриотических чувств.

Чтобы красиво и торжественно заканчивалось мероприятие, возникла идея

составить музыкально-хореографическую постановку в патриотическом жанре для детей

смешанной возрастной категории «Белые голуби».

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный

характер. Здоровье ребёнка, определяется внешними и внутренними воздействиями на

его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим

воздействиям.

Учащихся

необходимо

научить

правильно

и

целесообразно

выбирать

средства и формы для формирования здорового организма.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям

спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья играет в этом

немало важную роль. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система

образования,

где уже эффективно слажена работа физкультурно-оздоровительного

и

спортивного направления.

В моем творческом объединении СЭСТ «Калейдоскоп», эта система включает

в себя: образовательную программу спортивно-оздоровительного направления, участие в

танцевальных конкурсах (от городского до международного уровней), беседы по здоровье

сбережению, музыкально-двигательное обучение.

Спортивные соревнования, спартакиады, которые так любят дети,

стимулируют

их

к

регулярным

занятиям

спортом

и

являются

эффективной

формой

пропаганды

физической

культуры

и

спорта

среди

учащихся.

В

спортивно-массовых

мероприятиях

стараюсь

задействовать

как

можно

больше

детей.

Проведение

таких

спортивных

праздников,

как

«День

здоровья»,

«Папа,

мама,

я

-

спортивная

семья»,

«Веселые

старты»

дают

возможность

учащимся

не

только

продемонстрировать

и

укрепить свои физические качества, но и проявить организованность,

даже актерские

способности.

Ребята

выступают

не

только

в

роли

участников,

но

и

в

роли

судей,

секретарей, играют роли сказочных героев.

Я регулярно устраиваю спортивные тематические вечера, в программу

которых включаю сведения о различных видах спорта, о великих спортсменах, провожу

развлекательные игры, викторины. С большим интересом в таких программах участвуют и

родители.

Вместе

с

обучающимися

ведем

активную

работу

по

пропаганде

занятий

физической культурой и спортом, оформляем спортивный уголок «Спортивная жизнь

клуба».

Выступления на традиционных ежегодных концертах, посвященных «Дню

защитника Отечества» и «9 мая – День Победы» дают возможность показать детям свой

профессионализм

и

результат

работы

своего

педагога,

своего

учреждения,

продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме

того, выступающие дети

дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта,

ощутить положительные эмоции, а для родителей и педагога - это дополнительный повод

гордиться своими воспитанниками. Основным показателем эффективности работы всей

системы по здоровье обеспечению деятельности обучающихся является положительная

динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии

их здоровья.

Обучающиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Дети

готовят рисунки, плакаты по заданной для их возраста тематике, такие как «Неболейка»,

«Питание и здоровье», «О спорт, ты мир» и т.д.

Но, все таки, одной из главных задач является укрепление здоровья и

правильное физическое развитие учащихся. С этой целью я провожу анкетирование для

выявления наиболее популярных видов спорта, а так же интерес обучающихся в изучении

выбранной деятельности. С помощью анкетных данных выявляю группы риска учащихся

с малоподвижным образом жизни. В анкету входят вопросы:

1.

Занимаешься ли ты спортом? Каким?

2.

Занимаются ли твои родители спортом? Каким?

3.

Занимаются ли родители с тобой спортом или физической культурой?

Анкетные данные помогают выявлять обучающихся с наибольшим риском, где ребенок

предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаю лично с

родителями детей, с целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями.

В моем учреждении дополнительного образования МБУДО «Центр детского

творчества»,

имеется 6 структурных подразделений по месту жительства, в одном из

которых

работаю и я. Структурное подразделение «Созвездие» - таково его название,

работает по программе физкультурно-оздоровительного и спортивного направления.

Эффективно слаженно работает система спортивно-оздоровительных

мероприятий,

где

в

период

школьных

летних

каникул

в

структурном

подразделении

«Созвездие»

организовывается

оздоровительная

площадка

для

детей

с

дневным

пребыванием. И в плановых мероприятиях развлечений и досуга я обязательно провожу:

«День здоровья», «Веселые старты», «День туризма», спартакиады и соревнования по

различным видам спорта, используя различные методики и игровые развлекательные

программы.

Участие

детей

в

подобных

для

них

праздниках,

формируются

волевые

качества: смелость, выносливость, ловкость, т.е. качества, которые необходимы будущим

защитникам Родины. Не прекращают свою работу спортивные кружки и секции: карате,

современные

танцевальные

направления,

теннис,

тренажерный

и

спортивные

залы.

Спортивно – оздоровительная работа подразделения направлена на пропаганду здорового

образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика.

На современном этапе развития системы образования, деятельность

учреждений дополнительного образования

в реализации патриотического воспитания

детей, приобретает

особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность

обучающимся быть активными участниками личностно значимой и социально активной

деятельности,

что

собственно

и

способствует

формированию

патриотических

и

гражданских качеств у детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика