Напоминание

"Социо-игровая технология как эффективный метод развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."


Автор: Лабеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ДСКВ№98"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Социо-игровая технология как эффективный метод развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Социо-игровая технология как эффективный метод развития

познавательных и коммуникативных способностей детей

дошкольного возраста.»

Дошкольное детство –это уникальный период в жизни человека, в процессе

которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В

настоящие время основное внимание уделяется проблеме социально-

личностного развития и воспитания дошкольников. Социально-личностное

развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к

окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей,

становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от

педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии

ребенка с окружающим миром. Ребенок стремится к активной деятельности,

и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его

дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность,

чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее

идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для

дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и

сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том

числе социо-игровая технология, которую я взяла за основу своего опыта.

Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микро группах,

позволяющие ребенку самому определять цель своих действий, искать

возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении

возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на

поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная

принудиловка уступает место увлеченности.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как

на субъект воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у

детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между

собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии

организовываю в три этапа:

На первом этапе: учить детей правилам общения, культуре общения (дети

учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается

собственная речь.

На втором этапе: общение является целью – ребенок на практике осознает,

как надо организовать свое общение в микро группе, чтобы выполнить

учебную задачу.

На третьем этапе общения: это педагогическое средство, то есть через

общение педагог обучает дошкольников.

Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий,

свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Не менее важным в социо-игровой

технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не

должны быть неосознанными, дети спорят, оживленно обсуждают, в деловой

обстановке общаются.

Суть социо-игровой технологий можно раскрыть в 6 самых основных

правилах и условиях.

1правило:применяют работу в малых группах. В младшем возрасте – в пары

и тройки, в старшем – по 5-6 детей. В таких группах есть естественность, как

внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе

компанию, напарника, быть интересными другим, высказывать свое мнение и

выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку

утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с

другими. Одним из непременных условиях социо-игровой технологии

является постоянная смена состава малых групп и организация

взаимодействия между компаниями.

2правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах

предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает

один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен

постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой

мизансцен что способствует снятию эмоционального напряжения.

4правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода жолжно

подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженности во время занятий.

Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм

помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов.

Удетей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец,

и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов

деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

6 правило: принцип полифонии «за 133 зайцами погонишься, глядишь и

наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими сверстниками добывать

знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают

для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше

Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей,

которые условно можно разделить на несколько групп:

-игры задания для рабочего настроя;

-игры для приобщения к делу, во время выполнения которых выстраивается

деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.

-игры разминки – объеденяются своей всеобщей доступностью, быстро

возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них

доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

-задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение

которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Один из авторов социо-игровой технологии В.М. Букатов говорит: «У социо-

игровой технологии хитрый стиль. Он заключается в том, чтобы сделать

режиссуру занятий так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех

участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом

стиле».



В раздел образования




Яндекс.Метрика