Автор: Лабеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ДСКВ№98"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Социо-игровая технология как эффективный метод развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
«Социо-игровая технология как эффективный метод развития
познавательных и коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста.»
Дошкольное детство –это уникальный период в жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В
настоящие время основное внимание уделяется проблеме социально-
личностного развития и воспитания дошкольников. Социально-личностное
развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к
окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей,
становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от
педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии
ребенка с окружающим миром. Ребенок стремится к активной деятельности,
и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его
дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность,
чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее
идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для
дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и
сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том
числе социо-игровая технология, которую я взяла за основу своего опыта.
Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микро группах,
позволяющие ребенку самому определять цель своих действий, искать
возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении
возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на
поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная
принудиловка уступает место увлеченности.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как
на субъект воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у
детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между
собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии
организовываю в три этапа:
На первом этапе: учить детей правилам общения, культуре общения (дети
учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается
собственная речь.
На втором этапе: общение является целью – ребенок на практике осознает,
как надо организовать свое общение в микро группе, чтобы выполнить
учебную задачу.
На третьем этапе общения: это педагогическое средство, то есть через
общение педагог обучает дошкольников.
Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий,
свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Не менее важным в социо-игровой
технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не
должны быть неосознанными, дети спорят, оживленно обсуждают, в деловой
обстановке общаются.
Суть социо-игровой технологий можно раскрыть в 6 самых основных
правилах и условиях.
1правило:применяют работу в малых группах. В младшем возрасте – в пары
и тройки, в старшем – по 5-6 детей. В таких группах есть естественность, как
внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе
компанию, напарника, быть интересными другим, высказывать свое мнение и
выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку
утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с
другими. Одним из непременных условиях социо-игровой технологии
является постоянная смена состава малых групп и организация
взаимодействия между компаниями.
2правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах
предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает
один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен
постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой
мизансцен что способствует снятию эмоционального напряжения.
4правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода жолжно
подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженности во время занятий.
Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм
помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов.
Удетей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец,
и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов
деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
6 правило: принцип полифонии «за 133 зайцами погонишься, глядишь и
наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими сверстниками добывать
знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают
для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше
Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей,
которые условно можно разделить на несколько групп:
-игры задания для рабочего настроя;
-игры для приобщения к делу, во время выполнения которых выстраивается
деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
-игры разминки – объеденяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них
доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
-задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Один из авторов социо-игровой технологии В.М. Букатов говорит: «У социо-
игровой технологии хитрый стиль. Он заключается в том, чтобы сделать
режиссуру занятий так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех
участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом
стиле».