Автор: Горохова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБДУ Детский сад 2
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской
Наименование материала: статья
Тема: Особенности игр на разных возрастных этапах
Раздел: дошкольное образование
Особенности игр на разных возрастных этапах
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно
выполняет
ряд
социальных
функций,
имеющих
государственное
значение.
Наши
воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического,
умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в
той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы,
отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую
возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками,
реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше
уровень
их
общего
развития
и
воспитанности,
тем
более
значимой
является
педагогическая
направленность
игры
на
формирование
поведения,
взаимоотношений
детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые
урок коллективного мышления.
Говоря
об
игре,
как
ведущей
деятельности
дошкольника,
мы
имеем
в
виду
преимущественно
совместную
сюжетно-ролевую
игру.
Сюжетно-ролевая
игра
в
ее
типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются
между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя
соответствующие
роли,
распределяют
игровой
материал,
намечают
и
развивают
содержание
игры,
выполняя
те
или
иные
игровые
действия.
Важно,
что
сюжет
и
содержание
игры
они
берут
из
окружающей
жизни,
отражают
ее
моменты,
которые
привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что
дает
такая
игра
участвующему
в
ней
ребенку?
Какие
психические
свойства
и
способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир,
развиваются
его
мышление,
чувства,
воля,
формируются
взаимоотношения
со
сверстниками,
происходит
становление
самооценки
и
самосознания.
В
игре
дети
знакомятся
с
такими
сторонами
действительности,
как
действия
и
взаимоотношения
взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр.
Для того, чтобы отразить в игре, какие либо стороны жизни взрослых, дети должны
предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет
к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и
сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не
количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено
через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или
даже
наблюдали
сами.
И
происходит
это
потому,
что
игра
не
просто
отражает,
а
моделирует социальные ситуации.
В
процессе
игры
дети
берут
на
себя
различные
роли,
как
бы
замещают
людей,
находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия.
Они постигают суть отношений между людьми.
Как
же
воспитатель
должен
осуществлять
функции
руководства
игрой,
какие
педагогические средства использовать?
Сюжет в игре – это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные
воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-
разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В
формировании
игры
можно
выделить
три
основных
этапа:
1)
усвоение
условных
действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения
(ролевых отношений и взаимодействий); 3) усвоение способов построения сюжета.
Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.;
третий 4-7 лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,
выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.
Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой
сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с
определенным
набором
действий
и
атрибутов,
разные
типы
отношений
между
различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей
умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной
деятельности
с
детьми
игры,
основным
содержанием
которой
является
процесс
придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед
воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего
развития детей.
Одним
из
педагогических
средств,
стимулирующих
самостоятельную
игру
детей,
являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и
младшего школьного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве
пускового момента самостоятельной игры детей.
Значение
игрушки
для
развертывания
самостоятельной
игры
детьми
старшего
дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка
определяет
сюжет,
то
старшие
дошкольники
сами
конструируют
предметно-игровую
ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее
игровому замыслу.
Игра
младших
дошкольников
требует
в
значительной
степени
опоры
на
игрушки
и
предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в
выполнении
игровых
действий,
соразмерность
по
величине
с
другим
игровым
материалом.
Очень
важно,
чтобы
такая
игрушка
напоминала
изображаемый
предмет
общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и
надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т.п. при
правильном
руководстве
игрой
дети
трехлетнего
возраста
не
только
с
увлечением
используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают
и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда
наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5
лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже
начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или
самого
ребенка.
В
этом
возрасте
особое
значение
приобретают
предметы-атрибуты:
всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки,
отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим
халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно
нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами
могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в
одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек
и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со
смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать
ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной
сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение
космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т.д.
Жизнь
раскрывается
перед
ребенком
через
разнообразный
труд
взрослых,
начинает
трудиться и он сам. Его трудовые операции, также как и деятельность взрослых людей,
совершаются
с
помощью
специальных
предметов
труда.
Для
него
это,
например,
полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т.д. Опираясь на собственный
трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг
и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда.
Правильное
руководство
формированием
игры
делает
ее
содержательной,
подлинно
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-
трудовое воспитание ребенка.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к
жизни
игру,
а
игра,
развиваясь,
требует
все
новых
и
новых
игрушек.
Игрушка
в
познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного
эталона
окружающей
материальной
действительности.
Но
ценность
игры
и
игрушки
заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они
являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что
обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более
высоком
уровне.
Игра
развивает
и
радует
ребенка,
делает
его
счастливым.
Малыш
совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его
воображение,
фантазия,
а
следовательно,
создается
почва
для
формирования
инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья,
приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна
игрушка,
которая
должна
быть
не
только
красивой,
безопасной,
но
и
педагогически
целесообразной и интересной детям.