Напоминание

Особенности игр на разных возрастных этапах


Автор: Горохова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБДУ Детский сад 2
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской
Наименование материала: статья
Тема: Особенности игр на разных возрастных этапах
Дата публикации: 04.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности игр на разных возрастных этапах

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно

выполняет

ряд

социальных

функций,

имеющих

государственное

значение.

Наши

воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического,

умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в

той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы,

отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую

возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками,

реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше

уровень

их

общего

развития

и

воспитанности,

тем

более

значимой

является

педагогическая

направленность

игры

на

формирование

поведения,

взаимоотношений

детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает

предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые

урок коллективного мышления.

Говоря

об

игре,

как

ведущей

деятельности

дошкольника,

мы

имеем

в

виду

преимущественно

совместную

сюжетно-ролевую

игру.

Сюжетно-ролевая

игра

в

ее

типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются

между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя

соответствующие

роли,

распределяют

игровой

материал,

намечают

и

развивают

содержание

игры,

выполняя

те

или

иные

игровые

действия.

Важно,

что

сюжет

и

содержание

игры

они

берут

из

окружающей

жизни,

отражают

ее

моменты,

которые

привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что

дает

такая

игра

участвующему

в

ней

ребенку?

Какие

психические

свойства

и

способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир,

развиваются

его

мышление,

чувства,

воля,

формируются

взаимоотношения

со

сверстниками,

происходит

становление

самооценки

и

самосознания.

В

игре

дети

знакомятся

с

такими

сторонами

действительности,

как

действия

и

взаимоотношения

взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр.

Для того, чтобы отразить в игре, какие либо стороны жизни взрослых, дети должны

предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет

к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и

сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не

количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено

через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или

даже

наблюдали

сами.

И

происходит

это

потому,

что

игра

не

просто

отражает,

а

моделирует социальные ситуации.

В

процессе

игры

дети

берут

на

себя

различные

роли,

как

бы

замещают

людей,

находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия.

Они постигают суть отношений между людьми.

Как

же

воспитатель

должен

осуществлять

функции

руководства

игрой,

какие

педагогические средства использовать?

Сюжет в игре – это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные

воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-

разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В

формировании

игры

можно

выделить

три

основных

этапа:

1)

усвоение

условных

действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения

(ролевых отношений и взаимодействий); 3) усвоение способов построения сюжета.

Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.;

третий 4-7 лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии,

выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения.

Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой

сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с

определенным

набором

действий

и

атрибутов,

разные

типы

отношений

между

различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей

умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной

деятельности

с

детьми

игры,

основным

содержанием

которой

является

процесс

придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед

воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего

развития детей.

Одним

из

педагогических

средств,

стимулирующих

самостоятельную

игру

детей,

являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и

младшего школьного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве

пускового момента самостоятельной игры детей.

Значение

игрушки

для

развертывания

самостоятельной

игры

детьми

старшего

дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка

определяет

сюжет,

то

старшие

дошкольники

сами

конструируют

предметно-игровую

ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее

игровому замыслу.

Игра

младших

дошкольников

требует

в

значительной

степени

опоры

на

игрушки

и

предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в

выполнении

игровых

действий,

соразмерность

по

величине

с

другим

игровым

материалом.

Очень

важно,

чтобы

такая

игрушка

напоминала

изображаемый

предмет

общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и

надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т.п. при

правильном

руководстве

игрой

дети

трехлетнего

возраста

не

только

с

увлечением

используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают

и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда

наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»). Дети 4-5

лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже

начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или

самого

ребенка.

В

этом

возрасте

особое

значение

приобретают

предметы-атрибуты:

всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки,

отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим

халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно

нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами

могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в

одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

Для ребенка 6-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек

и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со

смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать

ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной

сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение

космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т.д.

Жизнь

раскрывается

перед

ребенком

через

разнообразный

труд

взрослых,

начинает

трудиться и он сам. Его трудовые операции, также как и деятельность взрослых людей,

совершаются

с

помощью

специальных

предметов

труда.

Для

него

это,

например,

полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т.д. Опираясь на собственный

трудовой опыт в быту (дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг

и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда.

Правильное

руководство

формированием

игры

делает

ее

содержательной,

подлинно

ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-

трудовое воспитание ребенка.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к

жизни

игру,

а

игра,

развиваясь,

требует

все

новых

и

новых

игрушек.

Игрушка

в

познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного

эталона

окружающей

материальной

действительности.

Но

ценность

игры

и

игрушки

заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они

являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что

обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более

высоком

уровне.

Игра

развивает

и

радует

ребенка,

делает

его

счастливым.

Малыш

совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его

воображение,

фантазия,

а

следовательно,

создается

почва

для

формирования

инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья,

приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна

игрушка,

которая

должна

быть

не

только

красивой,

безопасной,

но

и

педагогически

целесообразной и интересной детям.



В раздел образования




Яндекс.Метрика