Напоминание

"История России и Родного края. Воспитание патриотизма и духовности"


Автор: Бирюкова Людмила Сергеевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБДОУ №188
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "История России и Родного края. Воспитание патриотизма и духовности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





История России и родного края. Воспитание патриотизма и духовности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 188 «Детский сад развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников» г. Кемерово Педагог - психолог Бирюкова Л.С., Богат и разнообразен мир природы. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы родного края в воспитании детей. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали наши наблюдения, они хорошо знают растения и животных других стан и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними, что окружает их. А ведь экологическое образование должно начинаться с ознакомления с объектами ближайшего окружения, с близких и милых сердцу мест, где он родился, учился, вырос, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Как сказал в своих стихах Валентин Малахов: Родина наша малая – Там, где родился и рос Связана с ласкою маминой, С шелестом белых берёз. Мы живём в краю с удивительной, неповторимой по красоте природой, где есть горы и равнины, реки и озёра, леса и луга. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить его любить и беречь – вот задача и долг взрослых. Это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств у дошкольников, а так же формирования любви к своей Родине, к своему родному краю. Разнообразие форм, средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с природой родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Это оказывает влияние на содержание и качество детских взглядов, на ценности природных объектов, для формирования системы знаний, представлений и понятий об объектах и явлениях природы родного края. Воспитание познавательного, деятельного, бережного, заботливого отношения детей к объектам природы - вот главные задачи, которые стоят перед дошкольными учреждениями и для решения задач регионального компонента. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем знамениты эти места, чем заняты люди, какова природа родного края мы находим в произведениях писателя В.А.Чивилихина. Публицистические очерки, путевые заметки, художественная проза с документальными подтверждениями о природе составили его произведения: «Любит ли она тебя?» (1968), «Шуми, тайга, шуми», «Слово о кедре», «О чём шумят леса?» и др.. В.А.Чивилихин разъясняет: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? — вот как стоит ныне вопрос». По словам писателя, он «навечно обрек себя на заботы о лесе». В.Чивилихин в личном творческом опыте выразил уже тогда назревшую, очень важную для настоящего времени потребность в сохранение природных богатств нашей страны, не в разрушении и уничтожении, а сохранении. В его произведениях: «В нашем доме», «Память», и других, как будто наяву мы видим: очень красивый берег реки с вековыми соснами, елями, лиственницами или село «…. Одно село стоит на берегу большой реки Кие, а другое затерялось в глухой тайге, а другое раскинулось на равнине, ….».[2]
Организуя работу, педагог должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений нашего писателя - земляка. Чтобы донести знания об объектах природы родного края до дошкольников в доступной для них форме в нашем ДОУ разработана программа «С чего начинается Родина» и работает кружок «Моя малая Родина». В программе есть разделы, в которых у детей формируются понятия: лес, тайга, кедрач, мох и другие . Для формирования понятия тайга, использовали высказывания из произведений нашего замечательного земляка, писателя, публициста, всем сердцем любящего родной край. «… То ли дело тайга! Никто не мешает работать. Шмели гудят, речки бормочут, кедры шумят, по веткам …бурундук скачет». [1: 19] Или: «Тайга не просыхала. Шумела глухо и мощно. Правда, у земли ветер не чувствовался, но вершины огромных елей ходили так сильно, что кружилась голова», («Серебряные рельсы» [1: 19]). Есть ещё в Кемеровской области город с поэтическим названием – Тайга, где вырос и жил писатель. Теперь там есть улица, которая носит его имя и фамилию. Для формирования понятия «лес» было использовано описание леса. «Однако лес – это не только деревья. Это так же воды и почвы, на которых живёт лес, это птицы и звери, населяющие его, это кустарники и травы, микробы и насекомые, климат и пейзаж». [1: 350 «месяц в Кедрограде»] « Лес стоял живой, зелёный. А цветов – то! Огоньки на еланьках, медунки под кустами, кандыки, где ни попадя. Хорошо!» ([1: 152] «Про Клаву Иванову»). Для пополнения знаний для детей о разнообразии деревьев, использовали его особую любовь, уважение, которые проявляются к дереву – кедр в своём произведении «… Далёкий и ровный, как море горизонт да светлые березнячки, - но вдруг стемнеет будто и в окно ударит скипидарный хвойный воздух, побегут назад пихты, ели, и впервые в жизни ты увидишь кедры. Осеняя подлесок, они стоят тёмные, густые, полные величия и покоя» «Кедр самым удивительным образом сочетает в себе красоту и пользу. В дело годится и его мягкая, великолепной текстуры древесина, и живица, и хвоя». «Тайга кедром жива» - говаривали сибиряки в старину!» «Живая кедровая тайга – неисчерпаемый источник … - со временем станет для сибиряков зоной спорта, лечения и отдыха. И я верю, что кедр вечно будет помогать человеку…». ([1:347, 350,] «Месяц в Кедрограде»). Представленный краеведческий материал становится основой или должен стать основой для понимания детьми своеобразия родного края и что этот уголок нашей страны неповторим, любим и дорог. Из этих произведений мы узнаем, как строили БАМ, как закладывался кедровый бор - «кедросад» в Кедрограде. Наш край знаменит ещё и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране и даже всему миру. Труд жителей нашей местности тоже разный. Здесь ведущим является труд животноводов, хлеборобов и овощеводов. Поэтому в центре города Мариинск стоит великий памятник Картошке. Почти основному продукту настоящих сибиряков. А так же можно познакомиться с необыкновенно странными профессиями «лесоводы», «лесозаготовители», «таксатор», «шишкобой, «аэротаксатор». Примеры их героического труда, малозаметны, но важны для воспитания у детей понимания о героических буднях людей. Это сильные смелые, мужественные люди, с духовной биографией современника. Их труд такой же трудный и нужный, как там на войне. Они никогда не бросают других в беде. Мы гордимся В.А.Чивилихиным, потому, что он наш. Он славит свою малую Родину, уголок, где он родился и вырос. Потому, что он из нашего уголка большой России. Его не забывают. Его вспоминают. Его трудами воспитывают новое поколение.
Где родился, там

и пригодился!


Литература
Чивилихин, В.А. В нашем доме: Повести. [Текст] / В.А. Чивилихин, Послесловие Н.М.Сергованцева.- Серия «Слава труду» - Кемеровское книжное издательство, 1987. - 496 с. Чивилихин, В.А. Память [Текст] // Чивилихин В.А.Семантика языковых единиц: педвуз, сб. – ка уч. трудов - М., .С.43-44с. Чивилихин, В.А. Память [Текст] Роман, Новинки «Современника» / Чивилихин В.А. Послесловие - М., Современник, 1983, - 767 с.


В раздел образования




Яндекс.Метрика