Автор: Шитова Эллина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №15 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новокузнецк ул.Жасминная 29
Наименование материала: Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Тема: "Белые лебеди"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
«БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ»
Конспект занятия по рисованию
в старшей группе
Составила: Шитова Эллина Игоревна, воспитатель
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Учить детей создавать композицию по своему усмотрению.
Учить соединять отдельные работы в единый сюжет.
Развивать навыки и умения использовать в работе методы нетрадиционной техники
рисования: (тонирование бумаги губкой, целлофановым пакетом, полусухой жесткой
кистью – методом «тычок»).
Развивать воображение, творческие способности, умение отражать в рисовании
впечатления от эмоционально-образного содержания слова, живописи, музыки.
Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, искусству слова, музыке.
МАТЕРИАЛ:
Аудиозапись К.Сен-Санс «Карнавал животных» музыкальный альбом, произведение
«Лебедь».
П.И.Чайковский – балет «Лебединое озеро».
Ватман, альбомные листы, губки, краски, целлофановые пакеты, кисти, краски, гуашь.
Элементы для выкладывания на фланелеграфе.
Репродукция М.Врубеля «Царевна - лебедь».
Стихотворение И.Никитина «Ясно утро».
«Капелька»- материал для фланелеграфа.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа по сказкам: Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане».
Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок».
Слушание аудиозаписи сказки по балету П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Аметисты, глазницы, дева, изваяние, шелковиста, мантия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В – Сегодня мы с вами будем помогать Капельке, которая приглашает нас с вами отправиться в
путешествие. А отправимся мы путешествовать в месяц апрель, в то время когда озера вокруг
нашего города начнут таять и только сойдет лед, стаи перелетных птиц начнут возвращаться к
своим гнездам, чтобы отложить яйца и продолжить свой род.
Это будет в апреле, а сейчас давайте внимательно посмотрим, с чем же к нам пожаловала
капелька.
(Дети садятся на ковер).
В. – Послушайте вот о чем здесь написано:
Сквозь летние сумерки парка по краю искусственных вод
1
Красавица, дева, дикарка – высокая лебедь плывет…
Головка её шелковиста, и мантия снега белей,
И дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье приподнятой к небу волны…
И.Никитин «Ясно утро…»
- О какой же птице говорится в этом стихотворении? (О лебеде). Да, ребята, эта нежно-белая
птица воспета поэтами, художниками, композиторами, скульпторами. Встретится, мы можем с
ней и в сказках.
- Давайте послушаем произведение «Лебедь» из музыкального альбома французского
композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
Эта пьеса рассказывает нам о гордой, неторопливо плывущей птице – лебеди.
Волны, всплески воды , переливы нам великолепно передает фортепиано.
-Ребята вот посмотрите, как с помощью красок и штрихов передал образ этой гордой,
величавой птицы передал нам художник М.Врубель. Это «Царевна Лебедь» из произведения
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
В этой картине мы видим гармоническое соединение фантастического и реального. Композиция
построена таким образом, что создается впечатление,
будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно и вот-вот исчезнет волшебная девушка-
птица, плывущая к далекому таинственному берегу.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь
радужными серебристыми с золотистым оттенком красками. Девушка оборачивается, тонкое,
нежное лицо печально, загадочной, волшебной грустью светятся глаза; в них чувствуется
щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь» - пленительный, задушевный женский образ,
навеянный сказкой.
Ну, вот мы с вами рассмотрели и прослушали все, что приготовила нам Капелька. Но нас
пригласили посмотреть на апрельские озера, куда должны прилететь белые лебеди. (Закрываем
глаза и мечтаем) Давайте представим себе: синие озера с торжественно плывущими по ним
парами лебедей.
А теперь давайте попробуем превратиться в этих гордых птиц и покружить над озерами.
Готовы? (Да).
ФИЗМИНУТКА:
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели.
Сели посидели, снова полетели.
- Ну что понравилось быть гордыми, красивыми птицами? Ну тогда давайте изобразим цвет
воды на озере. (Молодцы).
А сейчас давайте на фланелеграфе выложим изображение этих птиц.
(Самостоятельная работа детей).
Давайте посмотрим, как будут выглядеть лебеди в пасмурную, солнечную погоду, на рассвете,
на закате дня. (Рассматривание птиц с разным оперением).
(Дети складывают ладошки и показывают, как птицы машут крыльями).
- Ребята, вы сейчас работаете самостоятельно, а помогать вам будет в это музыка
П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро». (Самостоятельная работа детей).
Выкладывание работ на ватмане для создания большого озера.
Анализ детских работ.
2
Дети описывают своих птиц. Отмечают способы их рисования, их действия.
«Капелька»: Так вот о какой птице мне приснился сон.
Бел как снег
Надут как мех
По воде плывет
Тонкую шею несет
(Лебедь)
3