Напоминание

"Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания"


Авторы: Дубровина Татьяна Викторовна, Плакин Владимир Николаевич
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1 с. Тепловка"
Населённый пункт: с. Тепловка
Наименование материала: Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Тема: "Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальные проблемы современного

дошкольного воспитания

Автор: Дубровина Татьяна Викторовна, воспитатель

Место работы: МДОУ

«Детский сад №1 с. Тепловка»

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время,

процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе

с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей

старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых

играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями,

можно часто услышать такие фразы:

- Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

- Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

- Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома

опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

- Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

- Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так

или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с

родителями.

Сегодня, происходящие

в

мире

социально-экономические

изменения

актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в

целом.

«Техносфера»

это

термин,

который

чаще

всего

употребляют

при

описании

современной

цивилизации,

уровня

развития

техники

и

научных

методов

преобразования

действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить,

что

сегодня

в

каждой

семье

имеется

компьютер,

ноутбук,

планшет,

смартфон,

игровые

приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить

как: сокращение времени для общения родителей с детьми.

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители.

Недаром

существует

высказывание:

«Самое

трудное

в

работе

с

детьми

это

работа

со

взрослыми». Разрушение и кризис семьи,

низкий уровень нравственной культуры большинства

современных родителей.

У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность»

за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг

родителей, и мало отцов и матерей!».

Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше

денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей.

Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок

часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить

погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители

пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные

няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому

ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут

быть разные:

- выкроить для себя немного времени;

-

для

развития

ребенка

через

специальные

развивающие

и

обучающие

детские

игры

и

программы;

- во время ожидания в очередях;

- пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся

зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок

предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять

в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В

компьютерных

играх

преобладают

ненатуральная

яркость

цветовой

гаммы,

громкая

возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное

продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных

детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных

ориентиров.

Это

вызвано,

прежде

всего,

тем,

что

современное

российское

общество

столкнулось

с

проблемой

бездуховности,

циничности,

преобладания

прагматического

в

целеполагании

подрастающего

поколения.

А

ведь

социально-нравственное

развитие

и

воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в

ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет

строить свои отношения с окружающим миром.

Замечательные

краткие и емкие слова великого

педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше

всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного

образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Все чаще невольно

приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в

адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная

молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы

не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на

совсем

маленьких

детей

дошкольников,

постараться

не

упустить

благодатное

время

воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее,

накопленное человеческим опытом.

Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности.

Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не

имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам

западной

массовой

культуры.

Средства

массовой

коммуникации

и

информации

призваны

выполнять

функцию

не

только

информативную,

развлекательную,

но

и

воспитывающую,

просветительскую.

А

с

экранов

телевизоров

мы

смотрим

американские

блокбастеры

и

китайские

мультфильмы

с

непроизносимыми

именами

героев,

и

непропорциональными

формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по

их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках

магазинов,

вызывает

у

многих

людей,

думающих

о

настоящем

и

будущем

своих

детей,

настороженность и опасение.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему

- проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном

мире

человек

живет

и

развивается,

окруженный

множеством

разнообразных

источников

сильного

воздействия

на

него,

как

позитивного,

так

и

негативного

характера,

которые

ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в

обществе

и

быть

свободным

от

общества

нельзя.

Какие

бы

высокие

требования

не

предъявлялись

дошкольному

учреждению,

проблемы

социально-нравственного

воспитания

нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию,

которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как

важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас,

этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей

(законных представителей), педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные

варианты

решения

существующих

проблем

тесно

вплетаются

в

образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве

целей

и

задач

между

родителями

и

педагогами

в

социально-нравственном

воспитании

дошкольников,

которые

учатся

жить

в

настоящее,

быстро

меняющееся

время.

Именно

на

дошкольном

этапе

детства

закладывается

основная

база

развития

человека.

И

какими

взрослыми

людьми

станут

сегодняшние

дошкольники,

напрямую

зависит

от

совместной

ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского

стиля

общения

между

взрослыми

и

детьми.

Технологии

сотрудничества,

педагогическая

поддержка,

и

индивидуализация

ребенка,

как

новые

ценности

образования,

особенно

актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и

воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной

деятельности

педагога

и

детей

и

самостоятельной

деятельности

ребенка.

Личностно-

ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной

на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом

в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а

так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения

и развития.

Педагогическая

поддержка

направлена

на

создание

условий,

совокупности

поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих

самостоятельность детей для того, чтобы:

- помочь обрести уверенность,

- подкрепить положительное начало в личности,

- удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных

умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие

технологии личностно-ориентированного обучения как:

Разноуровневое обучение,

Модульное обучение,

Развивающее обучение,

Обучение в сотрудничестве,

Метод проектов,

Коллективное взаимообучение.

Социализация

и

индивидуализация

в

растущем

человеке,

необходимы

для

развития

личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого

ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту,

содействие,

взаимодействие

педагогическая

поддержка

оказывается

каждому

ребенку

на

протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах,

на

прогулках,

в

организации

питания,

в

игровой

деятельности,

непосредственной

образовательной деятельности).

II.

Предлагаю

в

условиях

ДОУ

в

совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми,

независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше

времени

беседам,

дидактическим

и

сюжетно-ролевым

играм

с

расстановкой

приоритетов

социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

«Традиционная русская игрушка»,

«Здоровье нации в наших руках»,

«Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

с целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России,

современное патриотическое воспитание

«Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном

обучении и воспитании старших дошкольников.

- Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

- Совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами:

от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами

и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-

малоежек.

Работу

с

родителями,

как

для

проектной,

так

и

других

видах

деятельности,

можно

использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у

родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие

вопросы

и

проблемы

дошкольника.

Поэтому

приходится

искать

другие

пути

общения

с

родителями.

Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное

родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией –

объявлениями,

домашними

заданиями,

рекомендациями,

прочитать

консультации

педагогов,

посмотреть

фотографии

игровой

и

образовательной

деятельности

своих

детей.

Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и

ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III.

Можно

использовать

в

практике

ДОО

Концепцию

и

программу

социально-

коммуникативного

развития

и

социального

воспитания

дошкольников

«Дорогою

добра»,

разработанную

пермским

доктором

педагогических

наук

Коломийченко

Людмилой

Владимировной.

В

ФГОС

ДО

социально-коммуникативное

развитие

рассматривается

как

одна

из

образовательных

областей.

Цель

социального

воспитания

детей

дошкольного

возраста

формирование

базиса

социальной

культуры,

проявляющейся

в

совокупности

отношений

(гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого

труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному

в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).

Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых

ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена

отдельными

видами

социальной

культуры

(нравственно-этическая,

гендерная,

народная,

национальная,

этническая,

правовая).

Программа

достаточно

доступная

для

восприятия

и

усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-

образовательного

процесса,

парциальной

(по

отношению

к

комплексным

программам),

открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою

добра»

осуществляется

на

протяжении

всего

дошкольного

возраста

(от

3

до

7

лет).

Ее

содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», «

Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена

блочно-тематическими

планами

и

конспектами,

предусматривающими

использование

различных

средств,

методов

и

форм

социального

воспитания,

оптимальное

сочетание

специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце

каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-

коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.

Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при

организации

непосредственной

образовательной

деятельности

по

социа льно-

коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы

мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:

«Традиционная

русская

кухня»,

«Богатыри

земли

Русской»,

«Изобретения

и

достижения

человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и

его

история».

В

ходе

подготовки

и

проведения

занятий

мы

незначительно

изменили

предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно

использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты

программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников

«Дорогою добра», могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг.

Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на

яркой

обложке,

которая

привлекает

внимание

детей.

Родители,

сами

читающие

книги,

показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе

развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на

родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только

время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная

совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация –

вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.

Ведь

мы,

взрослые

призваны

воспитывать

и

выпускать

в

жизнь

самостоятельного,

трудолюбивого,

разносторонне

развитого,

смелого,

волевого,

коммуникативного,

доброго,

внимательного человека.

Следует

просто

любить

своих

детей,

прислушиваться

к

их

желаниям,

проблемам,

высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о

своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут

смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с

себя и маленьких детей.

В

заключении,

можно

сказать,

что

современная

система

воспитания

может

быть

эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди

которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и

этнической

обусловленности,

мотивация

нравственного

патриотического

поведения

и

эффективное

управление.

Социальное

воспитание

дошкольников

через

личностно

ориентированное

обучение

с

применением

тактик

педагогической

поддержки

требует

дальнейшего

изучения,

развития

и

внедрения

в

практику

дошкольных

образовательных

учреждений.

Список литературы

1.

Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений.

- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский

Ю.П. Курс лекций по педагогике.

2.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.

3.

Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-

коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,

2015. – 160 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика