Авторы: Дубровина Татьяна Викторовна, Плакин Владимир Николаевич
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1 с. Тепловка"
Населённый пункт: с. Тепловка
Наименование материала: Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Тема: "Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Актуальные проблемы современного
дошкольного воспитания
Автор: Дубровина Татьяна Викторовна, воспитатель
Место работы: МДОУ
«Детский сад №1 с. Тепловка»
«Детство есть та великая пора жизни,
когда кладётся основание всему будущему
нравственному человеку».
Н. Шелгунов
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время,
процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе
с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей
старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, в самостоятельных сюжетно-ролевых
играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями,
можно часто услышать такие фразы:
- Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;
- Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;
- Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома
опять будешь сам с ума сходить и других сводить;
- Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;
- Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.
Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так
или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с
родителями.
Сегодня, происходящие
в
мире
социально-экономические
изменения
актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в
целом.
«Техносфера»
–
это
термин,
который
чаще
всего
употребляют
при
описании
современной
цивилизации,
уровня
развития
техники
и
научных
методов
преобразования
действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить,
что
сегодня
в
каждой
семье
имеется
компьютер,
ноутбук,
планшет,
смартфон,
игровые
приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблему номер один можно определить
как: сокращение времени для общения родителей с детьми.
Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители.
Недаром
существует
высказывание:
«Самое
трудное
в
работе
с
детьми
–
это
работа
со
взрослыми». Разрушение и кризис семьи,
низкий уровень нравственной культуры большинства
современных родителей.
У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность»
за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг
родителей, и мало отцов и матерей!».
Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше
денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей.
Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок
часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить
погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители
пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные
няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому
ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут
быть разные:
- выкроить для себя немного времени;
-
для
развития
ребенка
через
специальные
развивающие
и
обучающие
детские
игры
и
программы;
- во время ожидания в очередях;
- пресечения истерик и капризов детей.
Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся
зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок
предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять
в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В
компьютерных
играх
преобладают
ненатуральная
яркость
цветовой
гаммы,
громкая
возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное
продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных
детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.
Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных
ориентиров.
Это
вызвано,
прежде
всего,
тем,
что
современное
российское
общество
столкнулось
с
проблемой
бездуховности,
циничности,
преобладания
прагматического
в
целеполагании
подрастающего
поколения.
А
ведь
социально-нравственное
развитие
и
воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в
ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет
строить свои отношения с окружающим миром.
Замечательные
краткие и емкие слова великого
педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного
образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Все чаще невольно
приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в
адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная
молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы
не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на
совсем
маленьких
детей
–
дошкольников,
постараться
не
упустить
благодатное
время
воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее,
накопленное человеческим опытом.
Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности.
Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не
имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам
западной
массовой
культуры.
Средства
массовой
коммуникации
и
информации
призваны
выполнять
функцию
не
только
информативную,
развлекательную,
но
и
воспитывающую,
просветительскую.
А
с
экранов
телевизоров
мы
смотрим
американские
блокбастеры
и
китайские
мультфильмы
с
непроизносимыми
именами
героев,
и
непропорциональными
формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по
их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках
магазинов,
вызывает
у
многих
людей,
думающих
о
настоящем
и
будущем
своих
детей,
настороженность и опасение.
Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему
- проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном
мире
человек
живет
и
развивается,
окруженный
множеством
разнообразных
источников
сильного
воздействия
на
него,
как
позитивного,
так
и
негативного
характера,
которые
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в
обществе
и
быть
свободным
от
общества
нельзя.
Какие
бы
высокие
требования
не
предъявлялись
дошкольному
учреждению,
проблемы
социально-нравственного
воспитания
нельзя решить только в рамках дошкольного образования.
В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию,
которые основаны на основных принципах:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас,
этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Предложенные
варианты
решения
существующих
проблем
тесно
вплетаются
в
образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.
Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве
целей
и
задач
между
родителями
и
педагогами
в
социально-нравственном
воспитании
дошкольников,
которые
учатся
жить
в
настоящее,
быстро
меняющееся
время.
Именно
на
дошкольном
этапе
детства
закладывается
основная
база
развития
человека.
И
какими
взрослыми
людьми
станут
сегодняшние
дошкольники,
напрямую
зависит
от
совместной
ежедневной работы родителей и педагогов.
I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского
стиля
общения
между
взрослыми
и
детьми.
Технологии
сотрудничества,
педагогическая
поддержка,
и
индивидуализация
ребенка,
как
новые
ценности
образования,
особенно
актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и
воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной
деятельности
педагога
и
детей
и
самостоятельной
деятельности
ребенка.
Личностно-
ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной
на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом
в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а
так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения
и развития.
Педагогическая
поддержка
направлена
на
создание
условий,
совокупности
поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих
самостоятельность детей для того, чтобы:
- помочь обрести уверенность,
- подкрепить положительное начало в личности,
- удержать от того, что мешает развитию.
С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных
умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие
технологии личностно-ориентированного обучения как:
Разноуровневое обучение,
Модульное обучение,
Развивающее обучение,
Обучение в сотрудничестве,
Метод проектов,
Коллективное взаимообучение.
Социализация
и
индивидуализация
в
растущем
человеке,
необходимы
для
развития
личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого
ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты - помощь, защиту,
содействие,
взаимодействие
педагогическая
поддержка
оказывается
каждому
ребенку
на
протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах,
на
прогулках,
в
организации
питания,
в
игровой
деятельности,
непосредственной
образовательной деятельности).
II.
Предлагаю
в
условиях
ДОУ
в
совместной
деятельности
воспитателя
с
детьми,
независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше
времени
беседам,
дидактическим
и
сюжетно-ролевым
играм
с
расстановкой
приоритетов
социальных, нравственных, семейных ценностей.
Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.
Проектная тематика может быть разнообразной:
«Традиционная русская игрушка»,
«Здоровье нации в наших руках»,
«Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»
с целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России,
современное патриотическое воспитание
«Наша дружная семья»
Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном
обучении и воспитании старших дошкольников.
- Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.
- Совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами:
от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами
и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-
малоежек.
Работу
с
родителями,
как
для
проектной,
так
и
других
видах
деятельности,
можно
использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у
родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие
вопросы
и
проблемы
дошкольника.
Поэтому
приходится
искать
другие
пути
общения
с
родителями.
Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное
родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией –
объявлениями,
домашними
заданиями,
рекомендациями,
прочитать
консультации
педагогов,
посмотреть
фотографии
игровой
и
образовательной
деятельности
своих
детей.
Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и
ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.
III.
Можно
использовать
в
практике
ДОО
Концепцию
и
программу
социально-
коммуникативного
развития
и
социального
воспитания
дошкольников
«Дорогою
добра»,
разработанную
пермским
доктором
педагогических
наук
Коломийченко
Людмилой
Владимировной.
В
ФГОС
ДО
социально-коммуникативное
развитие
рассматривается
как
одна
из
образовательных
областей.
Цель
социального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
–
формирование
базиса
социальной
культуры,
проявляющейся
в
совокупности
отношений
(гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого
труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному
в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.).
Программа Коломийченко Л.В. «Дорогою добра» направлена на достижение целевых
ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена
отдельными
видами
социальной
культуры
(нравственно-этическая,
гендерная,
народная,
национальная,
этническая,
правовая).
Программа
достаточно
доступная
для
восприятия
и
усвоения детьми, является компилятивной – объединяет различные разделы воспитательно-
образовательного
процесса,
парциальной
(по
отношению
к
комплексным
программам),
открытой – допускающей вариативность в ее применении. Реализация программы «Дорогою
добра»
осуществляется
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста
(от
3
до
7
лет).
Ее
содержание представлено в четырех разделах: «Человек среди людей», «Человек в истории», «
Человек в культуре», «Человек в своем крае». Технология реализации программы представлена
блочно-тематическими
планами
и
конспектами,
предусматривающими
использование
различных
средств,
методов
и
форм
социального
воспитания,
оптимальное
сочетание
специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. В конце
каждого раздела программы в зависимости от возрастного периода даны показатели социально-
коммуникативного развития, позволяющие определить его общий уровень.
Большинство тем из предложенных блоков мы используем в своей работе с детьми при
организации
непосредственной
образовательной
деятельности
по
социа льно-
коммуникативному развитию. Так в прошлом учебном году с детьми подготовительной группы
мною и вторым воспитателем группы были проведены открытые занятия по темам:
«Традиционная
русская
кухня»,
«Богатыри
земли
Русской»,
«Изобретения
и
достижения
человечества», «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки», «Этикет и
его
история».
В
ходе
подготовки
и
проведения
занятий
мы
незначительно
изменили
предложенные игры, адаптировали их под особенности и интересы детей, а так же вариативно
использовали с учетом нашего родного города. В целом, предложенные автором конспекты
программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников
«Дорогою добра», могут помочь в решении обозначенных проблем воспитания детей.
В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг.
Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на
яркой
обложке,
которая
привлекает
внимание
детей.
Родители,
сами
читающие
книги,
показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям.
В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе
развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на
родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только
время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.
Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная
совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация –
вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор.
Ведь
мы,
взрослые
призваны
воспитывать
и
выпускать
в
жизнь
самостоятельного,
трудолюбивого,
разносторонне
развитого,
смелого,
волевого,
коммуникативного,
доброго,
внимательного человека.
Следует
просто
любить
своих
детей,
прислушиваться
к
их
желаниям,
проблемам,
высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о
своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут
смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с
себя и маленьких детей.
В
заключении,
можно
сказать,
что
современная
система
воспитания
может
быть
эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди
которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и
этнической
обусловленности,
мотивация
нравственного
патриотического
поведения
и
эффективное
управление.
Социальное
воспитание
дошкольников
через
личностно
ориентированное
обучение
с
применением
тактик
педагогической
поддержки
требует
дальнейшего
изучения,
развития
и
внедрения
в
практику
дошкольных
образовательных
учреждений.
Список литературы
1.
Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений.
- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский
Ю.П. Курс лекций по педагогике.
2.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
3.
Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-
коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,
2015. – 160 с.