"Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании"
Автор: Кошелева Елена Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №9 г. Тосно Населённый пункт: г. Тосно Ленинградская область Наименование материала: Статья, опыт работы. Тема: "Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании" Раздел: дошкольное образование
образовании.
г. Тосно
2017
Использование исследовательской деятельности в
дошкольном образовании.
Подготовила:
Кошелева Елена
Витальевна
Воспитатель первой
квалификационной
категории
МКДОУ №9 г.Тосно
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Введение.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного
образования определяют основные принципы, согласно которым идёт
смещение
акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение
исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становится всё более
очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы
абсолютно каждому человеку в самых различных сферах жизни.
Поэтому среди возможных средств развития познавательной активности
дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Она позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить
логическое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать
эти знания для создания новых объектов действительности.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского
поведения
являются
любознательность,
наблюдательность,
жажда
новых
открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых
сведений об окружающем ребёнка мире.
Почему
же
у
большинства
ребят
с
возрастом
интерес
к
исследованиям
пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Может быть, мы - папы и
мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем
у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже
совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга,
откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли
интерес
к
окружающему
миру,
важно
вовремя
поддержать
их
стремление
исследовать
всё
и
вся.
Задача
взрослых
–
помочь
детям
сохранить
эту
исследовательскую
активность
как
основу
для
таких
важных
процессов
как
самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, только когда
ребенок
слышит,
видит
и
делает
сам,
находя
ответы
на
вопросы
"как?"
и
"почему?".
Мир
открывается
ребёнку
через
опыт
его
личных
ощущений,
действий,
переживаний. Малыш изучает мир как может и чем может – глазами, руками,
языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Вот на этом и основано активное внедрение детского
экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Главные достоинства применения метода экспериментирования в детском
саду заключаются в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления об объекте, о его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, необходимые для совершения операций анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо рассказать об увиденном,
сформулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных умений.
В условиях детского сада используются элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключаются в характере решаемых задач: они известны только
детям. Также в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения. Опыты и эксперименты
практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое игровое
оборудование.
Опыт работы
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской
деятельности методом экспериментирования, который позволяет детям в условиях
практических действий усваивать знания, решать проблему и наглядно видеть
результаты исследования.
Работа в нашей детской лаборатории начинается с экскурсии, во время
которой ребята знакомятся с ее хозяйкой - Совушкой-совой Мудрой головой, с
оборудованием и правилами поведения. Процесс знакомства сопровождается
забавными опытами. Кроме Совушки-совы к детям в лабораторию "заходят" её
друзья - утёнок Кряк, поросёнок Почемучка, "залетает" пчёлка Любознайка,
"заплывает" Радужная рыбка, лягушонок "Вопросик" и другие персонажи.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов
(особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный
мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер и многое другое.
Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы ребята нашли его
самостоятельно.
Дети задают вопросы Мудрой Сове, а она либо присылает подсказку, либо
предлагает спросить у пап и мам, а затем рассказать всем детям, но некоторые
детские вопросы становятся темами очередной встречи с ней в лаборатории.
Организовывая работу в лаборатории я определяю основные правила:
Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в
самостоятельной (желательно практической) деятельности.
Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы
её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и
выбрать сами.
Экспериментирование - проверка гипотез организуется как активная
деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить:
что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
Подведение итогов, вывод.
Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в
младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем -
самостоятельно).
Например:
Однажды во время похода группой в живой уголок Ксюша взяла с собой
кока-колу, дети увидели это, и начался спор - напиток вреден или нет. В результате
опроса детей выяснилось, что многие её любят и пьют дома, а некоторым ребятам
родители не покупают, объясняя тем, что она вредна. В чём вред, дети
затруднялись ответить или говорили словами родителей. Тогда мы решили
провести исследование, возник проект, была поставлена цель.
В результате проведённых экспериментов мы выяснили:
что кока-кола очищает чайный налёт с чашек (в специально подготовленную
чашку с чайным налетом была налита кола, через день после этого мы проверили -
налет исчез)
удаляет ржавчину с гвоздей (мы разделили ржавые гвозди на две группы:
одну поместили в колу, другую - в чистую воду; на следующий день обнаружили,
что гвозди окрасили воду в ржавый цвет и сами остались ржавыми, а гвозди из
колы - очистились)
в кока-коле много сахара, который разрушает зубы (мы поместили стакан с
колой на батарею, через неделю проверили - вода из нее испарилась, остался
густой вязкий сахарный сироп)
кока-кола окрашивает эмаль зубов (мы поместили молочные зубы, которые
принесли дети, в стакан с колой, на следующий день эмаль стала коричневой из-за
большого количества красителей)
Этот эпизод произвел на детей огромное впечатление, стал ярким акцентом
нашей работы.
Результаты нашего эксперимента зафиксировали рисунками-объявлениями о
вреде кока-колы, которые развесили на территории нашего сада.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в
детском саду является организация развивающей среды. Основными
требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является
обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Наша лаборатория, постоянно пополняется материалом и оборудованием в
соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
В ней имеется всё необходимое оборудование для исследовательской
деятельности.
В уголке экспериментирования оборудованы выдвижные и передвижные
центр песка и воды, центр арт-терапии (рисование на песке), которые компактно
встроены в нашу лабораторию.
Организовывая экспериментальную деятельность в уголке, соблюдаю
Правила безопасности и жизнедеятельности детей, такие как:
Работа под наблюдением взрослого
Все вещества эксперимента брать только ложечкой
Грязными руками не трогать глаза
Не брать руки в рот
Правильно нюхать незнакомые вещества
Все материалы для экспериментирования, такие как схемы, таблицы,
картотека опытов и занятий сохраняю в методической копилке.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей.
Так, после проведения экспериментов со звуком, мы создаём с детьми свои
музыкальные инструменты.
В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей провожу
открытое занятие, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть
самостоятельными.
В
результате
дети
всё
охотнее
обращаются
за
помощью
к
детским
энциклопедиям,
познавательной
литературе.
Я
считаю,
что
овладение
д о ш кол ь н и ка м и
р а з н ы м и
с п о с о б а м и
п о з н а н и я ,
в
том
ч и с л е
и
экспериментированием,
способствует
развитию
активной,
самостоятельной,
творческой личности.