Автор: Тяголяева Валентина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 Населённый пункт: Коломна Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Игра в жизни ребенка" Раздел: дошкольное образование
Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного
возраста
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность,
которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён
и
всех
народов
играют,
потому
что
только
в
игре
развиваются
духовные
и
физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает
внимание людей самых различных профессий.
Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу
того, что у них есть подсознательное чувство пола.
Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр
и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети
отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени.
На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил
был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали
помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на
этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду.
Взрослые
создают
облегчённые,
уменьшенные
в
размере
орудия
труда.
Дети
упражняются овладевать навыками , причём, их деятельность близка к деятельности
взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать
все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное
участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная
игрушка,
которая
сохраняет
внешнее
свойство
с
орудием
труда.
С
ней
нельзя
упражняться
в выполнении
действий,
можно
изображать
их.
Играя
дети
стали
воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.
Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку
присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом « что такое». Дети очень
наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в
игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» -
стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим
наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм , чем озабочена
страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются
конкретные
общественные
явления,
каждое
общество
различными
путями
,
сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе
при
определённых
условиях
-
социальных.
Если
взрослые
обеспечивают
материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для
развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано
включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнок, имеет тоже
значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в
игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного
деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок
преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за
пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть ,
укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В
хорошо
организованной
семье
эти
рабочие
функции
постепенно
усложняются,
ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное
занятие ребёнка.