Автор: Дмитриева Лана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: г.Самара ,Самарская область
Наименование материала: Исследовательский , творческий
Тема: "Удивительная вода"
Раздел: дошкольное образование
Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная
вода».
Вид проекта: исследовательский, творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта:
воспитатели Дмитриева Л.В. Туганаева А.А. дети 5-6 лет,группа 40
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует
становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного
познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную
систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в
специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы,
выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов,
запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил
собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и
укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в
природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей;
формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к
воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное
взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-
исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства,
самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы –
водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли
воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать
представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное
отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической
культуры личности.
Нет вещества более удивительного и до конца неисследованного, чем
обыкновенная вода. Вода вездесуща, она пронизывает оболочки земли и проникает в
любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое.
Проведённая работа преследовала три цели. Во-первых, узнать о значении воды для
жизни живых организмов и человека. Во-вторых, узнать о свойствах и качествах воды, её
использование в быту. И, в-третьих, показать, как можно играть с водой и почему вода –
удивительное вещество.
На первом этапе юные исследователи выслушали рассказ о значении вод океанов и морей,
рассматривая глобус и иллюстрации в красочных книгах.
На втором этапе юным исследователям предлагалось рассмотреть плакат « круговорот
воды в природе».
На третьем этапе мы провели эксперимент с водой при помощи шариков гидрогель и игры
с водой. И показали детям, как можно играть с водой.
Гидрогель- полимер, способный задерживать большое количество
воды,«насыщаться» влагой увеличиваясь в 10-15 раз. Гидрогель не токсичен, другие
названия гидрогеля «аквагрунт» и «экопочва». Для опытов больше всего подойдет
декоративный гидрогель. Представляет собой разноцветные крошечные бусины
диаметром около 2 мм. Отдельно очень интересно наблюдать за ростом шариков. Очень
интересен пример цветного гидрогеля в простой воде.
Сперва он был вот такой.
Затем заливаем водой. И начинаем наблюдение, как гель впитывает воду и увеличивается
в размерах. Вот такие прозрачные шарики у нас получились.
Погружаем руки в гидрогель и играем с шариками. Перебираем ручками, перекладываем
как пальчиками, так и ложечкой в мисочки/баночки. Кстати, шарики очень прыгучие и
ребенка это очень забавляет. Так же гидрогель развивает мелкую моторику рук.
Еще один эксперимент с водой – это запускание мыльных пузырей. Все знают, что в их
состав входят мыльный раствор и вода. Смешиваем раствор и воду, дуем в трубочки и
занимательная игра готова! Так же надувание пузырей развивает дыхательную систему у
детей.
И закреплением нашего опытно-экспериментального проекта является раскрашивание
картинок на тему «Удивительная вода».