Автор: Мелещенкова Елена Александровна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ "Трубчевский политехнический техникум" Населённый пункт: Брянская область г. Трубчевск Наименование материала: статья Тема: "Формирование семейных ценностей у студентов" Раздел: среднее профессиональное
Мелещенкова Елена Александровна
ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
г. Трубчевск, Брянская область
Формирование семейных ценностей у студентов
Аннотация: Семья
–
это
важнейший
социальный
институт
формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных
ценностей. Особое значение семейный вопрос имеет для молодежи. Сегодня
сужается возможность самостоятельных действий и оценок, ориентиры
молодежи - престижно-потребительские, мы наблюдаем информационное
загрязнение
«среды».
В
данной
статье
раскрывается
актуальность
и
методы формирования семейных ценностей.
Ключевые понятие:
Семья, семейные ценности, брачно - семейные
отношения,
семейная
культура,
нравственно-психологический
климат,
индивидуальная
ответственность,
с и с т ем ы
ц е н н о с т е й
и
н о рм ,
демографическое поведение
Подготовка
к
семейной
жизни
-
настоятельная
необходимость,
т.к.
среди
ценностей,
созданных
человечеством,
семья
является
одной
из
важнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись
без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания,
обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении
демографических процессов.
Современная российская молодежь – это, прежде всего, компьютерная
или
цифровая
молодежь, жизненные
ценности,
ориентации,
установки
которой
формируются
под
влиянием
виртуальной
среды,
с
которой
у
молодежи ассоциируются свобода, выбор, возможности самоактуализации
без осознания того, насколько эта среда способна манипулировать ими, но
противостоять
ей
традиционная
система
социализации,
разрушенная,
кризисная, а потому недейственная, не в состоянии. В результате остается
беспомощно
наблюдать
стихийный,
практически
неуправляемый
процесс
формирования
ценностного
мира
российской
молодежи
в
условиях
трансформации системы ценностей российского общества.
Подготовка
к
семейной
жизни
является
такой
же
значимой,
как
и
подготовка к профессиональной деятельности, поскольку проблемы семьи не
менее важны, чем карьерные вопросы. На должном уровне разрешить их
способен человек, соответствующим образом подготовленный.
В
последние
десятилетия
четко
просматриваются
негативные
тенденции
в
брачно-семейных
отношениях
среди
молодежи:
ухудшается
нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число
разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые
нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в
том
числе
студенческих,
принципов
совместного
проживания
старшего
поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей
над
семейными.
Модель
семьи
в
современном
российском
обществе
вариативна.
Она
может
объединять
супругов
с
детьми,
находящихся
в
зарегистрированном
или
незарегистрированном
браке;
пару
«мать
и
ребенок»; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное
хозяйство;
полигамный
союз,
основанный
на
религиозных
обычаях
или
новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.
Многочисленные
исследования
социологов,
психологов,
педагогов
свидетельствует
о
том,
что
стабильная
семья
может
быть
создана
при
определенной
степени
готовности
к
браку
молодых
людей.
Содержание
готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс
общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые
будут
приведены
в
действие
при
наличии
у
будущего
семьянина
гуманистической направленности личности.
Система подготовки к семейной жизни должна основываться на таких
общепедагогических
принципах,
как
духовность
целенаправленного
воспитания,
его
связь
с
практикой,
взаимосвязь
всех
факторов,
формирующих
личность.
Можно
опираться
на
разнообразные
виды
деятельности студентов: учебную, игровую, трудовую, спортивную, семейно-
бытовую и др. Молодым людям необходимо раскрыть значимость семьи,
социальные роли супругов и родителей; а также наши нравственные качества:
равноправное отношение к другому полу, дружба, уважение к матери, отцу,
старшим и младшим, ответственность и верность, честность, сдержанность,
доброта,
уступчивость,
осознание
моральных
основ
брачно-семейных
уз,
любовь как истока брака, чувство долга перед супругом (супругой), семьей,
детьми; правильное представление об идеальном муже, жене, отце, матери.
Самое главное, что необходимо воспитывать у молодежи в рамках
формирования высокой семейной культуры, – это высокую индивидуальную
ответственность за создание и существование семьи, а для этого требуется
специальная подготовка к семейной жизни, которая складывается из таких
составляющих, как:
–
непосредственное
влияние
родительской
семьи
через
систему
и
характер
сложившихся
в
ней
семейных
отношений,
которые
на
этапе
первичной социализации личности становятся образцом для подражания и
идеалом семейных отношений, закладываясь на подсознательном уровне и
оказывая свое позитивное или негативное (в зависимости от типа семейных
отношений) влияние на будущую семейную жизнь индивида;
– наличие или отсутствие в системе образования системы подготовки к
семейной жизни
и соответствующий
уровень реализации функций этой
системы;
–
роль
СМИ
в
трансляции
семейных
ценностей,
семейной
проблематики (численность и тип телепередач, публикаций в СМИ, фильмов
и т.д.);
–
система
контроля
за
СМИ
как
автора
влияния
на
сознание
и
поведение молодежи, в частности в сфере семейно-брачных отношений;
– молодежная политика государства, ориентированная на контроль за
воспитанием молодежи и формированием ее семейной культуры;
– семейно-демографическая политика государства, направленная
на
поддержку
и
защиту
семьи,
материнства
и
детства
как
образец
ответственности
государства
перед
семьей,
которая,
в
зависимости
от
характера этой политики, передает молодому поколению свое отношение к
государству, закладывая в нем основы патриотизма;
–
своевременное
и
постоянное
научное
изучение
сферы
семейных
ценностей
и
отношений
в
обществе,
их
динамики
и
выявление
доминирующих тенденций с тем, чтобы система семейного воспитания была
адаптивной, мобильной и могла вовремя корректировать свои идейные и
ценностные установки в соответствии с изменяющейся реальностью или
усиливать воспитательное воздействие там, где необходимо предотвратить
развитие негативных явлений;
–
тесное,
системное
взаимодействие
всех
агентов
социализации
в
рамках
формирования
семейной
культуры
молодежи
на
основе
единой
ценностной системы.
Следует согласиться с мнением, что только через понимание системы
ценностей
и
норм,
существующих
в
обществе,
особенностей
отношений
молодых поколений можно оценить влияние современности на показатели
демографического
поведения.
Соответственно,
система
регуляции
демографического
поведения
молодежи
требует
глубокого
изучения
ее
ценностного мира и в определенной степени его регулирования через каналы
социализации,
которые
призваны
формировать
в
ряду
прочих
значимых
ценностей
и
установок
молодежи
семейные
ценности
и
ориентации
посредством формирования ее семейной культуры.
Список литературы
1.Жильцова
Ю.
В.
Формирование
семейных
ценностей
у
студенческой
молодежи —Пермь:Меркурий,2014.—С.41-43.
2. Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007. —
185 с. 4.
3.Лисовский В. Т. МОЛОДЕЖЬ:
любовь,
брак,
семья.
(Социологическое
исследование). —СПб.:Наука,2003. —С.67.
4. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со
старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки
занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие
с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – 256 с. – (Воспитательная
работа).