Автор: Кукушкина Марина Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическое пособие для использования на занятиях по обучению грамоте детей 6–8 лет.
Тема: "Йотированные гласные. Обобщающее занятие".
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие для использования на занятиях по обучению грамоте
детей 6-8 лет.
Тема: «Йотированные гласные. Обобщающее занятие».
Материал
представлен
в
форме
сказки,
позволяющей
в
необычной
форме
закрепить в памяти детей правила о йотированных гласных буквах.
Уточнить сформированные представления о том, что буквы Я, Е, Ё, Ю дают по
два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и
твёрдого знаков.
Напомнить о смягчение согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю.
Развивать фонематическое восприятие, усвоить звуковой анализ слов.
Пособие предназначено логопедам, воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, педагогам, осуществляющим предшкольную подготовку детей; может
быть полезна учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня;
рекомендовано
родителям
для
совместных
занятий
с
ребёнком
по
изучению
алфавита.
Автор: Кукушкина Марина Васильевна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 6» г. Ярославль
Сказка о хитрых буквах.
Жили-были
буквы
в
алфавите.
Друг
на
друга
непохожие, с разным характером, всего их было 33. И вот
что однажды приключилось…
Буква Я обижалась и жаловалась:
- Поставили меня в алфавите самую последнюю, а я, Я,
Я -
такая важная!
Но не зря её хитрой прозвали, подговорила Я другие
хитрые буквы: Е, Ё, и Ю превращаться в два звука.
- Давайте будем давать два звука, когда первые в слове
стоять будем, никто нам помешать не сможет!
Хитрые
буквы
согласились,
и
в
начале
слова Е
превратилось в [ЙЭ], Ё в [ЙО], Ю в [ЙУ], а сама Я в [ЙА].
Например: яма [йама]. В слове три буквы, но четыре
звука!
Понравилось хитрым буквам превращаться, подошли
они к гласным звукам, попросили:
- Можно мы после вас два звука давать будем?
Гласные звуки такие добрые, настроение у них всегда
хорошее, они поют: А..,О..,У..,Ы..,И..,Э... Разрешили они
хитрым буквам превращаться в два звука.
Например: поёт [пойот]. В слове четыре буквы, но
пять звуков.
Мало этого хитрым буквам показалось, подошли они к
твёрдым согласным звукам, говорят:
- Разрешите нам после вас два звука давать.
Твердые согласные строгие, характер у них жёсткий,
отказали хитрым буквам в их просьбе.
Хитрые буквы своими уговорами стали менять характер
твердого согласного, стоящего перед ними на мягкий, но
превращаться
в
два
звука
не
могли.
Пришлось
хитрым
буквам после согласных только один гласный звук давать: Е
- [Э], Ё - [О], Ю - [У], Я - [А].
Например: люк [л'ук]. В слове три буквы и три звука.
А ещё нашлись согласные, которые на уговоры хитрых
букв не поддались, характер свой не поменяли. Ш,
Ж и Ц
всегда твёрдые!
Например: шеф [шэф], жёлуди [жолуди], цех [цэх].
Не успокоились хитрые буквы, оглядели внимательно
весь алфавит и нашли ещё две буквы, которые даже звуков
не обозначают: Ъ и Ь. Пришли хитрые буквы к твёрдому и
мягкому знакам, предложили свою дружбу и попросили
разрешения в два звука превращаться. Ъ и Ь были рады:
- Пусть нас и не произносят, лишь бы писать, где
нужно не забывали! А хитрые буквы пусть после нас в два
звука превращаются, нам не жалко.
Например: съел [сйэл]; льют [л'йут].
Вот так хитрые буквы в правила попали!
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука:
- когда стоят первые в слове: енот [йэнот];
- после гласной дают [дайут];
- после твёрдого знака подъём [подйом];
- после мягкого знака семья [сем'йа].
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я смягчают согласный стоящий
перед ними и дают один гласный звук.
Например: лес [л'эс], тюк [т'ук], пёс [п'ос], ляп [л'ап].
Вы, дорогие ребята, про хитрый характер гласных букв
Е, Ё, Ю, Я помните, правила о них повторяйте, чтобы не
было
у
вас
в
школе
ошибок!
Желаю
вам
хорошего
настроения и отличных отметок!