Напоминание

Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Автор: Сидорова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Дата публикации: 07.08.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с

требованиями ФГОС НОО.

Чему учим,то и проверяем

…..(тезис)

Одной

из

основных

форм

организации

учебного

процесса

по-прежнему

остаётся урок.

В учебно – методическом комплексе «Перспективная начальная школа»

выделяются уроки следующих типов:

Тип урока

Целевое назначение

Урок первичного предъявления новых

знаний или УУД

Первичное усвоение новых предметных

ЗУНов, УУД

Урок формирования первоначальных

предметных навыков УУД, овладения

новыми предметными умения

Применение усваиваемых знаний или

способов учебных действий в условиях

решения учебных задач (заданий)

Урок применения предметных ЗУНов и

УУД

Применение предметных ЗУНов и УУД в

условиях решения учебных задач

повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации

предметных ЗУНов,УУД

Систематизация предметных ЗУНов или

УУД (решение практических задач)

Урок повторения предметных ЗУНов или

закрепления УУД

Закрепление предметных ЗУНов,

формирование УУД

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений

решать практические задачи,

сформированности УУД

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными

ошибкам

Мы сегодня остановимся на контрольном уроке и поговорим в чём новизна

современного урока контроля знаний по сравнению с традиционным.

Первое отличие заключается в определении.

Традиционный контрольный урок

– это урок проверки уровня

достигнутых обязательных

результатов обучения, усвоения

знаний и прочности формирования

навыков.

Современный урок контроля – это урок

проверки предметных ЗУНов,

сформированности интеллектуальных

умений или умений решать

практические задачи.

Исходя из данных определений, можно говорить о различии целевого

назначения контрольного урока.

Цель традиционного урока

контроля: осуществить контроль

усвоения ЗУНов.

А современный урок включает две цели:

1). Деятельностная цель –

формирование у учащихся умений к

осуществлению контрольной функции

(уровень сформированности УУД)

2).Содержательная цель – контроль и

самоконтроль изученных понятий,

алгоритмов (предметные результаты).

Исходя из целей контрольного урока, определяем различие в содержании

заданий.

В традиционном контрольном

уроке задания направлены на

контроль приобретённых ЗУНов.

Задания предполагают широкий

диапозон трудностей: от обязательного

минимума – это «базовый уровень»,

обозначенный в планируемых

результатах ООП, как «ученик

научится», до достаточно трудных

заданий повышенного уровня,

требующих глубокого владения

материалом, обозначенных в

планируемых результатах ООП, как

«ученик получит возможность

научиться»

Задания носят репродуктивный

характер

Например:

Реши задачу.

В 4 одинаковых бидонах 24 л

молока. Сколько литров молока

поместится в 8 таких бидонов?

Задания носят практический характер

Например:

Составь план решения задачи

В 4 одинаковых бидонах 24 л молока.

Сколько литров молока поместится в 8

таких бидонов?

План:

1.Вычислю, сколько …

Действуя по составленному плану,

реши задачу.

Также в современный контрольный урок

включаются задания разных видов.

Разноуровневые задания, которые

позволят учителю осуществить

личностно – ориентированный подход к

учащимся и предоставить возможность

каждому ребёнку добиться успеха.

Например:

Базовый уровень.

Планируемый результат: умение

различать однокоренные слова и

разные формы одного слова.

Подчеркни разные формы одного

слова.

1)лошадь; 2)лошади; 3)лошадка;

4)лошадью; 5)лошадьми.

Повышенный уровень.

Планируемый результат: умение

находить в корнях слов фонетические

чередования согласных звуков;

образовывать сложные слова на базе

предложенных сочетаний слов.

Запиши слова с фонетическим

чередованием согласного звука корне

слова.

1)сухой - _______________;

2)защищать - ___________.

Задания, носящие творческий характер.

Найди в толковом словаре значение

слова – караван, составь с этим словом

предложение

Или задание для работы в паре или

группе.

Запиши случаи, где предлоги без и из

стоят перед словами, которые

начинаются с гласных звуков. Ты

используй первые два предложения, а

твой сосед – два последних

предложения.

В требованиях к современному уроку изменилось и оценивание результатов

контрольной работы.

В традиционном уроке контроля

оценивает только учитель с

помощью отметки.

В современном уроке контроля

присутствует как оценка учителя, так и

ученика. Учитель оценивает

полученный результат с помощью

уровней – «повышенный, базовый,

низкий, группа риска» и с помощью

отметки.

Слайд 10. Ученик с помощью

самооценки, проанализировав

выполненную работу, выставляет

номера заданий в соответствии с

критериями.

Самооценка (оценивание самими

учащимися).

Проанализируй выполненную работу и

заполни таблицу.

Критерии выполнения

заданий

Номера заданий

Задания,.которые мне

было выполнять

легко.

Задания,при

выполнении которых

у меня возникли

сомнения

Задания, которые мне

было выполнять

трудно

Задания, которые мне

было выполнять

интересно

И кроме того ученик может соотнести

(сравнить) результат своей работы с

эталоном.

Например:

Сравните свойства воды со

свойствами воздуха (при нагревании

и охлаждении).____________________

__________________________________

Проверьте правильность ответа по

учебнику «Окружающий

мир»,3класс,ч.1.

На каких страницах учебника

находится информация, необходимая

для проверки ответа?________________

С чего же начать учителю проектировать современный урок контроля ЗУНов.

Я хочу предложить алгоритм проектирования итогового контрольного урока

на примере предмета - русский язык.

Алгоритм проектирования урока контроля.

1). Определяем вид контроля.

2). Определяем форму проведения контроля.

3). Проектируем задачи в соответствии с планируемыми результатами ООП.

4). Подбираем задания базового и повышенного уровня.

5). Разрабатываем критерии и показатели оценивания.

Остановимся более конкретно на каждом пункте алгоритма.

1). Определяем вид контроля (итоговый контроль).1 – е полугодие 2 класс.

программа «ПНШ»

2). В зависимости от вида контроля определяем форму проведения (диктант с

грамматическим заданием). Во 2-ом классе за 1 полугодие мы взяли диктант

«Зимний лес».

Грамматические задания позволят нам выявить уровень сформированности

метапредметных УУД и включают в себя 6 заданий.

3). Проектируем задачи в соответствии с планируемыми результатами

(предметные и метапредметные), прописанные в ООП.

Предметные УУД: умение записывать слова в соответствии с изученными

орфограммами (подведение под правило) – проверяемые и непроверяемые

безударные гласные в корне слова, буквосочетания –ча,ща,жи,ши,

оформление предложения.

Метапредметные результаты: регулятивные – умение принимать и сохранять

учебную задачу; адекватно оценивать результат своих действий ;

познавательные -осуществлять поиск информации в соответствии с заданием.

4). Подбираем задания базового и повышенного уровня.

Показатели:

умеет записывать слова в соответствии с изученными орфограммами (подведение

под правило)

Критерии и уровни:

предметных результатов - успешность формирования навыка правописания(подведение

под правило)

справился на повышенном уровне (без ошибок);

справился на базовом уровне (допустил не более 3 ошибок);

справился на низком уровне (допустил 4-6 ошибок);

группа риска (допустил более 6 ошибок);

4). Разрабатываем критерии и показатели оценивания. Для оценивания

предметных результатов мы воспользуемся текстом диктанта.

Исходя из планируемых результатов, критерием оценивания предметных

результатов будут уровни успешности формирования навыка правописания.

Показателем будет умение учащихся подводить под правило, если учащийся

написал диктант без ошибок, значит справился на повышенном уровне,

допустил не более 3 ошибок – достиг базового уровня, 4-6 ошибок на низком

уровне, учащиеся, допустившие более 6 ошибок попадают в группу риска.

Данные результаты переводим в отметку.

Оценивания предметных результатов

Оценивание отметкой по результату выполнения

Без ошибок – отметка «5»;

1-2 ошибки – отметка «4»;

3-5 ошибок – отметка «3»

6 и более ошибок – отметка «2»

Оценивание метапредметных результатов осуществляется через выполнение

учащимися грамматических заданий. Показателем умения принимать и

сохранять учебную задачу является правильное выполнение каждого из пяти

грамматических заданий, оцениваемое по 1 баллу. Если учащийся справился

со всеми пятью заданиями, значит на данном этапе он овладел этим УУД на

повышенном уровне, набрав от 0 до2 баллов, учащийся попадает в группу

риска.

Критерии результативности:

Умение принимать и сохранять учебную задачу:

самостоятельное предположение, какая информация нужна для

решения учебной задачи;

вычитывание информации, данной в явном и неявном виде.

Показатели сформированности

познавательных УУД

Уровни

умеет самостоятельно предположить,

какая информация нужна для

решения учебной задачи;

повышенный (5баллов)

может предположить частично, не

уверен

базовый(4-3балла)

не умеет самостоятельно

предположить, какая информация

нужна для решения учебной задачи;

низкий(2-0)

умеет вычитывать информацию,

данную в явном и неявном виде;

повышенный (5баллов)

вычитывает нужную информацию

частично;

базовый(4-3балла)

не умеет вычитывать нужную

информацию;

низкий(2-0)

По ходу выполнения грамматического задания учащиеся осуществляют

самооценку своих действий с помощью цветовой радуги.

Цветовая самооценка.

зеленый - Я справился с заданием

жёлтый – испытываю затруднение

красный – Было трудно. Мне нужна помощь.

Критерии и уровни результативности:

Повышенный уровень - «ученик умеет адекватно оценивать свою деятельность,

аргументируя свою оценку» - 2 балла;

Базовый уровень – «ученик умеет оценивать свою деятельность, но не использует

аргументированную оценку» – 1 балл;

Низкий уровень -« не умеет адекватно оценивает свою деятельность» - 0 баллов

Критерии результативности умения оценивать свою деятельность

представлены на слайде. Для повышенного уровня характерно умение

адекватно и аргументированно оценивать свою деятельность. Если учащийся

набрал 0 баллов, значит на данном этапе он ещё не овладел этим действием.

Результаты оценки сформированности предметных и метапредметных УУД

заносятся в таблицу.

Результаты оценки сформированности предметных и метапредметных УУД

Ф.И.

Предметные

Метапредметные

Безуда

рный

гласн

ый в

корне

слова

Слов

арны

е

слов

а

Букво

сочета

ния

жи,ши

ча ща

Офор

млени

е

предло

жения

Связан

ные со

слабы

м

контро

лем(пр

оп.зам.

)

Уро

вен

ь

От

мет

ка

Регуля

тивные

Познав

а-

тельны

е

у

р

о

р

ве

н

ь

о

т

м

е

т

к

а

Сохр.

учеб

задач

у(бал

л)

Оцен

и

вать

дейст

в.

(балл

)

Поиск

инф.

(балл)

1

Абрамова М.

+

+

+

+

Б

3

3

2

2

Б

4

2

Аширова К.

П

5

5

2

2

П

5

3

Вольф Д.

+

+

+

+

Н

3

2

1

2

Б

4

4

Воробьёв М.

+

+

+

+

Н

3

3

1

0

Н

3

5

Догадаева О.

+

Б

4

3

2

2

Б

4

6

Загарских У.

П

5

4

2

2

П

5

В ходе анализа, проведённой работы, выявляется качество уровня

сформированности предметных и метапредметных УУД, делаются выводы,

выявляются типичные ошибки и составляется план корректирующих

действий.

3. План корректирующих действий:

1. Проанализировать работы учащихся.

2. Выполнить с учащимися работу над ошибками с использованием памятки

(учебник «Русский язык» 1 часть) и обратного словаря (учебник «Русский

язык» 2 часть).

3. Проводить ежедневно орфографические минутки и работу со словарем на

отработку умений писать слова с безударными гласными, проверяемыми и

непроверяемыми ударением.

4. Включать в проект урока задания, направленные на формирование у всех

учащихся регулятивных УУД таких как принимать и сохранять учебную

задачу, познавательных УУД-осуществлять поиск информации в

соответствии с заданием.

5. Осуществлять индивидуальную работу с учащимися, выполнившими

задания на низком уровне по следующим темам .

Выполнить работу над ошибками с учащимися нам помогает памятка и

обратный словарь

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что проектирование урока

контроля ЗУН в соответствии с ФГОС позволит учителю:

1)

Определить содержание программного материала, требующее контроля

и оценки.

2)

Осуществить итоговый или тематический контроль результатов

обучения.

3)

Осуществить оценку учебно – познавательной деятельности младших

школьников.

4)

Способствовать развитию самоконтроля школьников, его умения

анализировать и правильно оценивать свою деятельность.

5)

Организовать коррекционную работу учащихся, направленную на

выявление и устранение причин неудачных результатов обучения.

6)

Сопоставить результаты итогового контроля с требованиями к

подготовке учащихся, прописанными в ООП НОО.



В раздел образования




Яндекс.Метрика