Напоминание

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного


Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка, проводимого во 2А классе

Учитель Гераськина Е. Г.

Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «русского языка»

Задачи урока:

1. Указывать способ появления сложных слов;

2. Писать сложные слова и объяснять их значение;

3. Объяснять трудности написания сложных слов;

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями

партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать навыки работать с учебником.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятие сложные слова через задания учебника; доказывать трудности написания

сложных слов; получат возможность научиться давать объяснения четко следуя инструкциям.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .

Регулятивные:

Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником; принимают и сохраняют учебную задачу .

Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке,

определять успехи и трудности.

Познавательные

Общеучебные действия: работают по учебнику, следуя инструкциям.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 часть, учебник «Русский язык» 2 часть, тетрадь для самостоятельных

работ № 2, тетрадь для проверочных работ.

Тип урока: Закрепление знаний.

Основные понятия:

Ход урока

Этапы урока.

Формируемые

УУД

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.

Организационный

момент

Регулятивные:

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры,

принимать и

сохранять учебную

задачу.

Смыслообразование

и самоопределение.

- Ребята, у нас сегодня гости на

уроке давайте поприветствуем их?

- Подумайте, что пригодится для

успешной работы на уроке.

- Откройте тетради, запишите дату:

Дети высказываются.

Учащиеся записывают дату:

23 апреля

Классная работа.

II. Актуализация

знаний.

Познавательные:

формировать

умение

осуществлять

сравнение и

выделять общее и

различное.

Актуализация знаний

Работа по карточке

- У вас на столах лежат карточки.

- Предлагаю поиграть в игру

«Продолжи ряд».

С…р…ка, трубочист, п…льто,

вертолёт, л…мон, … .

У каждого из детей карточки

Регулятивные:

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры,

принимать и

сохранять учебную

задачу.

Умение сравнивать

полученные

результаты с

поставленной

задачей.

Коммуникативные:

коммуникация как

взаимодействие

- Прочитайте слова:

- Определите закономерность

составленного ряда.

- Назовите только словарные слова.

-Определите особенность в записи

слов из словаря?

- Прочитайте сложные слова,

подобранные мной.

- Сложные слова – это какие слова?

-Составьте план действий работы

над заданием

-Выполняйте.

Подготовка к проверке словарных

слов.

-Сравните свою запись с записью

Учащиеся читают слова:

Сорока, трубочист, пальто ,

вертолёт, лимон, … .

Чередование слов из словаря и

сложных слов.

Сорока, пальто, лимон.

- В словарных словах пропущены

буквы.

Ответы уч-ся: трубочист,

вертолёт.

Слова из двух основ с

соединительными гласными –е или

–о.

Прочитать ряд, вставить

пропущенные буквы в словарные

слова, продолжить ряд на одно

сложное слово.

на доске.

Задание классу:

Если нет ошибок – поднимите

зелёный квадрат, если есть ошибка

- красный квадрат.

Подготовка к проверке сложных

слов

- Прочитайте подобранные вами

сложные слова.

-Расскажите, как будете оценивать

правильность выполнения задания

одноклассником.

Проверка.

- Работаем по цепочке.

-Марк читай…

(Далее читают: Арина, Маша,

Андрей, Алина, Полина П.)

Учащиеся самостоятельно

выполняют задание.

Сорока, пальто, лимон.

Будем внимательно слушать ответ и

поднимать квадрат зелёного цвета,

если согласны с ответом и красного

- если не согласны.

Учащиеся, используя квадрат «да –

нет» называют подобранные

сложные слова.

III. Постановка

учебной задачи

Познавательные:

формировать

умение

-Воспользуйтесь заданием на

карточке попробуйте

Сложные слова.

осуществлять

сравнение и

выделять общее и

различное.

Регулятивные:

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры,

принимать и

сохранять учебную

задачу.

Умение сравнивать

полученные

результаты с

поставленной

задачей.

сформулировать тему урока.

-Чёткое определение темы урока

необходимо найти по содержанию

учебника.

- Какую часть учебника русского

языка будем использовать сейчас?

- Откройте содержание, найдите и

прочитайте формулировку темы.

- На какой странице начинается

работа по данной теме?

- Предположите, на какой странице

мы будем работать сегодня?

- Откройте все страницу124.

Задание классу:

- Для того чтобы сформулировать

цели урока, воспользуемся

заданиями учебника.

- Найдите упр. 132.

-Прочитайте 1-ый абзац задания.

-Найдите предложение, которое

начинается со слова «объясните…»

3 часть учебника

Сложные слова из двух корней с

буквой соединительного гласного.

Стр. 91.

Стр. 124.

Коммуникативные:

коммуникация как

взаимодействие

-Сформулируйте цель.

-Найдите и прочитайте

вопросительное предложение к

упражнению 133.

-Сформулируйте задачу

упражнения.

-Итак, назовите цели урока.

-Молодцы! Цели поставили.

Постараться объяснить, почему

появились сложные слова, какие

трудности есть в таких словах.

Научиться их определять.

IV. Открытие

нового знания

Коммуникативные:

коммуникация как

кооперация

(задание требующее

распределение

работы в классе —

работа по цепочке)

Работа по учебнику.

-Ребята, упражнения, которые мы

будем с вами выполнять, помогут

добиться поставленных целей.

Стр. 124, упр. № 132

-Начинаем работу над упр. № 132.

Будем работать самостоятельно и в

цепочке.

- Читаем вслух по цепочке.

Личностные:

обнаруживает

настойчивость,

терпение, умение

преодолевать

трудности;

Познавательные:

осуществлять

синтез, как

составление целого

из частей;

осуществлять

подведение под

понятие на основе

распознавания

объектов,

выделение

Арина читай…

- Как будем действовать?

- Назовите действия, которые

будем выполнять.

- Работаем пока только с тремя

действиями.

-Какими?

-Открывайте учебник, находите

словарь.

-Кому нужна помощь поднимите

красный квадрат. Соседи по парте,

помогайте.

-Поднимите руки те, кто уже готов

прочитать сложные слова.

- Читаем по цепочке…

(зверолов – последнее слово)

-Достаточно.

В учебнике «Русский язык»2 часть в

Обратном словаре найдём сложные

слова, выпишем их столбиком,

объясним, почему появились,

покажем письменно.

Откроем, найдём, выпишем,

объясним, покажем

Откроем, найдём, выпишем

Обратный словарь, стр. 139 – 140

Читают сложные слова:

Будем выписывать все слова

столбиком.

существенных

признаков и их

синтеза;

Коммуникативные:

Умение адекватно

использовать

речевые средства

для решения

различных

коммуникативных

задач,

Умение строить

монологическое

высказывание.

-Какую работу будете выполнять

далее?

-Ребята, вы будете записывать

слова по вариантам: 1-ый вариант

первые три слова, начиная со слова

хлебороб, а 2-ой вариант –

следующие 3 слова, исключив

слово китолов.

-Расскажите, как поняли задание,

1-ый вариант, 2-ой вариант.

-Выполняйте.

-Назовите слово, которое будете

записывать первым?

-Выполняйте.

Проверка.

НА ДОСКУ прикрепляю карточки:

хлебороб птицелов

ледоруб рыболов

лесоруб зверолов

Небоскрёб

хлебороб птицелов

рыболов

зверолов

ледоруб

лесоруб

1-ый вариант записывает первые

три слова, начиная со слова

хлебороб, а 2-ой вариант –

следующие 3 слова.

Так как далее будем объяснять,

почему появились такие слова.

Контроль и

самоконтроль

результата в

процессе

деятельности

Проверка.

-Сравните свою работу с записью

на доске.

- Почему все слова выписали

столбиком?

- Просмотрите ещё раз

выписанные вами слова.

-Почему появились такие слова?

-Расскажите, как будете показывать

письменно.

-Объясните, в какой форме будете

записывать первое и второе слово в

паре

(Обратить внимание детей, что

слова действия должны отвечать на

вопрос что делает)

-Начинаем работать.

-У доски будут выполнять…

Проверка.

Дети объясняют.

Обращают внимание на подсказку

Летучей Мыши.

Читают подсказку Летучей Мыши.

Читают образец выполнения.

Мы к каждому выписанному слову

будем ставить стрелку, и подбирать

слова, от которых появилось

данное слово.

Первое слово – название действия

будем записывать в начальной

форме, а второе - слово – названия

действия должно отвечать на вопрос

что делает.

У доски работают дети по

-Сравните свою запись с

выполнением задания на доске.

Задание: оцените выполнение

работы.

-По какому критерию будем

оценивать?

- Объясните, как будете оценивать.

- Оценивайте.

вариантам

По критерию правильность

объяснения, как появились сложные

слова.

Начертим на полях отрезок (шкалу),

разделим чёрточкой на три части.

Если считаем, что всё сделали

правильно, то поставим простым

карандашом крестик вверху, если

думаем, что допустили ошибки, то

поставим крестик посередине, а

если всё неправильно, крестик –

внизу отрезка.

Оценивают

ФИЗМИНУТКА

Физминутку проводит дежурная

семейка.

V. Первичное

закрепление

-Переходим к следующему

упражнению.

Стр. 125, упр. № 133

Читают из Обратного словаря:

звездопад

водопад

листопад

- Прочитайте самостоятельно два

абзаца задания.

- Прочитайте вслух.

-Прочитайте только 3 слова с

корнем пад.( Не читайте слово

снегопад)

-Прочитайте только 3 слова с

корнем вод, начиная со слова

коневод.

- На какой вопрос предлагают

ответить авторы учебника?

Задание:

- Эту часть задания вы будете

выполнять в парах. Договоритесь

кто из вас будет находить, какие

трудности написания есть в

сложных словах с корнем -пад, а

кто в словах с корнем -вод

-Расскажите, как будете работать.

-Выполняют.

-Расскажите, какие три трудности

написания обнаружили в словах с

коневод

овцевод

птицевод

Какие три трудности написания

есть в каждом из этих слов?

В парах договоримся, кто будет

работать со словами с корнем –

пад, а кто с корнем –вод.

Будем находить, какие трудности

написания есть в сложных словах с

корнем –пад и какие в словах с

корнем -вод

1) написание безударных гласных;

2) буква соединительного гласного в

сложных словах;

корнями пад и вод?

- Итак, какие же три трудности

написания вы обнаружили в

каждом из этих слов?

3) буква парного согласного на

конце слова.

VI. Включение

нового знания в

систему нового

знания и

повторение

Личностные:

проявляет интерес к

процессу письма

-Давайте сравним ваши результаты

работы в паре с тем что

предлагают авторы учебника.

Задание классу:

-Какой вид работы нам сейчас

предстоит выполнить?

-Как определили?

-Читай задание…

-Выполняйте.

- Каким словом проверяли

первую трудность?

На странице дано условное

обозначение

Подбирали родственное слово.

Дети читают: «например…»

звездопад - звёзды коневод - конь

водопад – воды овцевод - овцы

листопад – лист

- Как будете проверять вторую

трудность?

-Проверяйте.

-Работаем далее. Читайте.

- Что ещё осталось выполнить?

-Какая третья трудность?

- Как будете выполнять?

Прочитайте образец проверки.

- Что изменилось в проверочном

слове?

- Поднимите руки те, кто знает, как

проверить написание букв парного

согласного.

-Предлагаю самостоятельно

выбрать из списка 3 любых слова

и проверить трудность написания.

-Расскажите, что будете делать

самостоятельно.

-Как будете проверять трудность

написания парного согласного?

Самостоятельная работа.

птицевод - птицы

Учащиеся по цепочке проверяют

вторую трудность: написание букв

соединительного гласного.

Проверить у всех слов третью

трудность написания.

Дети читают:

«Теперь проверьте …»

Написание буквы парного

согласного на конце слова.

Изменилась форма слова.

Выберем из списка 3 слова и

проверим и проверим трудность

написания.

Будем изменять форму слова.

Учащиеся самостоятельно

- Проверяйте третью трудность.

- Покажите, кому нужна помощь.

Задание: оцените выполнение

работы «светофориком».

- Объясните, как будете оценивать.

-Оценивайте.

проверяют третью трудность:

написание букв парного согласного:

звездопад - звездопады

водопад - водопады

листопад - листопады

коневод -коневоды

овцевод -овцеводы

птицевод -птицеводы

Если правильно объяснил третью

трудность написания всех слов,

нарисую кружок зеленого цвета,

если испытывал трудности и

воспользовался помощью учителя

или соседа то ставлю кружок

жёлтого цвета, если не смог

объяснить – кружок красного цвета.

VII. Рефлексия

деятельности

(итог урока)

- Какие цели ставили?

- Воспользуйтесь оценкой 1-го и 2-

го задания и расскажите, достигли

ли целей?

Постараться объяснить, почему

появились сложные слова, какие

трудности есть в таких словах.

Научиться их определять.

Дети

рассказывают

как

достигали

поставленную цель.

Домашнее задание

Учебник, стр.133



В раздел образования




Яндекс.Метрика