Напоминание

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов"


Автор: Игнатова Любовь Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
Наименование материала: семинар–практикум
Тема: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум с элементами тренинга

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического

коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой;

активизация процесса самопознания, взаимопонимания у педагогов;

создание условий для групповой сплоченности;

освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его

предотвращения;

создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению

педагогического коллектива.

Содержание:

1.

Приветствие. Добрый день уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать на нашей

трениинговой встрече.

2.

Упражнение «Вагончики с именами»

Мы

приглашаем

вас

в

путешествие

….

Для

этого

путешествия

нам

необходимо

сформировать поезд. Представьте себя «вагончиком» и дайте ему название (позитивной

энергии, оптимизма, радости, интереса, веселья, жизнерадостности, любознательности,

энтузиазма, целеустремленности….)

3.

Упражнение «Станция - познай себя»

Наш поезд сформирован и мы готовы к отправке. Путешествуя люди узнают много нового

и интересного, а наше сегодняшнее путешествие поможет лучше познать себя.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями,

интересами, целями.

Ну и так как, мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя

понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы,

не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о

себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это

свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре.

Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто

берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей

внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным

нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и

сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы

внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь.

И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища –

признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во

внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции

делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть

в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения

своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы

честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не

похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный

человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок

или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию,

то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то

склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете

редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете

рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из

общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти,

обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали

что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в

безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или

тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или

какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень

сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его

геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы

дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали

черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая

на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны

признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно

нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас

могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы

независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое

ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы

обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

4. Станция «Расслабление»

Я предлагаю Вам сейчас попробовать способы быстрого снятия сильного эмоционального и

физического напряжения.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на

рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы сосулька

или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот,

ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе – «заморозьте себя». Затем

представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте

постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в

состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального

психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

«Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах

применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают,

что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

Также психологи советуют «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех

помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот,

кто смеётся, живёт долго! (Видео с демонстрацией заражающего смеха)

5. «Я наполняю твой вагончик» (добротой, красотой…)

После длительного путешествия нашим вагончикам потребуется не большой ремонт в виде

покраски. Перед вами лежат шаблон вагончика и цветные карандаши.

Предлагается раскрасить вагончик того цвета, который характеризует ваше внутреннее

состояние, настроение на данный момент.

6. Рефлексия «Цветное настроение»

Перед участниками лежат шаблон вагончика и 5 цветных карандашей.

Предлагается разукрасить вагончик того цвета, который характеризует ваше внутреннее

состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений).

Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета.

Характеристики цветов:

Черный – Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.



В раздел образования




Яндекс.Метрика