Автор: Мишарина Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 65 "Фестивальный"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры с песком в детском саду для детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игры с песком в детском саду для детей
младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Песок
нередко
действует
на
детей
как
магнит.
Их
руки
сами,
неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели,
горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у
малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в
то же время, учится работать и добиваться цели.
Детей 3-4 лет интересует живая и неживая природа, свойства и качества
предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это
им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая
школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице
много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще
гулять
с
детьми,
давайте
простор
их
любознательности,
поощряйте
их
активность и самостоятельность.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из
совка
в
формочку,
в
него
можно
закапывать
различные
предметы
и
откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова
строить. Летом подобные игры легко организовать на улице.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? У малыша
развиваются
коммуникативные
навыки,
т.е.
умение
правильно
общаться.
Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. В
песочнице
быстрее
устанавливаются
доверительные
отношения
между
взрослым и ребенком. Малыш более осмысленно и быстро осваивает нормы
и
правила
поведения
в
коллективе.
Взрослый
становится
для
ребенка
проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и
самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт
символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Трогая
руками
песчинки
малыш
развивает
мелкую
моторику
рук,
а
определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает
глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Здравствуй, песок!
Цель: снизить
психофизическое
напряжение,
закрепить
знания
о
свойствах песка.
Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не
повторяя действий другого:
— дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки,
затем двух рук одновременно;
—
сначала
легко,
потом
с
напряжением
сжать
кулачки
с
песком
и
медленно высыпать его в песочницу;
— дотронуться до песка всей ладошкой;
— перетереть песок между ладонями.
Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно,
песок шершавый, влажный, сухой и т.д.
Маленький исследователь
Цель: познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.
Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или
черной
бумаги.
Воспитатель
предлагает
рассмотреть
песок
через
лупу,
потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):
— Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с
цветными карандашами соответствующие цвета.)
— Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о
песке и песчинках).
—
Легко
ли
сыплется
песок?
Показать
детям
и
дать
возможность
пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.
Узоры на песке
Цели: развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.
Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке:
кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры
камешками, пуговицами.
Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.
Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину,
стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать
на песке разными способами.
Песочный дождик
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с
ведерком, разными формочками.
Песочная фея. Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный
песочный
дождь
и
дуть
песочный
ветер.
Давайте
посмотрим,
как
это
происходит.
Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в
песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.
Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком.
Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его.
Воспитатель играет с каждым ребенком.
Отпечатки
Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.
Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт,
геометрические
фигуры
и
т.д.
Воспитатель
и
дети
по
очереди
делают
отпечатки
на
мокром
песке.
Затем
каждый
ребенок,
следуя
словесной
инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму
формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».
Подсказки
Цель: обучить порядковому счету.
Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых
спрятана игрушка.
Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между
третьим и пятым куличиком.
Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку.
Игра проводится с каждым из детей.
Вылечи букву
Цель: изучать с детьми буквы, знакомить с их написанием.
Воспитатель показывает детям буквы алфавита, потом рисует их на песке
и стирает какую-то часть. Предлагает каждому из детей «вылечить» какую-
либо букву, дорисовать недостающую часть.