Автор: Волкова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34
Населённый пункт: г. Усолье – Сибирское Иркутская область
Наименование материала: проект по адаптации
Тема: Здравствуй малыш!
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34» г. Усолье – Сибирское.
Проект
«Здравствуй малыш!»
по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе
2018г
Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй
малыш!»
Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.
Творческое название: «Здравствуй малыш!»
Авторы проекта: Волкова Ольга Владимировна, Синиченко Наталья Сергеевна
Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.
Срок реализации: июль - август 2018 года краткосрочный
Участники проекта:
д е т и первой
младшей
группы «Солнечные
лучики»,
родители, воспитатели.
Вид проекта: краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,
физическое
развитие,
социально-коммуникативное
и
художественно-эстетическое
развитие.
Актуальность.
Во
время адаптации
к
условиям
детского сада
у
ребенка
происходит
серьезная
перестройка
всех
его
представлений
и
отношений
с
окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта
резкая
смена
условий
может
сопровождаться
тяжелыми
переживаниями,
снижением
речевой
и
игровой
активности,
потерей
части
приобретенных
ранее
навыков.
В
некоторых
случаях
отмечается
задержка
нервно-психического
и
физического развития.
Поэтому
сохранение
здоровья детей
в
период
адаптации
к
детскому
саду
является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы,
вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее
адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С
поступлением
ребенка
в
дошкольное
учреждение
в
его
жизни
происходят
множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него
стрессовую
ситуацию,
которая
без
специальной
организации
может
привести
к
невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и
т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности
безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и
их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта
1.
Помочь
в
преодолении
стрессовых
состояний
у детей раннего
возраста
в
период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4.
Формирование
активной
позиции
родителей
по
отношению
к
процессу адаптации детей.
Основные направления проекта:
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их
родителей.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Методы и приёмы:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации)
- Анкетировании
- Наблюдение
- Беседа с родителями
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- проговаривание потешек в режимных моментах;
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во
время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода –
формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
-
гибкий
режим
пребывания детей
в
начальный
период
адаптации с
учетом
индивидуальных особенностей детей;
-
информирование
родителей
об
особенностях адаптации каждого
ребенка
на
основе адаптационных карт;
-
наблюдение
за
состоянием
здоровья (самочувствие,
аппетит,
сон,
физическое
здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
- создание методического обеспечения;
- создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
- помещение информации в родительский уголок.
2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность:
- заполнение адаптационных листов;
- работа с детьми;
- организованные тематические встречи;
- беседы с родителями;
- проведение родительских собраний, консультаций.
3 этап. Заключительный (результативность):
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут
ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому
помещению и незнакомым взрослым;
- анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
•
Повышение
психолого-педагогической
компетенции
родителей
в
вопросах
воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями
воспитанников.
•
Создание
открытой
системы
взаимодействия
участников
образовательного
процесса в ДОУ.
Список используемой литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /
Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.
Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного
образования
/
Под
ред.
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой,
М.
А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
4. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для
воспитателя
дет.
сада
/
К.
Л.
Печора,
Г.
В.
Пантюхина,
Л.
Г.
Голубева.
–
М.:
Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н.
Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.
-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
7. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:
лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
8. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:
лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе “Солнечные лучики”
используется
модель
организации адаптационного периода
через
режимные
процессы.
Для
организации
успешной адаптации
детей, первого
младшего
группы
воспитатели гр. “Солнечные лучики”
выбирают разнообразные методы и приемы
работы
с детьми:
развлечения,
интересные
для детей
дидактические
игры,
подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей,
элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как
в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Также
для
облегчения адаптации
коллектив
нашей
группы
впервые дни
рекомендует
родителям
укороченное
пребывание
ребенка
в детском
саду с
постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы
используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо
сформировать
у
ребенка
положительную
установку,
желание
идти
в детский
сад.
Это
зависит
в первую очередь
от
умения
и
усилий
воспитателей
создать
атмосферу
тепла,
уюта
и
благожелательности
в группе.
Если
ребенок
с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче
пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как:
элементы
телесной
терапии,
исполнение
колыбельных
песен
перед
сном,
релаксационные
игры
(за
основу
упражнений
по
релаксации
взяты
приемы
по
дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода –
также
являются
элементами
релаксационных
игр,
элементы
сказкотерапии,
музыкальные
занятия
и
развитие
движений,
игровые
методы
взаимодействия
с
ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения (см.
приложение 5).
Программа
занятий
в группе составлена
с
учетом
особенностей детей
раннего
возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более
комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и
безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином
ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают;
в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство,
сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых,
доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой
Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и
правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В
этом
направлении
необходимо
способствовать
накоплению
опыта
доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на
ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать
у
каждого
ребенка
уверенность
в
том,
что
взрослые
любят
его,
как
и
всех
остальных детей.
Воспитывать
отрицательное
отношение
к
грубости,
жадности;
развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам,
красивым игрушкам и т. п.
Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан
перспективный план на период адаптации
Охрана и укрепление здоровья детей.
Работа с родителями
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только
детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с
родителями.
Родители
очень
часто
спонтанно
относятся
к
процессу
воспитания.
Поэтому
воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе
представлен перспективный план по работе с родителями
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со
сверстниками.
Консультации
для
родителей
в
адаптационный
период,
буклеты,
беседы
анкетирование.