Напоминание

Здравствуй малыш!


Автор: Волкова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34
Населённый пункт: г. Усолье – Сибирское Иркутская область
Наименование материала: проект по адаптации
Тема: Здравствуй малыш!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34» г. Усолье – Сибирское.

Проект

«Здравствуй малыш!»

по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе

2018г

Проект по адаптации детей к детскому саду в первой младшей группе «Здравствуй

малыш!»

Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.

Творческое название: «Здравствуй малыш!»

Авторы проекта: Волкова Ольга Владимировна, Синиченко Наталья Сергеевна

Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.

Срок реализации: июль - август 2018 года краткосрочный

Участники проекта:

д е т и первой

младшей

группы «Солнечные

лучики»,

родители, воспитатели.

Вид проекта: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,

физическое

развитие,

социально-коммуникативное

и

художественно-эстетическое

развитие.

Актуальность.

Во

время адаптации

к

условиям

детского сада

у

ребенка

происходит

серьезная

перестройка

всех

его

представлений

и

отношений

с

окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта

резкая

смена

условий

может

сопровождаться

тяжелыми

переживаниями,

снижением

речевой

и

игровой

активности,

потерей

части

приобретенных

ранее

навыков.

В

некоторых

случаях

отмечается

задержка

нервно-психического

и

физического развития.

Поэтому

сохранение

здоровья детей

в

период

адаптации

к

детскому

саду

является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы,

вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее

адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С

поступлением

ребенка

в

дошкольное

учреждение

в

его

жизни

происходят

множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него

стрессовую

ситуацию,

которая

без

специальной

организации

может

привести

к

невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и

т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности

безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и

их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

1.

Помочь

в

преодолении

стрессовых

состояний

у детей раннего

возраста

в

период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4.

Формирование

активной

позиции

родителей

по

отношению

к

процессу адаптации детей.

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их

родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Методы и приёмы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации)

- Анкетировании

- Наблюдение

- Беседа с родителями

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- проговаривание потешек в режимных моментах;

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во

время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода –

формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

-

гибкий

режим

пребывания детей

в

начальный

период

адаптации с

учетом

индивидуальных особенностей детей;

-

информирование

родителей

об

особенностях адаптации каждого

ребенка

на

основе адаптационных карт;

-

наблюдение

за

состоянием

здоровья (самочувствие,

аппетит,

сон,

физическое

здоровье);

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

- создание методического обеспечения;

- создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

- помещение информации в родительский уголок.

2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

- знакомство с семьей;

- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность:

- заполнение адаптационных листов;

- работа с детьми;

- организованные тематические встречи;

- беседы с родителями;

- проведение родительских собраний, консультаций.

3 этап. Заключительный (результативность):

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут

ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому

помещению и незнакомым взрослым;

- анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

Повышение

психолого-педагогической

компетенции

родителей

в

вопросах

воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями

воспитанников.

Создание

открытой

системы

взаимодействия

участников

образовательного

процесса в ДОУ.

Список используемой литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /

Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.

Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного

образования

/

Под

ред.

Н.

Е.

Вераксы,

Т.

С.

Комаровой,

М.

А.

Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.

4. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для

воспитателя

дет.

сада

/

К.

Л.

Печора,

Г.

В.

Пантюхина,

Л.

Г.

Голубева.

М.:

Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н.

Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.

-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

7. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:

лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.

8. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:

лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.

Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе “Солнечные лучики”

используется

модель

организации адаптационного периода

через

режимные

процессы.

Для

организации

успешной адаптации

детей, первого

младшего

группы

воспитатели гр. “Солнечные лучики”

выбирают разнообразные методы и приемы

работы

с детьми:

развлечения,

интересные

для детей

дидактические

игры,

подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей,

элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как

в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Также

для

облегчения адаптации

коллектив

нашей

группы

впервые дни

рекомендует

родителям

укороченное

пребывание

ребенка

в детском

саду с

постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы

используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо

сформировать

у

ребенка

положительную

установку,

желание

идти

в детский

сад.

Это

зависит

в первую очередь

от

умения

и

усилий

воспитателей

создать

атмосферу

тепла,

уюта

и

благожелательности

в группе.

Если

ребенок

с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче

пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад.

В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как:

элементы

телесной

терапии,

исполнение

колыбельных

песен

перед

сном,

релаксационные

игры

(за

основу

упражнений

по

релаксации

взяты

приемы

по

дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода –

также

являются

элементами

релаксационных

игр,

элементы

сказкотерапии,

музыкальные

занятия

и

развитие

движений,

игровые

методы

взаимодействия

с

ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения (см.

приложение 5).

Программа

занятий

в группе составлена

с

учетом

особенностей детей

раннего

возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более

комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и

безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином

ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают;

в каком помещении он живет и т. д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство,

сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых,

доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой

Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и

правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

В

этом

направлении

необходимо

способствовать

накоплению

опыта

доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на

ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать

у

каждого

ребенка

уверенность

в

том,

что

взрослые

любят

его,

как

и

всех

остальных детей.

Воспитывать

отрицательное

отношение

к

грубости,

жадности;

развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам,

красивым игрушкам и т. п.

Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан

перспективный план на период адаптации

Охрана и укрепление здоровья детей.

Работа с родителями

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только

детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с

родителями.

Родители

очень

часто

спонтанно

относятся

к

процессу

воспитания.

Поэтому

воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе

представлен перспективный план по работе с родителями

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,

быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со

сверстниками.

Консультации

для

родителей

в

адаптационный

период,

буклеты,

беседы

анкетирование.



В раздел образования




Яндекс.Метрика