Авторы: Герасимова Людмила Анатольевна, Маринина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1590" имени Героя Советского Союза В.В.Колесника
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект интегрированного занятия
Тема: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет"
Раздел: дошкольное образование
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
Конспект интегрированного занятия для дошкольников старшего
возраста.
Авторы: Герасимова Л. А., Маринина Н.В.
Задачи:
-дать представление о том, что на защиту Древней Руси вставали
храбрые воины;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к
защитникам, гордость за своих предков, желание подражать им.
Материалы:
иллюстрации Ледового побоища, аудиозапись кантаты С.Прокофьева
«Александр Невский».
Предварительная работа:
- чтение былины «Александр Невский»
- рассматривание иллюстраций памятника Александру Невскому,
ордена Александра Невского.
Ход занятия:
Педагог:
Ребята, скажите мне как называется наша Родина?
Ответы детей:
Наша Родина называется Россия.
Педагог:
А как она называлась много, много лет назад?
Ответы детей:
Русь.
Педагог:
Давным-давно защитников-воинов называли другим словом. Их
называли дружина. Как вы думаете почему? Моя подсказка – оно
похоже на слово, которое вы часто говорите.
Ответы детей:
Это слово похоже на слово друг.
Это слово похоже на слово дружить.
Педагог:
Правильно. Эти люди дружно вступали в битвы за свою Русь.
Русская земля всегда была богатой и изобильной. Эти богатства
всегда привлекали врагов. Много храбрых людей совершили подвиги,
оберегая Отчизну от врагов. И мы должны с вами помнить о них.
Давным-давно стремились завоевать русские земли шведы. Они
думали, что разгромленное татарами русское войско не сможет
оказать сопротивления и высадились в устье реки Нева. Навстречу
шведам с собранным войском вышел юный новгородский князь
Александр. Не много у него было воинов, но была уверенность в
победе. А теперь посмотрите на изображения Александра Невского.
Что можно сказать о нем, глядя на них?
Ответы детей:
Он смелый, сильный.
Очень молодой.
Он знает, что победит всех врагов.
Физкультминутка. «Упражнения для воинов»
Педагог:
«Не в силе бог, а в правде». Шведы были разбиты, а князя за эту
победу стали величать Невским.
Но Русь не хотели оставлять в покое. Снова напали на нее немецкие
рыцари и опять русский народ с Александром Невским встали на
защиту земли русской. Немецкие рыцари и русская дружина
встретились на льду Чудского озера. Князь решил обмануть немцев.
Когда начался бой, русские воины дали возможность рыцарскому
клину (особое построение войска) прорваться сквозь свои ряды и
ударили по клину с боков. Немецкая пехота не выдержала натиска и
бросилась в бегство. Тонкий лед стал ломаться под тяжестью
облаченных в латы коней и рыцарей. Русичи нарекли эту битву
Ледовым побоищем.
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», - сказал
Александр Невский. А вместе с ним и русский народ защитил свою
землю.
А сейчас давайте послушаем музыкальный фрагмент кантаты
С.Прокофьева «Александр Невский».
После прослушивания детям предлагается ответить на вопросы:
Какие чувства у них вызвала эта музыка?
Передает ли она настроение? Какое?
Какие были древние русичи?
Почему дружина Александра Невского победила врагов?
Ответы детей.
Педагог:
А теперь обратите внимание на репродукции картин с изображением
Александра Невского. Составьте небольшой рассказ по одной из них.
Давайте вместе составим план рассказов.
Дети вместе с педагогом составляю примерный план рассказа по
картинам.
Кто изображён на картине?
Во что одет воин?
Чем он вооружён?
О чём он думает?
Что хотел сказать художник своей картиной?
Рассказы детей.
Педагог.
Вы составили хорошие рассказы. А скажите мне – мог ли Александр Невский
один добиться свей победы?
Ответы детей.
Нет. Он сражался не один, а со своей дружиной.
Только всем вместе можно победить грозного врага.
Педагог.
А теперь поиграем. Игра «Доскажи словечко.»
Сам погибай, а товарища ( выручай).
Трудно в ученье, легко (в бою).
Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою (добывает).
Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде (не покидает).
Мир строит, а война (разрушает).
Тот герой, что за Родину (горой).
Педагог.
Обратите еще раз внимание на репродукции. Я вам предлагаю нарисовать
защитников.
Продуктивная деятельность.
Дети выбирают материалы для выполнения работы, рассматривают образцы,
по желанию могут воспользоваться шаблонами (контур воина).
По окончанию работы нарисованные воины помещаются на ватманский лист
с изображением русского поля.
Педагог:
Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.