Автор: Логунова Ольга Павловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Учебный"
Населённый пункт: Ершовский район Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».
Эпиграф: «Для того, чтобы с надеждой смотреть вперед,
надо обязательно помнить то, что было».
Михаил Дудин
Класс: 9
Цель урока:познакомить учащихся с героическим трудом и подвигами жителей нашего края
в годы войны.
Задачи урока:
- Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход
вооруженной борьбы, и на этой основе анализа фактического материала и установление причин
победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.
- Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой,
анализировать исторические факты и делать выводы;
- Способствовать развитию интереса учащихся к истории родного края, воспитанию чувства
патриотизма, гордости за своих соотечественников
Метапредметные:
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
-поиск и выделение нужной информации, ее обобщение;
-развитие умений выделять главные факты, устанавливать их логическую последовательность.
Предметные:
- совершенствование умений понимать основное содержание и извлекать необходимую
информацию из текста учебника и источника.
- духовно-нравственные: воспитание уважения и признательности к великому прошлому нашей
Родины.
-чувства гордости за свою страну и своих предков, чувства патриотизма.
УУД:
Личностные УУД:понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества,
научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям,
их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,
Регулятивные УУД:уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения
заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей
деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ
и результат действия.
Коммуникативные УУД:умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг
друга, высказываться
Познавательные УУД:способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и
современности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная,
коллективная.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Саратовский край в
годы ВОВ»,листовки с лозунгом «Все для фронта, все для победы», фрагмент речи Юрия
Борисовича Левитана, фрагмент песни «Священная война» (авторы: поэт В.И. Лебедев –
Кумач, композитор А.В. Александров).
Используемые технологии:
- технология критического мышления;
- технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
- технология сотрудничества;
- коммуникативные технологии;
- элементы технологии системно -деятельностного подхода.
Раздаточный материал:
1) Фрагмент документа «ВЫСТУПЛЕНИЕ И.В. СТАЛИНА ПО РАДИО 3 июля 1941 года»
Ход урока
1. Организационный этап.Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать
вас на моем уроке! Нам сегодня предстоит большая работа, надеюсь, что мы с вами
успешно с ней справимся! 1-2 мин.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Начнем! Предлагаю прослушать фрагмент речи Юрия Борисовича Левитана, и
определить о каком событии мы будем говорить сегодня.
Вопросы:
- Какое событие нам сегодня предстоит изучить?
- Назовите дату Великой Отечественной войны (22 июня 1941 по 9 мая 1945 г.г.)
- А коснулась ли Великая Отечественная война вашей семьи?Ответы учащихся
Имена героев нашей области занесены в «Книгу памяти Саратовской области» (учитель
показывает на книги памяти)
Определим тему урока более конкретно
Учитель корректирует тему урока и цель урока
«Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».
3. Актуализация знаний.
План урока
Предлагаю работать по следующему плану:
1.Вклад жителей Саратовского края в разгром фашистской Германии
2. Наши земляки – участники боевых действий
Учитель: Прошло уже достаточно времени с того момента, когда, замолкли последние
выстрелы оружий, наступила тишина, пришёл долгожданный мир, выстраданный,
оплаченный самой высокой ценой, ценой крови и слез. Всё меньше и меньше остаётся
ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Память, которая смотрит на нас со
старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики. Все
дальше уходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но мы должны помнить о
тех, кто не пожалел своей жизни для будущих поколений.
Какой вклад внесли жители Саратовского края в победу в Великой Отечественной
войне и каково его значение?
Сегодня на нашем уроке мы постараемся воссоздать картины военных лет нашего края.
1)
Работа в парах – работа с документом
Фрагмент документа «ВЫСТУПЛЕНИЕ И.В. СТАЛИНА ПО РАДИО 3 июля 1941 года»
Товарищи! Граждане! Братья и сестры!
Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!
Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня,
продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель,
разрушение национальной культуры и национальной государственности народов советского
Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идет, таким образом, о жизни и
смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть
беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый , военный
лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…
Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности,
нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом
германского фашизма…
Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного
Красного Флота!
Все силы народа — на разгром врага!
Вперед, за нашу победу!
Газета «Правда» 3 июля 1941 года
Вопросы: - Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило обращение
И. В. Сталина?
- Какой по характеру являлась эта война для советского народа?
- Как это отразилось в народном сознании, какие лозунги появились?
Учитель:Ребята, что такое внести вклад? Ответы учеников (материальная помощь,
героические поступки и т.д.)
Об этом поговорим подробнее
4. Обобщение и систематизация знаний.
1 Вклад жителей Саратовского края в разгром фашистской Германии
Учитель:Познакомимся с социально – экономическим положением Саратова и области
накануне Великой Отечественной войны и узнаем, какие изменения происходили:
Дополнительный материал для учащихся:
Купешев Батыр
Саратов накануне войны был сравнительно крупным городом с развитым машиностроением,
нефтехимией и многочисленными предприятиями легкой и пищевой индустрии. Он
располагал значительными людскими ресурсами. Город исторически сложился как порт,
торговый центр и узел железнодорожных и речных путей. Уязвимость его экономики
состояла в отсутствии разведанных запасов минерального сырья.
Особенно значительным был рост металлообрабатывающей промышленности. Только за
1942 г. объем продукции, выпущенной металлообрабатывающими заводами, находившимися
в области, вырос по сравнению с 1941 г. в 3,8 раза, более чем в два раза увеличилось
количество работающих на этих заводах.
Промышленные предприятия г.Саратова и Саратовской области изо дня в день увеличивали
выпуск продукции для фронта. Коллектив крекинг-заводаимени С.М. Кирова за девять
месяцев 1944 г. дал прирост продукции, по сравнению с этим же периодом времени 1943 г.,
на 68%, и с июля 1944 г. держал переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны.
Огромную роль в решении задач сельского хозяйства сыграли советские женщины. Если в
1941 г. в Саратовской области на тракторах работали 240 девушек-трактористок, то в 1942 г.
10 тысяч трактористок и 800 комбайнеров, а в 1943 г.14 тысяч трактористок. В 1941 г. не
было ни одной женской тракторной бригады, в 1942 г. работали уже 1047 женские
тракторные бригады, а в 1943 г. 1265 тракторных бригад.
Немалую помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, а также
студенты вузов и учащиеся старших классов школ. Только летом 1942 г. на полях колхозов и
совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников, из них 9000 студентов и
16000 школьников г. Саратова.
1.
Вопрос: Ребята, обратите внимание на высокие показатели нашей области. Как вы
думаете, с чем это связано? (Ответы патриотизм, любовь к родине и т.д.)
Учитель:Да вы правы, никто не остался в стороне продолжит рассказ Ермошкин Иван
Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция.
В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие
огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В годы войны в госпиталях
г.Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно
работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода,
саратовские эвакогоспитали добивались возвращения в строй до 80—90% раненых.
Одним из самых заметных проявлений народного патриотизма в начале войны было
широкое добровольческое движение. В течение двух недель в саратовские военкоматы
поступило свыше – 22 тысяч заявлений от добровольцев. В результате двух массовых
мобилизаций летом и осенью 1941 г. Из Саратовской области было призвано более – 300
тысяч человек. Всего за период Великой Отечественной войны регион направил в
действующую армию свыше – 530 тысяч человек, более трети лошадей, автомобилей,
тракторов, имевшихся в области.
Вопросы:
- Что явилось одним из самых заметных проявлений народного патриотизма саратовцев?
(Ответ: добровольческое движение)
-Сколько всего наш регион отправил солдат в действующую армию? (ответ: 530 тыс. чел)
Продолжит Ермолаев Андрей
До конца 1942 г. в городах и поселках области было размещено почти – 100 эвакуированных
предприятий из западных районов страны. Через территорию области проследовало более – 1
мил.чел. эвакуированных и беженцев, почти третьиз них осталась здесь. Весь период войны
в Саратове находился штаб Приволжского военного округа.
Летом – осенью 1941 г. происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной
продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового
оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, самолетных бензобаков. Выросли объемы
военных перевозок на транспорте. Областная организация Осоавиахима за период войны
подготовила – 2700 младших командиров, более - 5 тысяч истребителей танков, - 2 тыс.
снайперов, свыше – 10 тыс. мотоциклистов, радистов, телефонистов.
Вопрос:- Какая военная продукция производилась на территории Саратовского края? (ответы
учащихся)
Учитель:Всенародный размах приобрела такая форма помощи для воинов, как покупка
боевой техники на личные сбережения трудящихся. В Саратовской области на первом этапе
движения, в конце 1941 - на начале 1942 года собирались средства на танковые колоны им.
В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец»
Учитель: Свой вклад в победу внесли не только жители городов нашей области, но и
труженики сел и деревень. Об этом нам расскажет Бескакотова Жанна:
Бескакотова Жанна: Трудящиеся области 1942 года собрали на строительство боевых
самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. рублей, до конца войны - 270 млн.
рублей. За годы войны колхозы и совхозы пожертвовали фронту 460 млн .рублей и 32 кг
золота. Первым единоличный вклад сделал Ферапонт Петрович Головатый, житель Ново –
Покровского района.У него была своя пасека. Он выручил 100 тысяч рублей и принес их
директору авиационного завода для покупки самолета для летчика-саратовца. Самолет был
куплен с разрешения Сталина. Покупку передали летчику Борису Николаевичу Еремину. Он
в числе других летчиков участвовал в невероятном бою под Сталинградом. Двадцать пять
немецких самолетов были против семи советских и одержали в тяжелейшем бою победу. За
годы войны 1520 самолетов, выпущенных Саратовским авиазаводом, были оплачены
жителями области.
Вывод: Таким образом, Саратовский край внес колоссальный вклад в победу. Вот так люди
ковали победу в тылу ради тех, кто был на передовой. А как же было тяжело тем, кто
находился в самой гуще кровопролитных событий.
Учитель:«Нет в России земли такой, где б не памятен был свой герой…»Поговорим о
подвигах наших земляков:
2. Наши земляки – участники боевых действий
Логунов Алексей:В первые же дни войны советскими летчиками было совершенно несколько
таранов, в числе подобных подвигов и таран саратовца Владимира Александровича
Михалева. За этот подвиг ему было присвоено звание - Героя Советского Союза.
Другой наш земляк, житель Вольска – Василий Георгиевич Клочков, возглавил
героическую оборону 28 панфиловцев 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково под
Волоколамском против 50 танков. Это ему принадлежат знаменитые слова: «Велика Россия, а
отступать некуда – позади Москва».
Первый ночной воздушный таран в небе Подмосковья совершил – Виктор Васильевич
Талалихин, житель вольского района, в ночь на 7 августа 1941 года.
Учитель: В каких ещё крупных сражениях Великой Отечественной войны участвовали наши
земляки? Расскажет - Каданцев Андрей
Каданцев Андрей
В Сталинградской битве приняли участие десятки тысяч наших земляков: пехотинцы и
артиллеристы, летчики и моряки, танкисты и саперы, медики и связисты. 70 уроженцев и
жителей Саратовской области из их числа в ходе войны стали – Героями Советского Союза, а
шестеро – полными кавалерами ордена Славы.
Немало саратовцев было среди участников битвы на Курской дуге. Летом 1943 г. отвагу и
самоотверженность проявила старший сержант медслужбы – Зинаида Ивановна
Маресьева, жительница г. Вольска, ей посмертно было присвоено звание – Героя Советского
Союза, она переправила через реку под обстрелом – 64 раненых бойца.
Учитель:Говоря о героях Саратовской области, мы не можем не вспомнить наших
односельчан: Лихову Клавдию Степановну и Гаврилова Анатолия Ивановича.
Сообщение: Кударовой Анастасии и Скопытухиной Елены.
Учитель:Победа на фронтах В.О.В. стала возможна благодаря самоотверженным усилиям
многомиллионной армии, в рядах которой находились и десятки тысяч саратовцев. 293
уроженца Саратовской области (всего по стране – 11603 воина) были удостоены звания –
Героя Советского Союза. Именами многих их них названы городские улицы, парки, школы.
Орденами Славы трех степеней награждены – 32 саратовца. Более – 150 тыс. жителей
Саратовской области награждены боевыми орденами и медалями.
Велики и человеческие потери края на фронтах войны. Почти – 300 тыс. жителей погибли в
бою, умерли от ран и болезней, были замучены в фашистском плену.
Учитель: Сейчас практически не осталось тех людей, которые подарили нам жизнь. В наше
село живими вернулись немногие. Только в п. Учебный захоронено – 57 человек. Фамилии
ветеранов войны вы можете видеть на стене (Стенды о ветеранах В.О.В.). Сегодня в нашем
поселке проживает только один ветеран – Найдёнов Валентин Георгиевич.
Учитель: Посмотрите, как много вы сказали, отвечая на один вопрос: (вывести вопрос на
слайд)
Какой вклад внесли жители Саратовского края в победу в Великой Отечественной
войне и каково его значение?
Выводы учеников:
Учитель:
Страна никогда не должна забывать своих героев. А героев были миллионы. Жить в то
страшное время уже было подвигом. Подвиг измеряется не количеством орденов и медалей, а
вечным уважением и благодарностью, которое живет в наших сердцах. Сохраним вечную
память о тех, кто не вернулся с полей войны. Честь и слава всем, кто защищал и отстоял
независимость, свободу, мирное небо для последующих поколений. В память об этих
героических годах потомкам, правительством Саратовской области на Соколовой горе в г.
Саратове создан памятник «Журавли».
Звучит песня «Журавли» Слайд «Стела на Соколовой горе».
6. Рефлексия. Мне открылись:
- три самых важных имени;
- три самых важных события;
- три самых важных чувства.Ответы учеников.
Учитель: Наши земляки были настоящими героями, а есть ли место подвигу сейчас?
7. Домашнее задание:- устно: Говоря о героях «Боевой путь моего деда»
- эссе «Нет в России земли такой, где б не памятен был свой герой»Учитель:В этом году
наша область отмечает юбилей – 80 лет. И мы с вами начинаем работу над проектом «Моя
семья в истории Губернии».
8. Подведение итога урока + оценивание учащихся. Спасибо за урок!!!