Напоминание

«Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».


Автор: Логунова Ольга Павловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Учебный"
Населённый пункт: Ершовский район Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».

Эпиграф: «Для того, чтобы с надеждой смотреть вперед,

надо обязательно помнить то, что было».

Михаил Дудин

Класс: 9

Цель урока:познакомить учащихся с героическим трудом и подвигами жителей нашего края

в годы войны.

Задачи урока:

- Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход

вооруженной борьбы, и на этой основе анализа фактического материала и установление причин

победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

- Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой,

анализировать исторические факты и делать выводы;

- Способствовать развитию интереса учащихся к истории родного края, воспитанию чувства

патриотизма, гордости за своих соотечественников

Метапредметные:

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

-поиск и выделение нужной информации, ее обобщение;

-развитие умений выделять главные факты, устанавливать их логическую последовательность.

Предметные:

- совершенствование умений понимать основное содержание и извлекать необходимую

информацию из текста учебника и источника.

- духовно-нравственные: воспитание уважения и признательности к великому прошлому нашей

Родины.

-чувства гордости за свою страну и своих предков, чувства патриотизма.

УУД:

Личностные УУД:понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества,

научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям,

их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

Регулятивные УУД:уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения

заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей

деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ

и результат действия.

Коммуникативные УУД:умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг

друга, высказываться

Познавательные УУД:способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и

современности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная,

коллективная.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Саратовский край в

годы ВОВ»,листовки с лозунгом «Все для фронта, все для победы», фрагмент речи Юрия

Борисовича Левитана, фрагмент песни «Священная война» (авторы: поэт В.И. Лебедев –

Кумач, композитор А.В. Александров).

Используемые технологии:

- технология критического мышления;

- технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;

- технология сотрудничества;

- коммуникативные технологии;

- элементы технологии системно -деятельностного подхода.

Раздаточный материал:

1) Фрагмент документа «ВЫСТУПЛЕНИЕ И.В. СТАЛИНА ПО РАДИО 3 июля 1941 года»

Ход урока

1. Организационный этап.Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать

вас на моем уроке! Нам сегодня предстоит большая работа, надеюсь, что мы с вами

успешно с ней справимся! 1-2 мин.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Начнем! Предлагаю прослушать фрагмент речи Юрия Борисовича Левитана, и

определить о каком событии мы будем говорить сегодня.

Вопросы:

- Какое событие нам сегодня предстоит изучить?

- Назовите дату Великой Отечественной войны (22 июня 1941 по 9 мая 1945 г.г.)

- А коснулась ли Великая Отечественная война вашей семьи?Ответы учащихся

Имена героев нашей области занесены в «Книгу памяти Саратовской области» (учитель

показывает на книги памяти)

Определим тему урока более конкретно

Учитель корректирует тему урока и цель урока

«Саратовский край в годы Великой Отечественной Войны».

3. Актуализация знаний.

План урока

Предлагаю работать по следующему плану:

1.Вклад жителей Саратовского края в разгром фашистской Германии

2. Наши земляки – участники боевых действий

Учитель: Прошло уже достаточно времени с того момента, когда, замолкли последние

выстрелы оружий, наступила тишина, пришёл долгожданный мир, выстраданный,

оплаченный самой высокой ценой, ценой крови и слез. Всё меньше и меньше остаётся

ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Память, которая смотрит на нас со

старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики. Все

дальше уходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но мы должны помнить о

тех, кто не пожалел своей жизни для будущих поколений.

Какой вклад внесли жители Саратовского края в победу в Великой Отечественной

войне и каково его значение?

Сегодня на нашем уроке мы постараемся воссоздать картины военных лет нашего края.

1)

Работа в парах – работа с документом

Фрагмент документа «ВЫСТУПЛЕНИЕ И.В. СТАЛИНА ПО РАДИО 3 июля 1941 года»

Товарищи! Граждане! Братья и сестры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня,

продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель,

разрушение национальной культуры и национальной государственности народов советского

Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идет, таким образом, о жизни и

смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть

беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый , военный

лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности,

нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом

германского фашизма…

Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного

Красного Флота!

Все силы народа — на разгром врага!

Вперед, за нашу победу!

Газета «Правда» 3 июля 1941 года

Вопросы: - Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило обращение

И. В. Сталина?

- Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

- Как это отразилось в народном сознании, какие лозунги появились?

Учитель:Ребята, что такое внести вклад? Ответы учеников (материальная помощь,

героические поступки и т.д.)

Об этом поговорим подробнее

4. Обобщение и систематизация знаний.

1 Вклад жителей Саратовского края в разгром фашистской Германии

Учитель:Познакомимся с социально – экономическим положением Саратова и области

накануне Великой Отечественной войны и узнаем, какие изменения происходили:

Дополнительный материал для учащихся:

Купешев Батыр

Саратов накануне войны был сравнительно крупным городом с развитым машиностроением,

нефтехимией и многочисленными предприятиями легкой и пищевой индустрии. Он

располагал значительными людскими ресурсами. Город исторически сложился как порт,

торговый центр и узел железнодорожных и речных путей. Уязвимость его экономики

состояла в отсутствии разведанных запасов минерального сырья.

Особенно значительным был рост металлообрабатывающей промышленности. Только за

1942 г. объем продукции, выпущенной металлообрабатывающими заводами, находившимися

в области, вырос по сравнению с 1941 г. в 3,8 раза, более чем в два раза увеличилось

количество работающих на этих заводах.

Промышленные предприятия г.Саратова и Саратовской области изо дня в день увеличивали

выпуск продукции для фронта. Коллектив крекинг-заводаимени С.М. Кирова за девять

месяцев 1944 г. дал прирост продукции, по сравнению с этим же периодом времени 1943 г.,

на 68%, и с июля 1944 г. держал переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны.

Огромную роль в решении задач сельского хозяйства сыграли советские женщины. Если в

1941 г. в Саратовской области на тракторах работали 240 девушек-трактористок, то в 1942 г.

10 тысяч трактористок и 800 комбайнеров, а в 1943 г.14 тысяч трактористок. В 1941 г. не

было ни одной женской тракторной бригады, в 1942 г. работали уже 1047 женские

тракторные бригады, а в 1943 г. 1265 тракторных бригад.

Немалую помощь селу оказывали рабочие и служащие городов Саратовской области, а также

студенты вузов и учащиеся старших классов школ. Только летом 1942 г. на полях колхозов и

совхозов работало около 200 тысяч человек молодежи и школьников, из них 9000 студентов и

16000 школьников г. Саратова.

1.

Вопрос: Ребята, обратите внимание на высокие показатели нашей области. Как вы

думаете, с чем это связано? (Ответы патриотизм, любовь к родине и т.д.)

Учитель:Да вы правы, никто не остался в стороне продолжит рассказ Ермошкин Иван

Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция.

В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие

огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В годы войны в госпиталях

г.Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно

работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода,

саратовские эвакогоспитали добивались возвращения в строй до 80—90% раненых.

Одним из самых заметных проявлений народного патриотизма в начале войны было

широкое добровольческое движение. В течение двух недель в саратовские военкоматы

поступило свыше – 22 тысяч заявлений от добровольцев. В результате двух массовых

мобилизаций летом и осенью 1941 г. Из Саратовской области было призвано более – 300

тысяч человек. Всего за период Великой Отечественной войны регион направил в

действующую армию свыше – 530 тысяч человек, более трети лошадей, автомобилей,

тракторов, имевшихся в области.

Вопросы:

- Что явилось одним из самых заметных проявлений народного патриотизма саратовцев?

(Ответ: добровольческое движение)

-Сколько всего наш регион отправил солдат в действующую армию? (ответ: 530 тыс. чел)

Продолжит Ермолаев Андрей

До конца 1942 г. в городах и поселках области было размещено почти – 100 эвакуированных

предприятий из западных районов страны. Через территорию области проследовало более – 1

мил.чел. эвакуированных и беженцев, почти третьиз них осталась здесь. Весь период войны

в Саратове находился штаб Приволжского военного округа.

Летом – осенью 1941 г. происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной

продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового

оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, самолетных бензобаков. Выросли объемы

военных перевозок на транспорте. Областная организация Осоавиахима за период войны

подготовила – 2700 младших командиров, более - 5 тысяч истребителей танков, - 2 тыс.

снайперов, свыше – 10 тыс. мотоциклистов, радистов, телефонистов.

Вопрос:- Какая военная продукция производилась на территории Саратовского края? (ответы

учащихся)

Учитель:Всенародный размах приобрела такая форма помощи для воинов, как покупка

боевой техники на личные сбережения трудящихся. В Саратовской области на первом этапе

движения, в конце 1941 - на начале 1942 года собирались средства на танковые колоны им.

В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец»

Учитель: Свой вклад в победу внесли не только жители городов нашей области, но и

труженики сел и деревень. Об этом нам расскажет Бескакотова Жанна:

Бескакотова Жанна: Трудящиеся области 1942 года собрали на строительство боевых

самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. рублей, до конца войны - 270 млн.

рублей. За годы войны колхозы и совхозы пожертвовали фронту 460 млн .рублей и 32 кг

золота. Первым единоличный вклад сделал Ферапонт Петрович Головатый, житель Ново –

Покровского района.У него была своя пасека. Он выручил 100 тысяч рублей и принес их

директору авиационного завода для покупки самолета для летчика-саратовца. Самолет был

куплен с разрешения Сталина. Покупку передали летчику Борису Николаевичу Еремину. Он

в числе других летчиков участвовал в невероятном бою под Сталинградом. Двадцать пять

немецких самолетов были против семи советских и одержали в тяжелейшем бою победу. За

годы войны 1520 самолетов, выпущенных Саратовским авиазаводом, были оплачены

жителями области.

Вывод: Таким образом, Саратовский край внес колоссальный вклад в победу. Вот так люди

ковали победу в тылу ради тех, кто был на передовой. А как же было тяжело тем, кто

находился в самой гуще кровопролитных событий.

Учитель:«Нет в России земли такой, где б не памятен был свой герой…»Поговорим о

подвигах наших земляков:

2. Наши земляки – участники боевых действий

Логунов Алексей:В первые же дни войны советскими летчиками было совершенно несколько

таранов, в числе подобных подвигов и таран саратовца Владимира Александровича

Михалева. За этот подвиг ему было присвоено звание - Героя Советского Союза.

Другой наш земляк, житель Вольска – Василий Георгиевич Клочков, возглавил

героическую оборону 28 панфиловцев 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково под

Волоколамском против 50 танков. Это ему принадлежат знаменитые слова: «Велика Россия, а

отступать некуда – позади Москва».

Первый ночной воздушный таран в небе Подмосковья совершил – Виктор Васильевич

Талалихин, житель вольского района, в ночь на 7 августа 1941 года.

Учитель: В каких ещё крупных сражениях Великой Отечественной войны участвовали наши

земляки? Расскажет - Каданцев Андрей

Каданцев Андрей

В Сталинградской битве приняли участие десятки тысяч наших земляков: пехотинцы и

артиллеристы, летчики и моряки, танкисты и саперы, медики и связисты. 70 уроженцев и

жителей Саратовской области из их числа в ходе войны стали – Героями Советского Союза, а

шестеро – полными кавалерами ордена Славы.

Немало саратовцев было среди участников битвы на Курской дуге. Летом 1943 г. отвагу и

самоотверженность проявила старший сержант медслужбы – Зинаида Ивановна

Маресьева, жительница г. Вольска, ей посмертно было присвоено звание – Героя Советского

Союза, она переправила через реку под обстрелом – 64 раненых бойца.

Учитель:Говоря о героях Саратовской области, мы не можем не вспомнить наших

односельчан: Лихову Клавдию Степановну и Гаврилова Анатолия Ивановича.

Сообщение: Кударовой Анастасии и Скопытухиной Елены.

Учитель:Победа на фронтах В.О.В. стала возможна благодаря самоотверженным усилиям

многомиллионной армии, в рядах которой находились и десятки тысяч саратовцев. 293

уроженца Саратовской области (всего по стране – 11603 воина) были удостоены звания –

Героя Советского Союза. Именами многих их них названы городские улицы, парки, школы.

Орденами Славы трех степеней награждены – 32 саратовца. Более – 150 тыс. жителей

Саратовской области награждены боевыми орденами и медалями.

Велики и человеческие потери края на фронтах войны. Почти – 300 тыс. жителей погибли в

бою, умерли от ран и болезней, были замучены в фашистском плену.

Учитель: Сейчас практически не осталось тех людей, которые подарили нам жизнь. В наше

село живими вернулись немногие. Только в п. Учебный захоронено – 57 человек. Фамилии

ветеранов войны вы можете видеть на стене (Стенды о ветеранах В.О.В.). Сегодня в нашем

поселке проживает только один ветеран – Найдёнов Валентин Георгиевич.

Учитель: Посмотрите, как много вы сказали, отвечая на один вопрос: (вывести вопрос на

слайд)

Какой вклад внесли жители Саратовского края в победу в Великой Отечественной

войне и каково его значение?

Выводы учеников:

Учитель:

Страна никогда не должна забывать своих героев. А героев были миллионы. Жить в то

страшное время уже было подвигом. Подвиг измеряется не количеством орденов и медалей, а

вечным уважением и благодарностью, которое живет в наших сердцах. Сохраним вечную

память о тех, кто не вернулся с полей войны. Честь и слава всем, кто защищал и отстоял

независимость, свободу, мирное небо для последующих поколений. В память об этих

героических годах потомкам, правительством Саратовской области на Соколовой горе в г.

Саратове создан памятник «Журавли».

Звучит песня «Журавли» Слайд «Стела на Соколовой горе».

6. Рефлексия. Мне открылись:

- три самых важных имени;

- три самых важных события;

- три самых важных чувства.Ответы учеников.

Учитель: Наши земляки были настоящими героями, а есть ли место подвигу сейчас?

7. Домашнее задание:- устно: Говоря о героях «Боевой путь моего деда»

- эссе «Нет в России земли такой, где б не памятен был свой герой»Учитель:В этом году

наша область отмечает юбилей – 80 лет. И мы с вами начинаем работу над проектом «Моя

семья в истории Губернии».

8. Подведение итога урока + оценивание учащихся. Спасибо за урок!!!



В раздел образования




Яндекс.Метрика